Разработка моделей-предложений



 

Модели-предложения (МП) разрабатывает художник-модельер, руководствуясь методами и принципами художественного конструирования. На каждое техническое задание выполняется от 3 до 10 эскизов. Каждая из представленных моделей должна иметь качественно более высокий уровень по сравнению с МА. В них могут быть использованы лучшие композиционные и конструктивные решения МА. От эскиза требуется, чтобы он нес наиболее правдивую и исчерпывающую информацию для оценки соответствия изделия требованиям ТЗ и для работы конструктора. На этой стадии проектирования желательно как художественное представление моделей, так называемый fashion-эскиз, так и их технические рисунки.

Разработанные МП представляются художественно-техническому совету, который оценивает все модели и отбирает одну для дальнейшей проработки.

 

Обоснование целесообразности проекта

 

На заключительном этапе технического предложения производится проверка результатов работы посредством оценки уровня новизны полученного решения.

Новизну изделия в технике определяют по степени близости к имеющимся образцам. Новым считается изделие, создаваемое впервые с новой конструкцией и принципом действия.

Различают понятия абсолютной и относительной новизны [13].

Абсолютная новизна присуща ранее неизвестным изделиям, не имеющим аналогов. Такие изделия встречаются крайне редко.

Относительная новизна присуща изделиям, которые имеют прототип, но отличаются от него некоторыми свойствами или их признаками.

Применительно к разработке нового конструктивного решения моделей одежды можно выделить три степени новизны:

А – модели с новым конструктивным решением неосновных деталей (декоративные и конструктивно-декоративные элементы);

В – модели с новым конструктивным решением основных деталей;

С – модели с новым принципом конструктивного устройства изделия.

По области проявления различают промышленную и потребительскую новизну.

Промышленная новизна – это такое изменение свойств одежды, которое приводит к прогрессивному изменению технологии или качества одежды, но не всегда к изменению его внешнего вида. Например, замена ватина на синтепон или льняной бортовки на клеевой нетканый материал привели к изменению технологии, улучшили технико-экономические показатели качества одежды, но почти не изменили ее внешний вид.

Потребительская новизна характеризуется прогрессивным изменением каких-либо свойств одежды, направленных на улучшение утилитарных или эстетических требований к одежде.

Изменение эстетических требований к одежде отражает визуальная новизна. Она характеризует существенное различие внешнего вида изделия (форму, покрой, цвет и т. д.).

Изменение утилитарных требований – эксплуатационная новизна. Она отображает изменение функций или принципа действия одежды. Примером может служить отстегивающийся утеплитель, который дает возможность регулировать теплозащитные свойства изделия.

Основные признаки визуальной новизны модели приведены в табл. 2, эксплутационной новизны – в табл. 3.

Таблица 2

Показатели визуальной новизны моделей одежды

Комплексный показатель новизны

Единичный показатель новизны

 

Пояснения

наименование вес наименование вес
1 2 3 4 5
          Структура формы f1   0,18 Варианты структуры формы по числу основных и дополнительных формообразующих частей

 

 

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5

 

 

Форма

F

 

 

0,35

Геометрический вид формы f2   0,1 Различия в конфигурации и пространственном положении контурных линий формы (силуэт)
    Размеры формы f3     0,07 Изменение размеров становой части формы по основным поясам и дополнительных формообразующих частей в продольном и поперечном направлениях

 

Структура

поверхности формы

Р

 

 

0,2

    Рельеф поверхности формы р1     0,07 Разновидности рельефа поверхности частей формы, обусловленные способом укладывания материала (складки, сборки, драпировки и др.), местом расположения, занимаемой площадью или числом элементов
    Членение формы конструктивными линиями р2   0,07 Разновидности членения формы конструктивными линиями, определяющими покрой одежды по основанию шеи, рук, линии талии, боковой поверхности, разновидности покроев воротников, рукавов, юбок
Конфигурация свободных краев формы р3   0,04 Изменения конфигурации свободных краев воротника, борта, горловины, низа изделия, рукава или их размеров
Заполнение поверхности формы декоративно-конструктивными, декоративно-функциональными элементами и деталями  р4 0   0,02 Различия моделей по виду, размеру, конфигурации и месту элемента на поверхности формы: декоративные – складки, защипы, строчки, вышивка, оборка; декоративно-конструктивные – рельефы, подрезы, кокетки; декоративно-функциональные – карманы, застежки, шлицы

 

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

 

Цвет и рисунок материала

С

0,25

Цветовой тон с1 0,07

 

Отличия моделей по цвету и цветовым сочетаниям материалов, их светлоте и насыщенности или характеру рисунка в многоцветных материалах, его масштабу и цветовому колориту

Светлота с2 0,04
Насыщенность с3 0,03
Вид орнамента рисунка с4 0,04
Масштаб рисунка с5 0,04
Колорит рисунка с6 0,04

 

 

Основные

материалы

М

 

0,15

  Фактура материала м1     0,07 Отличие лицевой поверхности материала (гладкая, матовая, блестящая, ворсовая, креповая и др.), обусловленное структурой, переплетением и отделкой
Вид волокна м2 0,03 Отличие материалов по волокнистому составу
Драпируемость материала м3 0,05 Отличия материалов по драпируемости или жесткости

 

Декоративные материалы и фурнитура Д

 

 

0,05

Декоративные материалы d1 0,03 Отличие декоративных материалов, используемых в моделях (тесьма, кружево, шнур и т. д.)
Фурнитура d2 0,02 Отличие фурнитуры по цвету, форме, виду, отделке и т. д.

 

Таблица 3

Показатели эксплуатационной новизны моделей одежды

Комплексный показатель новизны

Единичный показатель новизны

  Пояснения
наименование вес наименование вес  
1 2 3 4 5

 

Функциональность

V

 

 

0,5

Совершенство выполнения основной функции v1   0,2 Улучшение выполнения основной функции одежды
  Универсальность v2   0,15 Расширение назначения изделия или условий эксплуатации
Многофункциональность v3   0,1 Расширение способов употребления или служебную роль одежды

 

Окончание табл. 3

1

2

3 4 5
 

 

  Надежность и безотказность v4     0,05 Совершенствование конструкции изделия, направленное на сохранение свойств и надежности выполнения функций одежды на протяжении всего срока эксплуатации и после профилактических операций

 

Эргономичность

Е

 

 

0,5

 

 

Удобство и

безопасность е1

 

  0,2 Изменение формы одежды, ее размеров, компоновки и расположения различных элементов, повышающее удобство пользования изделием его безопасность

 

 

Статическое и динамическое соответствие е2

  0,1 Изменение конструкции одежды (величины прибавок, конфигурации и числа линий членения и др.), улучшающее качество посадки и свободу движения

 

 

Гигиеничность е3

    0,15 Изменение конструкции одежды и свойств материалов, улучшающее показатели пододежного микроклимата

 

Удобство выполнения операций вспомогательных процессов е4

  0,05 Изменение конструкции одежды и свойств материалов, обеспечивающее удобство выполнения операций по уходу за изделием (стирку, утюжку, чистку и др.)
           

Для оценки новизны предлагаемой модели используется экспертный метод. Количество экспертов 7–11 человек. При выставлении оценок новизны используется шестибалльная шкала:

§ новизна по признаку отсутствует – 0 баллов;

§ прослеживается слабая новизна признака – 1 балл;

§ прослеживается значительная новизна признака – 2 балла;

§ прослеживается существенная новизна признака – 3 балла;

§ прослеживается весьма существенная новизна – 4 балла;

§ прослеживается принципиально новое решение – 5 баллов.

Коэффициент новизны Кн рассчитывается по формуле:

,                                    (3)

где Kiср – среднее арифметическое экспертной оценки i-го показателя новизны:

,                                                       (4)

n – число экспертов; xij – единичная оценка j-го эксперта i-го показателя новизны; Kimin – допустимая минимальная оценка i-го показателя новизны, не менее 1; Kimax – максимальная оценка i-го показателя новизны, не более 5; mi – коэффициент весомости i-го показателя новизны; N – общее число показателей новизны.

Такая оценка новизны нацеливает проектировщика на устранение наиболее существенных недостатков в проектировании. В результате применения данной методики возникает система управления новизной проектируемых изделий, которая немедленно срабатывает, если изменяется хотя бы одна оценка по одному из показателей.

Одной из особенностей показателя новизны моделей одежды Кн является его высокая зависимость от фактора времени (Кн = f(t)). Это значит, что показатель новизны моделей с течением времени теряет свою значимость, т. е. если модель, оцененная как новая, модная в текущем сезоне, получила оценку близкую к 1, то через два года она не будет являться таковой, и коэффициент Кн должен быть уменьшен. Срок морального износа швейных изделий колеблется от 3 до 5 лет. Для женской легкой одежды он обычно не превышает 2–3 года. Поэтому в случае несвоевременного запуска модели в производство показатель новизны должен уменьшаться на определенную величину – Dн функцию от времени t.

,                                                 (5)

где m – число месяцев задержки внедрения; 36 – срок морального износа в месяцах (3 года).

Коэффициент новизны модели при внедрении Кнв составит:

Кнв = КнDн                                                 (6)

Предложенная поправка расчета коэффициента новизны позволяет учесть влияние фактора времени на комплексный показатель качества и должна нацелить предприятие на оперативную работу по внедрению новых моделей.

Техническое предложение после согласования и утверждения является основанием для разработки эскизного проекта.

 

Эскизный проект

Эскизный проект (ГОСТ 2.119–73) – это совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и размеры разрабатываемого изделия [11].

В швейной промышленности на данной стадии разрабатывается в деталях уже некий отобранный вариант изделия в техническом предложении. Впоследствии он служит эталоном при утверждении изделия на художественно-техническом совете.

Эта стадия проектирования предусматривает следующие работы:

¨ создание технического эскиза модели;

¨ анализ технического эскиза для выбора конструктивного решения модели;

¨ изготовление и испытание макетов с целью проверки принципов работы изделия или его составных частей;

¨ оценка изделия в соответствии с требованиями эргономики и эстетики.

Эскизный проект, или эскиз модели, разрабатывается в соответствии с существующими в данное время требованиями графического и художественного оформления. На этой стадии ранее заканчивались функции художника-модельера. Теперь эскиз модели нельзя представлять на утверждение без наличия выбранной для моделирования конструктивной основы и внесенных в нее изменений. В этом случае эскиз модели отображает не только внешний вид будущего изделия, но и выбор наиболее подходящей основы конструкции с внесенными в нее изменениями в соответствии с направлением моды [14]. В таком виде эскиз подписывается главным художником предприятия.

Последующий этап работ выполняется совместно художником-модельером и конструктором, который получает технический эскиз модели. На отобранной основе проводят моделирование конструкции, изготавливают первичные лекала, подбирают и раскраивают материал. При этом необходимо отметить, что в швейной промышленности выбор материала осуществляется на стадии разработки эскизного проекта, а не при разработке технического проекта, как в других отраслях. Это объясняется тем, что невозможно изготовить макет (модель), не используя основного материала, так как в данном случае проверяется не столько принцип работы, сколько художественное решение изделия в целом и соответствие его эскизу.

После раскроя материала модель отшивается, в процессе ее изготовления художник-модельер находит наиболее пропорциональное соотношение деталей изделия между собой, гармонию основной ткани, фурнитуры и отделки.

Готовая модель вместе с эскизом представляется на художественно-технический совет, где оценивается соответствие модели эскизу, правильный выбор материала, фурнитуры, отделки, посадка изделия на фигуре, методы обработки и т. д. Если модель в целом удовлетворяет всем поставленным требованиям, то она принимается и служит образцом при дальнейшей проработке изделия, предназначенного для массового производства.

 

Технический эскиз

Технический эскиз (технический рисунок) – это связующее звено между художником-модельером и конструктором. Как правило, технический рисунок разрабатывает дизайнер.

Технический эскиз является важным элементом визуальной коммуникации на промышленном производстве:

* облегчает профессиональное общение между художником и конструктором;

* дает возможность более точно понять основные конструктивные узлы;

* нивелирует стилизацию и сводит изображение к единым международным стандартам.

Технический эскиз дает максимально точное изображение модели по сравнению со стилизованным рисунком художника (fashion-рисунком). Соответственно он понятен не только автору, но и его коллегам – на данном предприятии и в компаниях-партнерах, в своей стране и за рубежом [15].

Способы выполнения технического эскиза.

Технический рисунок может выполняться:

Ø от руки на листе формата А4 с помощью карандаша и линейки. Сегодня многие дизайнеры пользуются стандартной болванкой, размноженной на ксероксе. Либо рисуют фигуру с одинаковым положением рук и ног, абсолютно не видоизменяя ее.

Ø на компьютере с использованием программ Coral Draw, Adobe Illustrator, CAD. Компьютерный способ открывает огромные возможности. Вспомогательная панель инструментов позволяет создать необходимое изображение моментально. Грамотное владение пакетом программ помогает добиться высокой точности и экономии времени при выполнении рисунка.

Виды технического рисунка:

ü модель на фигуре-шаблоне (рис. 2а);

ü плоскостное изображение модели без фигуры, в точных пропорциях и с соблюдением определенных правил (рис. 2б).

 

                               а                                                 б

 

Рис. 2. Технический эскиз модели:

а – модель на фигуре-шаблоне; б – модель без фигуры

Условия выполнения технического эскиза:

§ Наличие fashion-эскиза как основной идеи.

§ Знание пропорций фигуры (размерное отношение каждой части тела к другим частям тела и ко всей фигуре в целом).

§ Проработка рисунка с учетом плечевого, талиевого и бедренного пояса. Плечевой пояс определяет особенности плечевой одежды (платье, жакет, пальто, плащ, пелерина и т. д.); талиевый пояс определяет особенности поясной одежды (юбки, брюки, шорты и т. д.); бедренный пояс существенно влияет на силуэт модели в целом, формируя облегание или расширение книзу.

§ Соблюдение определенных правил выполнения технического эскиза (соблюдение силуэтных линий в изделии очерчивающих фигуру, точная проработка мелких деталей – застежек, карманов, складок и т. д.).

Характерной особенностью технического эскиза является наличие отделочных строчек. Несмотря на то, что за вопросы технологии обычно отвечает технолог, художник, как никто другой, должен отчетливо понимать, что размер, вид и цвет отделочной строчки может значительно повлиять на внешний вид изделия. Именно поэтому, прежде чем эскиз пойдет в работу, все отделочные строчки и детали должны быть указаны.

При проектировании адаптированных и предпочтительных вариантов моделей одежды для индивидуального потребителя целесообразно использовать в техническом эскизе не стилизованные фигуры, а специально разработанные графические модели типовых и нетиповх фигур, которые можно выполнить двумя способами [9].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!