I.  Домонтанистический период.



1) "Послание к мученикам" (6 гл. - 197 г.) - написано Тертуллианом по следующему поводу. Несколько лет до издания эдикта императором Септимием Севером (196-211 г.), которым воспрещалось открытое исповедание христианской религии, проконсул Африки Вигелий Сатурнин начал жестокое преследование христиан в своей провинции. Вследствие этого африканская Церковь подверглась большим опасностям.

Многие были брошены в темницы, где ожидали, исполнения произнесенного смертного приговора. В этот-то момент Тертуллиан обратился к христианам со словом для укрепления их мужества. Он считает не допустимым всякое уклонение от мученичества.

Мученики должны смотреть на свои теперешние муки, как на приготовление к окончательной борьбе.

2) "О зрелищах" (30 гл. - 198 г.) - по случаю победы над бунтовщиками Септимием Севером были устроены пышные празднества с языческим уклоном. В них принимало участие много христиан, которые считали, что религия - в совести и сердце, и она не потеряет ничего, если ухо и глаза дозволяют себе некоторые развлечения.

Тертуллиан восстал против этого с пламенной ревностью, как ревнитель чистоты христианской веры. Участия в этих празднествах христиан приравнивается к идолослужению. Христианское благочестие хранится в спокойном состоянии духа, а зрелище нарушает покой духа и невольно приводит в состояние рассеянности, стоящие в связи с идолослужением и возбуждающим грубые страсти. Сердце же оскверняется от бесстыдства и нечистоты. Он писал: "Если всякая нечистота должна быть для нас мерзостью, зачем же мы будем слушать то, о чем не должны говорить, зная, что за каждое слово праздное должны дать ответ Богу?

3) "О женских украшениях - две книги" (1,9 гл.; П. 13 гл. - 203 г.). Тертуллиан стремился охранить христианок своей эпохи от наклонностей к роскоши, желаний выделяться и нравиться, между тем как, по его мнению, единственной охраной достоинства жены и матери является простота и скромность вкусов.

Во время написания трактата Тертуллиан склонялся уже к монтанизму, чем объясняется несколько ригористический дух всего сочинения.

4) "Об идолопоклонстве" (23 гл. - 203 г.). Тертуллиан учит, что идолопоклонство есть величайший грех.

5) "О терпении" (26 гл.). Автор, сознаваясь, что сам лишен этой добродетели, с особенной теплотой рекомендует ее себе и другим.

Этот трактат впоследствии послужил образцом подобным же трудам, вышедшим из-под пера знаменитых отцов церкви Св. Кирилла и блаж. Августина.

II. Монтанистический период (между 202/3 - 222/3 г.).

6) "О покрывале девственниц" (17 гл. - 207 г.). Уже в апостольские времена возник вопрос: быть ли женщинам в собрании верующих с непокрытой головой? Ап. Павел решил этот вопрос для коринфской церкви в положительном смысле. Но возникли несогласия - применять ли правило Апостола к одним замужним женщинам или также и к девушкам. Восточные церкви держались более строгого правила, подчиняя ему и девушек. Западные же церкви, в частности карфагенская, держались более снисходительной практики. Эта разница взглядов и подала повод к написанию трактата, в котором защищался восточный обычай.

7) "О венке воина" (15 гл. - 211 г.). В воинском обычае носить венок Тертуллиан видит пережиток язычества и потому считает его недопустимым пережитком для христианина.

8)  "О бегстве во время гонения" (14 гл. - 211 или 212 г.). Поводом к появлению этого трактата послужило издание в 202 г. эдикта против христиан Септимием Сервером. В среде верующих возник вопрос: можно ли спасаться от гонения бегством?

Тертуллиан в форме послания к одному из своих друзей Фабию доказывает, что не следует уклоняться от преследований ни путем бегства, ни посредством подкупа полиции. Гонения допускаются Богом в нравственных целях и потому не являются злом, которого следует избегать. Слова Спасителя о бегстве из города в город (Мф. 10) имеют в виду только Апостолов и относятся только к первому времени евангельской проповеди, когда немногочисленные проповедники должны были беречь себя. Впоследствии ни Христос, ни Апостолы не уклонялись от мученичества.

9) "О призывании к целомудрию" (13 гл. - 207 г.) - написано в виде увещания овдовевшему собрату, которого автор старается отклонить от второго брака.

2. К дисциплинарным произведениям относятся:

I. Домонтанистичеокий период:

1) "О крещении" (20 гл. - около 190) - трактат, обращенный к оглашенным. Вызван тем обстоятельством, что в африканской церкви стали распространяться еретические мнения относительно крещения, отрицавшие его необходимость.

В трактате Тертуллиан, по слову Архиеп. Филарета, "с полной точностью определяет понятие о крещении видимой и не видимой стороне этого таинства, описывает и сам чин крещения, и таким образом, важно как для догматики, так и для учения об обрядах церкви".

2) "О покаянии" (12 гл. - 190 г.) - раскрывает понятие о покаянии, об условиях его действительности и живо рисует картину, как совершалось покаяние в древней церкви. Им утверждается необходимость покаяния перед принятием Крещения, он в резкой форме обличает тех, кто беспечно проводит время приготовления к Крещению, надеясь получить прощение грехов в Крещении. Потом переходит к покаянию после крещения, где говорит, что желал бы, чтоб не было нужды для христиан в этом виде покаяния. Тертуллиан писал: "Бог, зная злобу и ухищрения дьявола, хотя принявшему крещение, невозможно ожидать другого крещения, дал, однако, христианину еще средство очищать душу свою от скверн и греха через покаяние... "это покаяние направлено к тому, чтобы уничижить и смирить человека". Затем он подробно описывает подвиги этого покаяния. В заключение этой книги автор обличает тех, которое откладывают свое покаяние по причине ложного стыда, или страшась трудности подвига покаяния.

3) "О молитве" (29 гл. - 190 г.) - комментарий к молитве Господней и наставления о молитве вообще. Тертуллиан стремится убедить верующих в необходимости молитвы, как существенном явлении в христианской жизни; порицает пустые и суеверные церемонии, заимствованные отчасти у евреев. Далее предлагается христианину, как нужно готовиться к молитве, и обличает тех, кто ради поста не хочет принимать причастие.

4) "Две книги к жене" (1-8 гл.; 2-9 гл. - 203 г.). "Сочинение замечательное как по благочестивому духу, так и по описанию многих богослужебных действий времени Тертуллиана" (архиеп. Филарет).

В нем Тертуллиан смотрит на брак, как на божественное установление, защищает целость и неразрывность брачного союза, но выше ставит девство.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!