Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 7 страница



Б) Почему Бог допускает гонения поклоняющихся ему - нечестивцы при конце мира будут наказаны огнем. Гонения являются как бы доказательством невинности христиан, ибо возбуждаются по козням демонов, а демоны преследовали людей добродетельных. С уверенностью в будущем воздаяние христиане мужественною смертью наглядно показывают, что они не знают пороков жизни. Да будет же стыдно язычникам за то, что они навязывают христианам пороки, которыми страдают сами. Эта апология заканчивается призывом: "О, если бы вы ради самих себя судили правильно, как того требует благочестие и любомудрие (философия)". Характерную особенность апологий Св. Иустина составляет их примирительный тон. Автор не бичует пороков языческого общества, не нападает резко на эллинскую философию, напротив, он старается проводить аналогии между христианством. И всем тем, что было лучшего в язычестве. Этим он желает расположить язычников в пользу христиан. Объясняется такой тон тем, что Св. Иустин был человеком благородного умственного склада и тем, что писал тогда, когда еще образованное языческое общество не отвернулось окончательно от христианства. "Разговор с Трифоном иудеем" по своей форме представляет описание собеседования или диспута между христианином и иудеем. Трудно сделать заключение: представляет ли этот "разговор" описание действительного события, или использовал распространенную литературную форму диалогов для выражения своих мыслей. Здесь христианин на основании ветхозаветных писаний доказывает иудею, что закон Моисеев уже утратил свое значение, что поклонение Христу не противоречит учению о единстве Божием, что Христос есть Сын Божий, и что христиане являются истинным Израилем, к которому относятся ветхозаветные обетования. "Разговор с Трифоном иудеем" написан Св. Иустином после первой апологии, которая в нем цитируется, т. е. после 153 г., по - видимому, в царствование того же императора, которому адресована Апология (Антонин Пий умер 161 г.). БОГОСЛОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВ. ИУСТИНА Св. Иустин высоко ценил античную Философию. Он один из первых высказал мысль, что античная философия приготовляла мир к принятию христианства, подобно тому, как Моисеев закон подготовлял к Христу иудеев. "Философия, - говорит он, - поистине есть величайшее и драгоценнейшее в очах Божиих стяжание: она одна приводит нас к Богу и делает нас угодными Ему, и подлинно святы те, которые устремили свой ум на философию (Диал.2). Здесь имеется в виду не содержание отдельных направлений, но самое - "философское стремление к познанию истины". Из отдельных направлений наиболее близкой к христианству Иустин считал Платона. Платон, по мнению Иустина, был знаком с Пятикнижием Моисея, откуда заимствовал учение о свободе воли человека. В философском стремлении к истине Иустин видит особое воздействие "семя Логоса", который может быть причастен людям всем. Отдельных философов Св. Иустин называет "христианами до Христа". "Все жившие согласно со Словом (Логосом) суть христиане, хотя и считались за безбожников". БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О БОГЕ Иустин выражает в философских понятиях, близких и иногда заимствованных у Платона. Бога он часто именует "Отцом всего", "Отцом всех вещей". Бог выше мира, Он неизреченен, непознаваем в Своей сущности, не именуем. Имена: Отец, Творец, Господь, Владыка - не являются именами Божиими по существу, но только названия, обозначающие Его проявления и действия в мире. Бог (Отец) никогда не являлся в мире - все ветхозаветные явления Бога (теофании) были явлениями Логоса. "Вторая по Отце и Владыке Сила Бога есть Слово (Логос).., прежде тварей сущее с ним и рождаемое, когда в начале Он все создал и устроил". "Слово Божие есть так же Бог". Здесь ясное свидетельство о божестве Сына Божия. Но некоторые другие выражения Иустина о до-мирном рождении Сына можно истолковать в смысле подчинения (субординации) Сына Отцу. Неясно говорит Иустин о Святом Духе в смысле, подчинения не только Отцу, но и Сыну. "Мы знаем, говорит он, - что Он (Иисус Христос) Сын Самого Истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем. Подобное "постановление" возможно, понимать в смысле подчинения, и тогда выраженное здесь понимание было впоследствии отвергнуто. Но также возможно понимать и в смысле "порядка" Ипостасей в Троице, принимаемого Отцами. В пользу последнего следует указать на всегдашнее утверждение Иустином учения о единстве Божием и употребление при имени Бога имен всех трех Лиц, например, в приводимых им словах крещения. Особый интерес представляет учение Св. Иустина о Логосе и Его отношении к миру и человеку. Логос есть посредник между Богом (Отцом) и миром. Логос все творит "по воле Отца" и потому называется в высшем смысле Ангелом. Логос творит мир и промышляет о мире - "Бог Словом Своим помыслил о мире и словом сотворил мир". В Логосе совокупность Божественных идей о мире, идей, которые в то же время суть и сила. Поэтому Логос особенно близок к миру, "разумным природам" в мире. В каждой человеческой душе живет "семя Логоса". Поэтому каждый человек, по своей природе, может в известной степени постигать истину. Все ветхозаветные богоявления есть явления Логоса. Эти явления завершаются воплощением Логоса от Девы Марии для спасения человека. Человек имеет бессмертную душу по присутствии в ней жизненного духа, который так относится к душе, как душа к телу... Люди созданы свободными, им принадлежит свобода выбора, которая связана с разумом, чего не имеют животные. Необходимость не нарушает свободы человека. Она состоит в неотвратимости следствий свободного выбора - наград или наказаний. Таким образом, отрицается понятие судьбы, тяготеющей над человеком. Спасение - человека совершенно воплотившиеся Сыном Божиим через воплощение, страдания, смерть и воскресение. Оно состоит: A) в сообщении истины, которую мог открыть людям только Христос, Сын Божий. Поэтому христианство есть единая истинная философия, имеющая влияние на всю жизнь христианина (возрождающая человека). Б) в освобождении от власти темных духов. Христос сокрушил демонов в самом сердце человека. Они боятся имени Иисуса, распятого при Понтии Пилате и бояться изображения Креста; B) в победе над смертью через Христово Воскресение и дарование нетления, которое понимается в смысле воскресения тела после Христова пришествия. "Мы радуемся, - говорит Иустин, - когда нас убивают, веруя, что Бог воскресит нас через Христа и сделает нетленными и бессмертными".       Св. Иустин отмечает и принесение Христом искупительной жертвы за людей. Это видно из того, что он применяет ко Христу пророчество Исайи (53 гл.) о страждущем Рабе Господнем (Ап.1,50). Св. Иустин считает Его пасхальным агнцем (Диал.40,111) и утверждает, что Христос, по воле Отца принял на Себя проклятие рода человеческого, пострадал за людей и за их грех.. (Диал. 80), спас их Своим страданием. (Диал. 74; Ап.1,63). ЭСХАТОЛОГИЯ В отношении эсхатологии Иустин придерживается хилиастических взглядов; признавал первое воскресение праведников; их тысячелетнее царствование со Христом в Иерусалиме, после которого наступит всеобщее воскресенье для общего суда и воздаяния. Праведные получат вечное блаженство, а демоны, вместе с уподобившимися им людьми, пойдут в вечный огонь (Диал.45). Следует отметить воззрения Иустина на ангелов и злых духов. Иустин не делал принципиального различия между духом и материей. Дух - это очень тонкое, разряженное вещество. Отсюда влечение демонов ко всякой чувственной нечистоте. Демоны измыслили все злое, войны, разделение и многобожие, язычество в самых грубых его формах. Они как бы питаются испарениями языческих жертв, возлияниями и куреньями. Действиями демонов объясняет Иустин различие сверхъестественные явления в язычестве. Их власть разрушена пришествием Христа. Отдельные выражения и философские термины заимствованы Св. Иустином у Филона Александрийского - иудейского философа с платонической философией. ПСЕВДО-ИУСТИН Сочинения из доникейского периода (спорные): 1. Небольшая (5 гл.) "Речь к эллинам" - представляет собой критику язычества с нравственной точки зрения. 2. "Увещание к эллинам" (38 гл.) имеет целью доказать, что языческие поэты и философы не имели истинного, религиозного познания, а если и знали крупицы истины, то заимствовали их у пророков. 3. Небольшое сочинение (6 гл.) "О единовластительстве" посвящено доказательству истины единобожия на основании изучения языческих поэтов (почти все цитаты подложны, с кратким заключением о нелепости религиозных языческих представлений). 4. "О воскресении" (отрывок) - (10 гл.) - направлено против отрицания этой истины гностиками. Сочинения (IV-VI вв.) из посленикейского периода (несомненно, подложные): "изложение веры" или "о Троице" - состоит из двух частей: в одной (1-9) излагается догмат троичности, в другом (10-18) воплощения (Сына Божия). "опровержение некоторых догматов Аристотеля" (65 гл.) - чисто философское сочинение, главной целью которого является выставить, показать противоречие философии в учении о Боге и происхождении мира на основании сочинения Аристотеля и других. "Вопросы и ответы православным" - масса разных вопросов и ответов. "Вопросы христиан к эллинам". "Вопросы эллинов к христианам". ТАТИАН Сочинения Татиана были хорошо известны древним христианским писателям, но сведений о его жизни сохранилось не много. Татиан называет своей родиной Ассирию, хотя другие считали его сирийцем. Следует заметить, что он не был ни греком, ни римлянином. К эллинам и языческой (эллинской) культуре Татиан относился враждебно, предпочитал эллинам "варваров". Известно, что Татиан много путешествовал "в поисках истины" у учителей разных философских направлений, был посвящен в мистерии, обратился в христианство, возможно, под влиянием Св. Иустина, учеником которого был в Риме. К "варварской мудрости" христианства, по его словам, привлекло его знакомство со Священным Писанием и нравственная высота жизни христиан, согласие их веры и жизни, простирающееся даже до мученичества. В Риме Татиан состоял некоторое время во главе христианской школы, может быть после смерти Св. Иустина. Впоследствии он несколько уклонился от учения Церкви к учению гностиков, скончался после 172 г., к которому относится его уклонение от Церкви и возвращение из Рима в Сирию. Из сочинений Татиана полностью сохранилась только одна апология - "Речь против эллинов", написанная в Риме до его уклонения от Церкви. Содержание этой апологии резко отличается от сочинения Св. Иустина по отношению к эллинской культуре и философии. Резкий тон, частые отступления от изложения учения христиан и их защиты к обличению всего эллинского, прямые насмешки нарушают последовательность мысли и стройность композиции, сближает его апологию с сочинениями Тертуллиана и с "Осмеянием философии" Ермия. Философия эллинов противоречива, красноречие продажно, искусство служит низким страстям науки (астрономии, геометрии, изобретение письменности и др.) заимствованы от "варваров". Поэтому, так начинается апология: "Не будьте эллины, враждебно настроены к варварам и не питайте ненависти к их учениям". После таких обличений Татиан переходит к изложению христианского учения о Боге: "Бог был в начале... Господь всего, будучи основанием всего, прежде сотворения мира был един, поелику же Он есть сила и основание видимого и невидимого, то вместе с Ним было все; с Ним существовало как разумная сила и Само Слово, бывшее с Ним. Волею Его простого существа произошло Слово, и Слово произошло не напрасно - Оно становится перворожденным делом Отца. Оно, как мы знаем, есть начало Мира" (гл.5). Учение Татиана о Слове (Логосе) совпадает в главных частях с учением Св. Иустина. Также сходны воззрения Татиана с воззрениями Иустина, о человеке, ангелах, демонах и их влиянии на человека. Демоны изобрели судьбу (гл.9), говорит он, т.е. учение о предопределении, зависящее от расположения планет, о фатуме, роке т.д. "Но мы выше судьбы, продолжает Татиан, и блуждающих демонов. Мы знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем ее законоположителей" (гл.9). С насмешкой говорит Татиан о мифических превращениях богов, отрицает попытки иносказательного истолкования таких мифов. Отвергающие истину готовят себе тяжелые наказания. "Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, а после при конце мира воскресает вместе с телом и получает смерть через нескончаемые мучения". "Мы знаем два вида духов, из которых одни называется душою, а другой выше души и есть образ и подобие Божие" (гл.12). Татиан полагает, что душа сама по себе не бессмертна, но достигает бессмертия и восходит туда, куда возводит ее дух" (гл.13). Сильны прямые обращения Татиана: "Умри для мира, отвергни древнее рождение. Мы сотворены не для того, чтобы умирать, но умираем по своей вине. Свободная воля погубила нас; будучи свободными, мы сделалась рабами, продал себя человек через грех. Богом ничего худого не сотворено, мы сами произвели зло; а кто произвел зло, может снова отвергнуть его" (гл.11). "Примите наши догматы", - говорит Татиан (гл.12). Это одно из первых употреблений этого термина в отношении христианского вероучения. Наша философия древнее учения эллинов, говорит он: Моисей древнее Гомера, и приводит хронологические расчеты, сходные с расчетам: Феофила Антиохийского. Интересны те сведения, которые Татиан сообщает о себе в своем обращении: "Когда я увидел все это (эллинские заблуждения), когда ознакомился с мистериями, исследовал различные виды богопочтения, то углубился в самого себя и исследовал, каким образом могу найти истину. В то время, как мой ум рассматривал все лучшее, я напал на одни книги варварские, которые древнее эллинских учений и столь божественны, что не могут быть сравнимы по простоте их речи безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидению будущего, превосходству правил, наконец, по учению об Едином Властителе над всем" (гл.29). "Будучи просвещен познанием их, я решился отвергнуть языческие заблуждения, как детские бредни" (гл.30). "То, что мною изложено, я узнал не от других: я путешествовал по многим странам, сам занимался в качестве софиста вашими науками, изучал искусства и различные изобретения ..."(гл.35). "Я... узнал Бога и Его творения и готов предстать перед вами для исследования учения и не изменю своим убеждениям относительно Бога" (гл.42). "Речь к эллинам" не была, конечно, "юридической" апологией, написанной по какому-то отдельному случаю, но сочинением, написанным для убеждения всех ее читателей в истинности христианства. Татиан известен и как автор "Диатессарона" - соединения четырех Евангелий в связанное повествование (то есть диа тессарон евангелион) и переведенное на сирийский язык. Этот перевод значительное время употреблялся в богослужении. Ввиду последующего уклонения Татиана от Церкви перевод был заподозрен в неточности, изъят из употребления и почти утрачен. Текст Диатессарона почти полностью восстановлен по сохранившимся беседам сирийского писателя IV-гo в. Афраата и найденным переводам на языки: латинский VI-го в. и арабский XI в. В основу Татиан положил свидетельства евангелиста Иоанна о трех пасхах общественного служения Христа и между ними расположил весь синоптический материал. Введение в Диатессарон составляет: пролог Ев. Иоанна и повествование о Рождестве Христовом, детстве, крещении, искушении Господа и призвании Апостолов. Повествование о суде, крестных страданиях, смерти, воскресений и вознесении Христа составляло заключение. В случае согласия евангелистов Татиан следовал тексту кого-либо одного, а в остальных опускал. При отсутствии датировки соединял рассказ в однородные группы. Апокрифических повествований он не вносил. Зато опустил некоторые места евангельского текста в духе своих заблуждений: родословие Господа, места, говорящие о рождении Господа по плоти от семени Давидова. Сделал он это под влиянием взгляда на брак, как блудодеяние. "Самый факт составления Татианом евангельской гармонии для богослужебного употребления по 4 каноническим Евангелиям имеет чрезвычайно важное значение, - замечает проф. Попов, - свидетельствуя о совершенно исключительном авторитете этих последних во 2-й половине 2-го в.". СВ. ФЕОФИЛ ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ По сведениям, сообщаемым Евсевием (IV,20) и блаж. Иеронимом, Св. Феофил был 6-ым или 7-ым, если Ал. Петра считать первым, - епископом Антиохийским, и занимал кафедру с 163 по 186 гг. О его жизни известно следующее: был язычник, получил эллинское образование, в христианство обратился после знакомства со Священным Писанием уже в зрелом возрасте. Евсевий и Иероним называют ряд сочинений Феофила, из которых сохранились лишь его "Три книги Автолику" о вере христианской, написанные в разное время. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕХ КНИГ К АВТОЛИКУ Книги представляют собой три разновременно написанных сочинения (при Космоде 180-183), впоследствии объединенных в одно по общности адресата и содержания. Первая книга является как бы ответом на возражения образованного язычника Автолика, знакомого Феофилу. Феофил: 1. защищает христианское учение о Боге; 2. подвергается критике язычество; 3. говорит об имени христиан и о воскресении мертвых. На требование Автолика показать ему Бога, Феофил высказывает глубокий взгляд, разделяемый и другими отцами, о зависимости или возможности познания Бога от нравственного состояния человека. "Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат... Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света. И хотя слепые не видят, свет солнечней все-таки существует и светит... Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало... Бог не открывается тем, кто... наперед не очистит себя от всякой скверны" (гл.2,с. 128-129). Познание Бога возможно из созерцания Его действия и промышления. "Как душа в человеке невидима и незрима для людей, но познается чрез движение тела, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его произведений и действий" (гл.5,с. 130-131). И дальше приводятся основы космологического доказательства бытия Божия, развиваемые впоследствии многими богословами и мыслителями. Таким образом, уже в этом мире можно познать Бога, а еще яснее будет это познание по достижение бессмертия в будущей жизни. Т. к. Автолик не верит ни в Бога невидимого, ни в воскресение мертвых, то Феофил говорит о необходимости веры вообще. Вера необходима во всяком деле. "Или не знаешь, что во всех делах предшествует вера? Какой земледелец может получить жатву, если прежде не вверит земле, семена? Кто может перейти море, если прежде не доверится кораблю и кормчему? Какой больной может излечиться, если прежде не доверится врачу? Какое искусство или знание можно изучить, если прежде не отдадим себя, не доверимся учителю? Итак, земледелец верит земле, мореплаватель - кораблю, больной - врачу, а ты не хочешь довериться Богу, имея от Него столько залогов?" (гл.8, с. 133). Слова о воскресении мертвых проникнуты большой силой убеждения. "Ты не веруешь в воскресение мертвых. Когда оно совершится, - уверуешь волею-неволею, но вера твоя вменится в неверие, если ты не уверуешь" (гл.3,с.133). Феофил вполне удовлетворил бы требование Автолика показать ему воскресшего мертвеца, но не делает этого потому, что он все равно не поверит и приводит другие основания. В этой же книге Феофил обличает многобожие, показывает нелепость и безнравственность языческих мифов.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!