Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах. 5 страница



УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ Цель пришествия Христа во плоти (и Его страданий) двоякая - искупить нас и исполнить меру грехов иудеев (5,11,12; 14,5). Это Он совершил через свои страдания и смертк Христос пострадал только за нас (7,2). Он принес в жертву сосуд Духа Своего (7,5,8), и " для того предал Тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились через окропление кровью Его" (5,1). Так Он упразднил смерть и показал воскресение из мертвых (5,6), приготовил Себе новый народ (5,13) и дал нам право быть народом наследия, пострадавши за нас (14,2-6) и искупив нас (14,6). Таково величие тайны Креста. Наш автор высоко ставит и тщательно исследует предуказания на нее в Ветхом Завете (12). Другой тайной, на которой автор сосредотачивает внимание, является крещение. Через него мы усвояем искупление Христово, тогда как иудеи, не принимающие крещения - " крещение доставляет отпущение грехов", - лишены славы (11). "Мы входим в воду полные грехов и нечистоты, а восходим, унося в сердце страх и надежду на Иисуса" (11,11, погружение). После крещения начинается новая жизнь духовно воссозданного человека, становящегося обиталищем Бога. "Получив отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделались новыми, совершенно вновь созданными. Поэтому Бог поистине обитает в Нас (16,8-9). Эта духовная жизнь должна сопровождаться и добрыми делами. В жизни людей, по учению послания, принимают участие ангелы, которые ведут нас на путь света; злые же демоны ведут нас на путь тьмы. Злым демонам приписывает автор и внушения к буквальному пониманию закона. Демонология в послании достаточно развита. ЭСХАТОЛОГИЯ Одним из главных мотивов к доброй жизни автор считает указание на будущее воздаяние. "Исполняющий заповеди Божий, прославиться в Царстве Божием, а избирающий другое погибнет вместе со своими делами". Особенное побуждении к чистоте жизни автор видит в близости кончины мира (4,3; 21,3, ср. 7,7-8) и часто говорит, что близок конец мира. Он даже делает попытку вычислить время кончины мира, решая вопрос о таинственном значении субботы (15). Шесть дней творения означают 6000 лет существования мира, ибо для Господа день равняется 1000 лет (ср. Пс. 89,5; 2 Петр. 3,8). Покой седьмого дня (субботы) означает, что при наступлении 7 тысячелетия придет Сын Божий и уничтожит время беззаконного и успокоится. Эту седьмую тысячу праведники будут только блаженствовать со Христом. Эсхатология автора сплошь хилиастическая. «ПАСТЫРЬ» ЕРМА "Пастырь" Ерма - книга откровений, данных автору, как и другие сочинения мужей апостольских, имела большой авторитет в древней Церкви. Она содержится в числе канонических книг в Синайском кодексе. Ее цитируют Ориген, Климент Александрийский, Св. Ириней Лионский, Тертуллиан. Св. Афанасий Великий относит ее, как "Дидахи", к неканоническим книгам. Книга написана на греческом языке, но имеется ранний перевод ее на латинский. Сведения об авторе можно извлечь из содержания книги: он жил в Риме, был вольноотпущенником, стал купцом, имел семью, занимался торговлей, потерял почти все имущество во время одного из гонений, когда его предали родные дети. В последовавший период спокойствия получил откровение и повеления передать этот призыв Церкви. Автором книги долгое время считался Ерм, упомянутый в послании апостола Павле к Римлянам (15,14). Этим Ермом признавали его Ириней, Климент Александрийский, Ориген и др. Но в XVIII веке был открыт памятник, так называемый Мураториев фрагмент, содержащий список книг Нового Завета, где о книге "Пастырь" было следующее: "Книгу Пастырь, очень недавно, в наши дни, составил в Риме Ерм, в то время, когда кафедру Римской Церкви занимал его брат Пий", то есть в период 140-155 годов. Таким образом, на основании этого свидетельства происхождение ее следует отнести к 1-ой половине 2-го века. Этому свидетельствует ряд данных, имеющихся в самом тексте. СОДЕРЖАНИЕ Содержание книги делится на 3 части: видения (визконес), заповеди (мандата) и подобия (симилия). Откровения даются Ерму Церковью, являющейся в образе старицы, и ангелом, являющемся в образе Пастыря, откуда и происходит название книги. В книге описаны состояние Римской Церкви (в мрачных тонах) и нравственные недостатки ее членов: гордость пресвитеров и диаконов своим служением, корыстолюбием (в чем виноват был и сам Ерм), отречением во время бывшего гонения и др. Автор, угрожая близким пришествием Христовым, призывает всех к покаянию "пока еще есть время". Учение Ерма нравственное и догматическое. Содержание пастыря носит преимущественно этический характер. Он преследует цели религиозно - нравственного обновления христиан, освобождения их от духовного одряхления, в которое они впали в силу своего "двоеумия", то есть раздвоенности между мирскими и духовными интересами, иначе говоря, в силу отсутствия твердого христианского убеждения и в частности веры в близость пришествия Господа (Вид. Ш,4,3; IV,2,6; I, 1,8). В противоположность этому нравственному одряхлению и омертвению Ерм выставляет повышенные нравственные требования и вооружается против богатств и привязанности к мирским благам, причем опирается на полученные им откровения от Бога, возвещающие близость пришествия Господа. В этом стремлении вернуть христианскую жизнь к первобытной чистоте и строгости нравственной на основе пророческих откровений. Ерм близко подходит к тому духовному течению, которое около половины второго века вылилось в форме монтанизма. Монтанисты проповедовали строгий аскетизм, и даже мученичество, высоко ставили пророчество и отвергали покаяние и второй брак. Выдвинутые монтанистами вопросы выступают и в Пастыре Ерма; впрочем, решение их дается в значительно смягченном виде и гораздо ближе к православной, чем монтанистической точке зрения. Нравственный идеал Ерма, как и у монтанистов, отличается строго-аскетическим характером. Особенно выставляется требование чистки плоти - запрещаются всякие похотливые влечения. Христианин не должен осквернять своей плоти: ибо, оскверняя плоть, он оскверняет тем живущего в нем Духа Святого, а вместе с тем лишает себя подаваемой Им вечной жизни. Сам же Ерм после получения откровения должен жить с женою как с сестрою, то есть безбрачно. Высокое значение Ерм придает посту и молитве, рассматривая их, как дела, заслуживающие особой награды. Наряду с воздержанием, постом, отречением от мира общей чертой, отличающей христианина в мире, является простота и невинность: кто обладает ими, тот подобен белой и плодородной горе и стоит выше мучеников. Но, проповедуя строгий аскетизм, Ерм чужд того ригоризма, который был свойственен монтанистам. Строгий поборник чистоты плоти, Ерм допускает второй брак и не отвергает это как грех. Пост, по учению Ерма, следует понимать не столько в духовном смысле как удаление от зла; притом телесный пост (совершенное воздержание от пищи) должен быть совершаем в целях милостыни, на которую должны идти все сбережения, полученные путем поста. Отречение от мира не доходит у Ерма до признания греховности богатства самого по себе. При всем нерасположении к богатству, как мешающего вступлению в Церковь Христову ("круглые камни"), на богатство он смотрит, как на средство благотворения. Уважение к мученичеству и исповедничеству у Ерма важно: он исповедников ставит выше пророков, в полном согласии с тем значением, которое в то время стал приобретать этот новый институт. Но Ерм не считает, как монтанисты, мученичество подвигом, к которому должны стремиться все христиане, и невинность, и простоту сердца ставит даже выше его. Заслуживает внимания учение Ерма о жизни Церкви, показанное ему в 3-м видении в образе строения башни. Он видел, что на "водах" строилась башня из блестящих квадратных камней шестью юношами (ангелами). Им помогали тысячи мужей (низшие ангелы), доставляя камни для постройки из воды или из земли. Камни, доставляемые из воды, так хорошо приходились друг другу, что башня казалась построенной как бы из одного камня. Из камней, доставляемых с земли, одни употреблялись для постройки, другие складывались рядом, а некоторые далеко отбрасывались в сторону. Ему было объяснено, что башня - это Церковь, которая строится на водах крещения. Камни квадратные и белые - апостолы, епископы и диаконы, достойно проходящие свое служение. Камни, доставляемые из воды мученики, из земли - новообращенные верные. Камни, оставляемые около башни - грешники, готовые покаяться, а отбрасываемые в сторону - грешники, не желающие раскаяться. Камни с недостатками - шероховатые, с трещинами и другие - означают членов Церкви, которые прежде употребления в постройку следует обтесать, означают христиан, имеющих богатство и т.д. Книга заканчивается призывом: "Не медлите, чтобы не окончилось построение башни, ибо ради вас приостановлено дело ее строения. Если не поспешите исправиться, окончится башня, и вы не попадете в нее". Вопросы вероучения в книге непосредственно не излагаются. Но в ней встречаются глубокие мысли и выражения, прежде всего о Боге. "Един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам, будучи необъятен, и не может быть словом определен, ни умом постигнут" (З Ап.1). Бог "всемощной силою Своей Создал Свою Св. Церковь" и все сотворил из ничего "ради Св. Церкви Своей" (Вид. 1). Но в то же время учение о троичности выражено недостаточно ясно: упоминается неоднократно Имя Отца и Сына и Святого Духа. Ерм Иисуса Христа всегда называет Сыном Божиим Господом, но имя Сына прилагает и Святому Духу. Эта неясность объясняется в основном отсутствием точной терминологии и тем, что подобные замечания высказывались попутно, не составляя главной цели всей книги. Заслуживает внимания упование на значение крещения для вхождения в Церковь, ясное понимание особого служения пресвитеров и диаконов. Наименование епископа в книге имеется, но следует предположить, что епископа (одного для Римской Церкви) автор имел в виду, когда указал, что ему было предложено прочитать эту книгу Клименту, которому "положено" сноситься с другими Церквями. ПАПИЙ, ЕПИСКОП ИЕРАПОЛЬСКИЙ Папий был епископом г. Иераполя во Фригии. Св. Ириней Лионский называл его "слушателем" апостола Иоанна, товарищем Поликарпа, древним мужем. Согласно с ним Папия считали учеником апостола Иоанна Богослова и последующие церковные писатели (кроме Евсевия). Принимая свидетельство Иринея, время жизни Папия придется определить приблизительно в тех же границах, что и жизнь его товарища Поликарпа, то есть между 80-160 годами. О времени смерти Папия ничего не известно. Характеристики Папия у древних писателей различны. Ириней говорит о нем в почтительных выражениях, как о свидетеле апостольского предания; Евсевий же считает его (III, 39,13) "человеком весьма ограниченного ума", ссылаясь на его хилиастическое суеверие. Вероятно, Папий действительно был человеком немного простоватым: он, как видим, доверчиво и без всякой критики принимал всякие предания, и при том такие, которые вовсе не оправдывались, а иногда и прямо противоречили новозаветным писаниям. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАПИЯ Папий написал одно большое сочинение "Изъяснение Господних изречений в пяти книгах". Сочинением пользовались. Ириней, Евсевий, Аполлинарий Лаодикийский (IV век), Анастасий Синаит (VII) и другие, даже в XIII веке оно упоминалось в каталогах западных монастырских библиотек, но, до нашего времени оно не сохранилось, так что судить о нем приходится по встречающимся у разных авторов отрывком (Фрагменты эти собраны в изданиях Гарнака и Функа). Из сохраненной Евсевием части предисловия Папия, обращенного к неизвестному лицу, видно, что труд Папия преимущественно представлял толкования, вероятно, Евангелий (Евс.Ш,39), в которых автор помещал и то, что узнал по устному преданию. Первую часть предисловия Папия, трактовавшую о письменных источниках предания, вероятно, составляли приводимые Евсевием (Ш, 39) свидетельства о наших Евангелиях. Во второй книге Папий сообщал о мученической кончине апостола Иакова и Иоанна, согласно с предсказанием Господа (Мк. 10, 38-39). Тут же, вероятно, сообщалось со слов дочерей апостола Филиппа о чуде с Иустом - Варсавой, который, по предложению верных, выпил яд ехидны и остался невредим. В четвертой книге сообщалось, что Иуда не повесился, а погиб (задохся) от необычной своей полноты. Здесь же Папий раскрыл и свое хилиастическое учение. Он передает слова Господа, что в будущее Царство Христово на земле появится необычайное плодородие, тогда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по 10 000 веток, на каждой ветке по 10 000 прутьев, на каждом пруте по 10 000 кистей и на каждой кисти по 10 000 ягод, каждая в 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая возопит: "Я лучше, возьми меня; чрез меня благослови Господа". Необычайно много будет родить пшеница и деревья плодовые и т.п. Иуда предатель усомнился в этом, но Господь сказал: "Это увидят те, которые достигнут тех времен" (Ириней, Против ересей. V. 33,3-4). То же приблизительно находится в иудейском апокрифе: Апокалипсисе Варуха. Неизвестно, к какой книге сочинения Папия относятся фрагменты, в которых он удостоверял подлинность Апокалипсиса и предлагал толкование райского состояния первых людей. О времени написания сочинения Папия можно судить из упоминания о том, что воскрешенные Христом дожили до времени Адриана (117-138). Возможно, что Папий писал при Адриане или даже после него - около 140 года (Гарнак); за это отчасти говорит упоминание (в предисловии) о людях, вводящих чуждые заповеди - это намек на гностиков. Источники Папия - наши канонические Евангелия Матфея, Марка и Апокалипсис, о подлинности, которых он свидетельствует. Далее, по словам Евсевия, он пользовался 1 посланием Иоанна и 1 Петра (III, 39,16), Евангелием от евреев, в котором позаимствован рассказ, о жене, взятой в прелюбодеянии. Наконец, Папий лично общался с апостолом Иоанном и неким Аристионом. Кроме того, знал Папий и многих учеников апостольских, между ними он прямо называет апостола Филиппа, живших в Иераполе. Отсюда можно заключить, что книга Папия составляла солидный архив сведений из первой эпохи христианства, и, хотя сведения эти, может быть, и не всегда достоверны, однако, можно пожалеть об утрате его сочинения. Характерным пунктом в учении Папия является хилиазм. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПАМЯТНИКАХ ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКОГО ПЕРИОДА Рассмотренными памятниками далеко не исчерпывается вся литература послеапостольского периода, - большая часть их не сохранилась. Хотя возможны еще новые открытия утерянных памятников. Почти все рассмотренные памятники были написаны по определенным поводам, в них по этому невозможно, как говорилось ранее, найти полное изложение всего церковного вероучения и ответа на многие другие вопросы. Тем более что это было время еще не установившейся богословской терминологии. Все это восполняется сохранившимися в Церкви преданиями. Но все же во всех этих памятниках неизменно проявляется: Учение о Боге Едином, Отце и Сыне и Святом Духе. Ясное представление о спасении мира через искупительный подвиг Сына Божия, Его воплощение, страдание, смерть и Воскресение. Понятие о Единой Церкви, истине церковного учения и иерархического устройства Церкви. Неизменная забота о сохранении церковного единства, проявляющиеся в борьбе с лжеучителями (иудействующими и докетами). Православное, вернее, церковное понимание таинств, в частности, евхаристии и крещения. Чистое и неизменное нравственное учение. ОТДЕЛ II АПОЛОГЕТЫ Со II века начинается новый вид церковной письменности - апологии. Жизнь церкви протекала в это время в очень сложных условиях. Христианство считалось религией недозволенной (Religio illacita) и подвергалась постоянно возникавшими гонениями, осмеянию и различным обвинениям со стороны язычников. В то же время продолжалась миссионерская деятельность Церкви, но проповедь Евангелия несколько изменила свои формы. Проповедникам Евангелия нужно было вступать в общение не с одними иудеями и небольшим кругом близких к иудейству язычников, но и с людьми разных классов и убеждений, неодинакового развития и образования. "Все состояния мира были больны, - говорит об этом периоде архиепископ Филарет Гумилевский, - и каждое состояние имело свою болезнь, и все больные восстали на тех, кого послал Господь врачевать больной мир". Эту задачу выполнили церковные писатели - апологеты, условно так названные по одному из направлений их литературной деятельности. В числе рассматриваемых, дошедших до нашего времени сочинениях, имеются специальные (судебные) апологии, обращение к императором; произведения, написанные только в форме апологий, более пространные, предназначавшиеся для всего общества, отдельные трактаты, в которых христианство как бы переходило от защиты к нападению и авторы осмеивали языческую философию и многобожие, и произведения иной формы (диалоги...), но направленные к одной цели более глубокого изложения истин христианства и опровержения клеветы, возводимой на христиан иудеями и язычниками. Естественно, что в таких произведениях излагается не все, но только отдельные истины. И считать этот период началом "научило богословие" можно только с учетом сказанного об этом периоде. Апологеты не выражают полностью веры церкви, а лишь свое понимание ее. Следует заметить, что церковные писатели этого времени были широко образованы и пользовались материалами современной философии и литературы. Первая из известных апологий, о которой упоминает Евсевий Кесарийский и которую около 126 г. Кодрат епископ Афинский представил императору Адриану, не дошла до нас. Но и из дошедших имеются сочинения различных, указанных выше видов. АПОЛОГИЯ АРИСТИДА Текст этой апологии был обнаружен в последней четверти прошлого столетия. Сначала были найдены ее переводы на армянский и сирийский языки, а потом греческий текст был открыт в "Повести о Варлааме и Иоасафе", как речь одного из действующих лиц этого произведения. Новейший русский перевод имеется в диссертации Крестникова И.(1904 г.). Об авторе нечего не известно, кроме наименования его афинским философом, подавшим эту апологию императору Адриану или, как считает профессор Попов, Антонину Пию около 140 года. СОДЕРЖАНИЕ АПОЛОГИИ Апология написана по простому и ясному плану. Аристид начинает свою речь с указанием на истину бытия Бога, Творца всего, познание о котором приобретается через рассматриваемое творение (космологические доказательства бытия Божия), а затем предлагает философское определенное понятие о Боге, как Высочайшем Существе, к которому не приложимы ни тленность, ни изменяемость стихий, ни половые отличия, ни человеческие страсти и лишения, но Который представляет собой полноту совершенства, не требует жертв и ни в чем не нуждается (2). Далее, с точки зрения этого понятия о Боге (абсолютность, нравственное совершенство) подвергаются критике религиозные верования разных народов. Всех людей Аристид делит для удобства рассмотрения на 4 рода: варвары и греки (политеисты), иудеи, христиане (монотеисты) и излагает их генеалогию (2). Суетность религии варваров видна, по Аристиду, в том, что они обожают вместо Творца тление и изменчивые стихи (землю, воду, огонь, ветер, солнце) (3-6), и древних людей, забывая о слабости и порочности человека (7). Еще более нелепые воззрения у греков, которые выдумали многих рожденных богов, похожих на человека, с его пороками и недостатками. Верха безумия религия греков достигает в египетском культе, предметом которого служат самые ничтожные животные и растения (12). Что касается до иудеев, то они знают Единого Бога, но почитают Его неподобающим образом - путем внешних обрядов и жертв, что служат они, собственно, не Богу, а ангелам (14). Только христиане и знают истинного Бога и правильно почитают Его, соблюдая Его заповеди. Они ведут чистую жизнь, во всем помогают друг другу, иногда постятся, чтобы творить милостыню, всегда хвалят Бога и, принимая пищу, всякий раз благодарят Его (15). Полнее об образе жизни христиан Аристид предлагает прочесть самому императору в их книгах, чтобы убедиться, что он ничего не вымыслил от себя (10). Во всяком случае, в то время как одни из греков оскверняли себя пороками, другие, обратившиеся к Христу, живут честно и стыдятся прежних своих дел; напрасно, поэтому, язычники клевещут на христиан; пусть лучше примут их учение и познают истину (17).

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!