Типология любви в теории Э. Фромма (Э. Фромм«Искусство любить»).



а. Братская любовь Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь. Под ней я разумею ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Братская любовь это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения.

б. Материнская любовь это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей. Из-за альтруистического, бескорыстного харак­тера материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей. Представляется все же, что действительным достижением материнской любви является не любовь матери к младенцу, а ее любовь к растущему ребенку.

в. Эротическая любовь она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Она предпочтительна только в том смысле, что я могу соединить себя целиком и прочно с одним человеком. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни – но не в смысле глубокой братской любви.

г. Любовь к себе не только другие, но и мы сами являемся объектами наших чувств и установок; установки по отношению к другим и по отношению к самим себе не только далеки от противоречия, но основа­тельно связаны. В плане обсуждаемой проблемы это означает: любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернативы. Напротив, установ­ка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других.

д. Любовь к богу берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. парадоксальная логика ведет к выводу, что любовь к богу это не познание бога мыслью, не мысль о собственной любви к богу, а акт переживания единства с ним. В преобладающей на Западе религиозной системе любовь к богу это в сущности то же, что и вера в бога, в божественное существование, боже­ственную справедливость, божественную любовь. Любовь к богу это в сущности мысленный опыт. В восточных религиях и в мистицизме лю­бовь к богу это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизнен­ном действии.

Факторы сохранения эмоциональной привязанности в браке.

Параметрами сплочённости являются: внутрисемейная вовлеченность, эмоциональность, психологическое расстояние между членами семьи. Д. Олсон в рамках своей циркулярной модели выделяет четыре уровня сплоченности: разобщенный, разделенный, связанный, запутанный. Центральные уровни сплоченности (разделенный и связанный) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование.

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Можно выделить следующие типы семей, согласно установившейся в них системе семейной иерархии: Авторитарная семья, в которой главенствует один из партнёров, который несет основную ответственность за семью. Эгалитарная семья – это семья, основанная на равенстве супругов. В настоящее время наблюдается тенденция к повышению эгалитарности браков.

Оба типа имеют право на существование и являются функциональными в том случае, если устраивают обоих супругов, и если их права, интересы и потребности соблюдаются.

Следующий фактор - границы семьи. Оптимальному способу функционирования семьи соответствуют ясно очерченные и проницаемые границы.

Частным видом внешних границ являются границы между супругами и их родительскими семьями.

Значимой задачей в супружеских отношениях выступает отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней или реактивного бегства в другие заменяющие отношения.

Гибкость – способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации.

Еще один важный фактор - ролевая структура семьи. На характер распределения ролей в семье большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Тяжело переоценить такой фактор как способность супругов выстраивать эффективную коммуникацию. Все коммуникативные процессы можно разделить на две категории: симметричные и комплементарные. Здоровое развитие симметричных взаимоотношений предполагает уважительное и доверительное отношение партнеров друг к другу. Однако при симметричной коммуникации существует угроза включения в конкуренцию и возрастания враждебности во взаимоотношениях.

Факторы, «связывающие суп­ругов в их союзе, распределяются так (по нисходящей линии): общность духовных интересов и супружеская любовь; сексуаль­ная совместимость; любовь к детям; супружеский долг; семей­ный уют и материально-жилищные условия». Личностные характеристики супругов вносят свой вклад в развитие взаимоотношений, более того, за их нарушениями скры­вается внутриличностный конфликт одного из супругов. К бла­гоприятным качествам супругов следует отнести: отсутствие страха и тревожности, адекватную самооценку; уравновешенность; ориентацию на поиск и умеренную склонность к риску, что позволяет эмоциональным отношениям развивать­ся, а не страгнироваться; компетентность во времени (жить «здесь и сейчас», видя при этом связь событий); высокий уровень самопринятия, что проявляется в есте­ственности поведения и открытости опыту, в отноше­нии к другому как к себе.

Вероятность сохранения эмоциональной компоненты се­мейных отношений и благополучного развития брака возраста­ет, если супруги способны: реально смотреть на противоречия; не строить иллюзий и надежду на случай; не избегать трудностей и не впадать в отчаяние; познавать психологию партнера; знать цену мелочам; быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнера; контролировать свое поведение и речь; иметь чувство меры; осознавать причины и последствия супружеской невер­ности; стремиться к единым подходам в воспитании детей.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!