Компоненты зрелой сексуальной любви (О.Ф. Кернберг«Отношения любви: норма и патология»).



Зрелая сексуальная любовь является сложной эмо­циональной реакцией, включающей в себя (1) сексуальное возбуж­дение, переходящее в эротическое желание, по отношению к дру­гому человеку; Способность устанавливать интимные отношения с дифферен­цированным, интегрированным или «целос­тным» объектом явля­ется дополнительным аспектом способности к развитию зрелых отношений любви.

(2) нежность, происходящую из объединения либидинальных и агрессивно нагруженных Я- и объект-репрезента­ций, с преобладанием любви над агрессией и толерантностью к нормальной амбивалентности, характеризующей все человеческие отношения; Чувство нежности – это выражение способности забо­титься об объекте любви. Нежность выражает любовь к другому и является сублимационным результатом формирования реакции как защиты от агрессии.

(3) идентификацию сдругим, включающую и реципрокную (ответную) генитальную идентификацию, и глубокую эмпатию к половой идентичности партнера; Сексуальные игры могут включать идентификацию с фантазийными или истинными желаниями объекта другого пола, так что пассивные и активные, мазохистические и садистические потребности находят выраже­ние в одновременном утверждении своей сексуальной идентично­сти и пробной идентификации с комплементарной идентичностью сексуального партнера.Такая одновременная и интенсивная идентификация со своей собственной сексуальной ролью и комплементарной ролью объек­та во время оргазма есть проявление возможности войти в другого человека и стать с ним единым целым в психологическом и физи­ческом смысле, а также установить эмоциональную близость, свя­занную с активацией биологических корней человеческой привязан­ности.

(4) зрелую форму идеали­зации с обязательствами по отношению к партнеру и к отношениям; Шассге-Смиржель считает, что в зрелой любви, в отличие от преходящей подростковой влюбленности, существует лимитированная проекция смягченного Я-идеала на идеализируемый объект любви с одновременным усилением нарциссического (Я) компонента от сексуального удовлетворения, которое дает любимый объект. Идеализация, представленная таким образом, есть функция зрелых отношений любви, устанавливающая континуум между «ро­мантической» юношеской и зрелой любовью. При нормальных условиях проецируется не Я-идеал, а идеалы, развивающиеся по мере структурного развития внутри Супер-Эго (включая Я-идеал).

(5) элемент страсти во всех трех аспектах: сексуальных отношениях, объектных отношениях и роли Супер-Эго пары. Очень важной стороной субъективного пере­живания страсти на всех уровнях является выход за границы соб­ственного Я и слияние с другим. Страсть в сфере сексуальной любви – это эмо­циональное состояние, выражающее нарушение границ, в смысле соединения интрапсихических структур, которые отделены грани­цами, установленными динамически или путем конфликтов.

Природа различий и отклонений в зрелой сексуальной любви мужчин и женщин. Способность к зрелой сексуальной любви (О.Ф. Кернберг«Отношения любви: норма и патология»).

Родительская дефиниция половой идентичности младенца является ключевым моментом этой идентичности. Как для мальчиков, так и для девочек ран­ний эротический опыт с материнской стимуляцией является потен­циалом развития сексуального возбуждения. Брауншвейг и Фейн утверждают, что обычно периодическое переключение внимания матери с сына на отца фрустрирует нар­циссизм маленького мальчика и стимулирует его к соревнователь­ной идентификации с отцом, что инициирует и укрепляет позитив­ную эдипову констелляцию у мальчиков. Мужчины склонны к бесконечным поискам идеальной матери и к воссозданию догенитальных и генитальных страхов и конфликтов в своих отношениях с женщинами, что определяет их предрасположенность избегать глубоких, доверительных отноше­ний. Женщины, уже отказавшись от своего первого объекта, более способны вверить себя мужчине, который хочет установить всесто­ронние генитальные и «отцовские» отношения с ними. Кроме того, решающим фактором женской способности проявлять преданность и доверие может выступать их постоянный уход за младшими и их защита, включающие биологические и психосоциальные детерминанты, в основном идентификацию с материнскими функциями, и связанные с этим сублиматорные ценности Супер-Эго (Блюм, 1976).

У женщин неразрешенные эдиповы конфликты наиболее часто проявляются в различных мазохистических паттернах, таких как постоянная привязанность к мужчинам, не удовлетворяющим их, и невозможность получать удовольствие или поддерживать отно­шения с мужчиной, который потенциально мог бы полностью их удовлетворить. Мужчины также привязываются к неудовлетворяю­щим женщинам, но культурально они более свободны разорвать такие отношения. У мужчин превалирующая патология в любовных отношениях, происходящая из эдиповых конфликтов, принимает форму страха и чувства небезопасности наедине с женщинами и защитных реакций против этой небезопасности в виде реактивности или проецируемой враждебности по отношению к женщинам. Это связано с догенитальной враждебностью и чувством вины по отношению к фигу­ре матери.

Способность влюбляться – основной элемент взаимоотношений пары. Она включает способность соединять идеализацию с эроти­ческим желанием и потенциалом для развития глубоких объектных отношений. Если пара может включить свои полиморфные перверзивные фантазии и желания в свои сексуальные отношения, открыть для себя садомазохистическое ядро сексуального возбуждения, ее вы­зов конвенциональным культурным нравам может превратиться в сознательный элемент удовольствия. Для нарциссических личностей влюбленность знаменует начало спо­собности проявлять заботу и испытывать чувство вины и дает неко­торую надежду на преодоление глубокого, бессознательного обес­ценивания объекта любви. Для пациентов с пограничной личнос­тной организацией примитивная идеализация может стать первым шагом к отношениям любви, отличающимся от отношений любви-ненависти с первичными объектами. Пациенты невротического склада и пациенты с относи­тельно легкой формой патологии развивают способности к продол­жительным любовным отношениям, если (и когда) успешный пси­хоанализ или психотерапия разрешили бессознательные, в основном эдиповы, конфликты. Состояние влюбленности представляет собой и процесс скорби, связанный с взрослением (тем, что становишься самостоятельным) и переживанием прощания с детством. Достижение этой стадии позволяет развивать способности транс­формировать влюбленность в стабильные любовные отношения, включая способность к нежности, заботе и идеализации, более сложной, чем на ранних стадиях развития, и способность к иден­тификации с объектом любви и эмпатии к нему.

63.                         Природа любви: иметь или быть? (Э. Фромм«Искусстволюбить»).

Желание межличностного слияния – наиболее мощное стремление в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению – уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы про­существовать и дня.

Формы любви: любовь, как зрелый ответ на проблему существования, и незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом.

Симбиотическре единство имеет свою биологическую модель в отношениях между беременной матерью и отцом. Они являются двумя существами и в то же время чем-то единым. Плод – часть матери, он получает все необходимое ему от нее. В этом симбиотическом единстве два тела психически независимы, но тот же вид привязанности может существовать и в психологической сфере.

Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, – мазохизм. Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руко­водит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом. Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение. Он – все, я – ничто, я всего лишь часть его.

Активная форма симбиотического единства это господство, или, используя психологический термин, соотносимый с мазохизмом, – садизм. Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе делая другого человека неотъемлемой частью самого себя. Садист зависит от подчиненного человека так же, как и тот зависит от него; ни тот ни другой не могут жить друг без друга. Разница только в том, что садист отдает приказания, эксплуатирует, причиняет боль, унижает, а мазохист подчиняется приказу, эксплуатации, боли, униже­нию.

В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать. Наиболее простой пример обнаружи­вается в сфере секса. Кульминация мужской сексуальной функции состоит в акте давания, мужчина дает себя, свой сексуальный орган женщине. Она тоже отдает себя, она открывает мужчине свое женское лоно; получая, она отдает. Акт давания происхо­дит еще и в функции матери, а не любовницы. Она отдает себя развива­ющемуся в ее утробе ребенку, она отдает свое молоко младенцу, она отдает ему тепло своего тела. Ей было бы больно не давать. Наиболее важная сфера давания это однако не сфера материальных вещей, а специфически человеческая сфера. Что один человек дает дру­гому. Он дает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нем живого. Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание.

Что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Быть „ответственным» значит быть в состоянии и готовности „отвечать».

Уваже­ние – это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность.

Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничи­вается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность.

Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1082; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!