Предсимволизм и символизм в России.



Понятие о «серебряном веке» отечественной литературы.  Яркие художественные достижения РЛ 1890-1910 гг. получили образное определение «Серебряный век». Этот термин ввел для обозначения отечественного модернизма Н.А. Оцуп в статье, написанной в эмиграции (Париж, 1933). Определение «Серебряный век» вошло в культурное сознание многих авторов этой эпохи. Ахматова в «Поэме бех героя» акцентировала внимание на словосочетании «серебряный век»: «И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком плыл». Впоследствии деятели Русского зарубежья (и сам Оцуп) значительно расширили представление о творческих свершениях этого времени. С. К. Маковский объединил поэтов, писателей, художников, музыкантов «культурным подъемом в предреволюционную эпоху» («На Парнасе «Серебряного века»»). Н. А. Бердяев именовал открытия эпохи «культурным ренессансом». Именно на рубеже веков в России пробуждается оригинальная, самостоятельная религиозно-нравственная и философская мысль. Громадное значение такого феномена глубоко осознали эмигранты «первой волны». Русские философы-эмигранты стали первооткрывателями и основателями философии персонализма, философии свободы и философии творчества. Эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого Оцуп назвал «Золотым веком». Выбор эпитета «серебряный» был неслучайным: проводилась грань между золотым пушкинским веком, искусством высшей пробы, веком русской классики и «новым искусством», модернизировавшим классические традиции, искавшим новые выразительные средства и художественные формы. Сер. Век, активно противостоящий «кризису русской культуры накануне революции», - «по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий почти не имеет аналогий на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь 19 и начало 20 века». В Золотом веке – «слишком уж все полногласно», в Серебряном веке «все суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более – в человеческий рост». Была определена смена глобальных, пророческих концепций бытия, свойственных русским классикам, напряженным, индивидуальным осмыслением противоречивой, быстро текущей жизни в период революции. Почитание священных традиций Золотого века не только не исключало – активизировало освоение совершенно иных творческих принципов. Они были необходимы для воплощения особого, обусловленного трагической эпохой внутреннего состояния личности. Далеко не все литературные и художественные реалии начала 20 века соответствуют понятию Сер. Век. Еще жил Толстой (представитель критического реализма), творил Чехов. Феномен Серебряного века, сложившийся в результате разнонаправленных индивидуальных исканий, практики многочисленных течений, состоял в открытии рожденных эпохой процессов человеческого сознания и внутреннего бытия, в освоении особых форм словесного искусства. Новаторство, свойственное творчеству всех подлинных художников, было на редкость смелым и естественным. Оно вытекало из развития историко-культурных и литературных традиций для выражения трагических диссонансов времени и путей их преодоления. Буквально через несколько десятилетий художественных открытий и свершений, «звездной вспышки» Сер. Века октябрьская революция, Гражданская война, геноцид 1930-х годов кардинально изменили жизнь России, потом – СССР («свистящий звук» для Цветаевой). Произошла смена исторической и культурной парадигмы. В 1921 году умирает Блок, тогда же был расстрелян Н. Гумилев. Этот год многими воспринимался как конец Сер. Века. Однако эта яркая эпоха продолжалась до тех пор, пока были живы носители ее культурного сознания. Яркий пример – творчество Ахматовой, Мандельштама, Пастернак и Заболоцкого.  

Проблема сосуществования реалистического и модернистского направлений в дооктябрьский период.

Поэтическое творчество начала века было рождено одной болью и одной светлой мечтой, хотя, естественно, выраженных в неоднородных образных и стилевых структурах. Верно заметил Блок, что «группировка поэтов по школам» - «труд праздный». Эта мысль звучала и в работах Русского зарубежья.

Литературный процесс начала века в большой степени был обусловлен творческой деятельностью тех, кто противостоял модернистским декларациям и причислял себя к реализму. С конца 1890-х гг. на квартире Н. Телешова сложилось московское литературное объединение «Среда». В него входили талантливые мастера прозы: Андреев, Бунин, Вересаев, Зайцев, Куприн, часто бывал петербуржец Горький. Зайцев писал в эмиграции: «Среда» был кружок писателей-реалистов (в противность появившимся уже символистам). Неприятие новейшей поэзии было для «средовцев» общим, активным и бурно развивающимся. А участники модернистских течений, бескомпромиссно отрицая позитивизм, материализм, объективизм, либо издевательски уязвляли, либо не замечали реалистов, совершая грубые нападки на самых среди них талантливых: Бунина, Куприна, Андреева.

Принципиальность расхождений двух литературных направлений очевидна. Модернистское стремление преобразить порочный мир «усилием творческой воли» (Ф. Сологуб) столкнулось с неверием реалистов в «жизнестроительную» функцию искусства. Показательно: спустя годы былые дискуссии были расценены совершенно по-другому. В частности, Г. Адамович, сопоставив прозу Бунина и Мережковского, с их тяготением к традициям соответственно Толстого и Достоевского, пришел к выводу: реализм и символизм равновеликие «веяния времени», так как одинаково углублены в тайны духовного бытия («Одиночество и свобода»).

Реалисты не приняли модернистскую идею преображения мира в творческом акте. Но они глубоко проникли во всечеловеческое влечение к божественной гармонии, к созидательному, возрождающему Прекрасному чувству. Предельно возросшие к началу 20 века внутренние диссонансы личности были осмыслены с позиций высших духовных ценностей. Столь сложные запросы предопределили смелую реорганизацию образно-стилевой структуры произведений, становление нового типа словесного искусства. Художественная культура эпохи, при всем разнообразии проявлений, обладала общим стимулом развития.

Разделившись на два потока, РЛ, вопреки всем объективным условиям, стремилась сохранить как классические традиции, так и традиции Сер. Века, богатство русского языка, преумножить культурное наследие. Культура 20 века творчески впитала идеи, новации и открытия русских поэтов и философов, художников и режиссеров, музыкантов и авторов Сер. Века, сохранив как идеал их подъем духа и творческую самоотдачу, широкий идейно-философский диапазон и грандиозность художественных задач.

 

Предсимволизм и символизм в России.

Предсимволизм .

       Сильнейшее влияние на философию русского символизма и его поэтику, русский культурный ренессанс, а также на формирование «нового религиозного сознания» оказал Владимир Сергеевич Соловьев, философ-идеалист, поэт, критик и публицист. Философская система Соловьева стремилась к «нравственному оправданию добра». Правда – христианский идеал и нетленная Красота – София, Божественная Премудрость, предвечная гармония Истины и Любви стали доминантами его философско-поэтического мышления. Соловьевым была предопределена цель русского символизма – не познание, а преобразование мира, не жизнесозерцание или жизнеописание, а «жизнестроение». «Метафизика всеединства» Соловьева, а также его поэтическое творчество послужили импульсом развития русского символизма. Но сам Соловьев критически относился к первым символистским опытам представителей новой поэзии, писал пародии на декадентов и брюсовские сборники «Русские символисты».

       В философской лирике Соловьева важную роль играют темы двоемирия, поэтика намеков и недосказанностей, отсылки к вечным образам и темам. Поэтика Соловьева – поэтика символов, той таинственной недосказанности, за которой скрывается тайна и глубина совершенной и одухотворенной жизни, божественное соприсутствие: «Новое что-то вдали начинается / Вместо погибшей весны»; «… Перед неведомым склоняются колени»; «… Что-то совершается, но – не здесь, не там»; «Ангел иль демон мне в сердце стучится, / Форму принять мое чувство боится», - позволяла открыть многоплановость бытия, мистическую глубину жизни и личности. Соловьеву важно передать чувство соприсутствия в мире Бога и Софии. Он создает ряд образов – космических символов, которые призваны подчеркнуть полярность материального и духовного. Поэт наделяется властью выявлять «невидимое», «непостижное уму». Поэма «Три свидания» (1899) и т. н. «Софийный цикл» открывают в русской поэзии тему Вечной Женственности, Подруги Вечной, мистическая любовь к которой дарует запредельное знание о мире и его законах. Соловьев, развивая идею Софии, определил многие искания Мережковского, Блока, Белого, в творчестве которых присутствует идеал Вечной Женственности. Соловьев предвосхитил «дух» символизма, его надежды на обновление мира. Продолжая традиции Тютчева, Фета, А. К. Толстого, Соловьев ввел в русскую поэзию не свойственную ей ранее мистико-философскую и исповедально-интимную ноту, открыл возможности специфически символистской образности, которая позволяла охватить земное и небесное, личное и надличное, мгновение и вечность.

       Как автор богословских работ и христианский мыслитель, который публично в 1881 году призвал помиловать убийц Александра II, Соловьев был уверен в необходимости христианского всепрощения. В этом контексте им рассматривается проблема исторического и вселенского призвания России: «О Русь! В предвиденьи высоком / Ты мыслью гордой занята, / Каким ты хочешь быть Востоком, / Востоком Ксеркса иль Христа?»

       Русские символисты восприняли как откровение поэзию и философию Соловьева. Масштаб поставленных задач, система взглядов Соловьева определили теургию Вяч. Иванова, поэтику Белого, поэзию Блока. Культурфилософские образы Соловьева – Душа мира, Вечная Женственность, Вечная подруга, София – стали для символистов, особенно младших, ключевыми образами-символами, за которыми скрывались тайна Богородицы, Божественная Премудрость, разлитая в природе немеркнущая красота, истинная суть таинственной русской души и Родины. Символисты учились у Соловьева образности, совмещающей реальный и надреальный планы, воссоздающей и состояние души, и «сущность мира», которая вневременна и внепространственна.

       Но идеи Соловьева, широко и разнопланово интерпретированные символистами, показали свою внутреннюю противоречивость: единое не снимает противоречия между частной личностью и миром; Красота противоречит Добру и Истине. Все русские символисты пришли к результатам, которые отрицали грандиозный утопический проект философа-поэта: человечеству было далеко до состояния богочеловечества; соединение христианства, исторически разделенного на западную и восточную формы, оставалось невозможным; культура не преодолела границ между искусством и жизнью; теургическое творчество не стало достоянием народа, а было глубоко элитарным; соборность оборачивалась «муравейником» или «легионом».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 804; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!