Глава 7. Безмолвное слово как щит и меч 5 страница



жест еще раз подтверждает ваш первоначальный вывод.

Чиновник принимает вас в своем кабинете стоя. Вы ви­дите, что он свободно заложил руки за спину. Эта его поза должна уберечь вас от заблуждения, будто чиновник пс уверен в себе, что он перед вами робеет (вон ведь - даже из кресла своего вылез; ну и что?!). Напротив, руки за спиной го­ворят о его уверенности в себе и авторитарности.

Человек приближается к вам и вступает в зону близкою контакта (60-70 сантиметров от вас); при этом его руки сво­бодно опуг-ены вдоль тела. Значит, он тоже чувствует свою си­лу и потому совершенно спокоен.

Вы увлеченно о чем-то рассказываете, а ваша слуша­тельница то и дело слегка к вам нагоняется, как бы проникая в вашу интимную зону. Выходит, она чувствует к вам рас­положение, быть может, даже испытывает влечение к вам.

Вы обращали внимание, что многие сотрудники право­охранительных органов привыкли держать руки па животе? Это - жест осторожности, опаски, стремления отгородить­ся от окружающих. Приблизительно о том же свидетельст­вуют и сложенные на груди руки. Только этот последний жест 46

выражает стремление целиком отторолиться от мира, а также несет дополнительно очтенок высокомерия, надменности.

руки на поясе или же упертые в бедра означают вызов. Мо­дификация этого жеста -уцепиться пальцами за ремень (при атом еше можно задрать подбородок].

Парень стоит, слегка раздвинув локти. Этот просто вы­пендривается, пытается показать: вот какой я сильный! Дру­гой картинно оперся о стул или о стену. И он тоже собою лю­буется и очень хочет, чтобы с его самооценкой согласи­лись окружающие.

Мужчина свободно привалился спиною к стене, но при этом уперся в нее подошвой. Значит, он начеку - готов к быст­рому решительному действию,

Сидеть, закинув ногу на ногу, нравится многим. Но, приме­нительно к мужчинам, эта поза ни о чем не говорит. Что же касается женщин, то она, как правило, выражает их эро­тическую неудовлетворенность.

Теперь - немного о жестах.

Если ваш начальник, поднявшись из кресла и грозно нависнув над вами (вы же при этом продолжаете горбиться на стуле), внушает вам нечто шибко мудреное и попутно тычет перстом указующим сверху вниз, значит, во-первых, это очень авторитарный человек, который - и это во-вторых - в данный конкретный момент стремится пол­ностью подчинить вас своей воле. (Кстати, почему бы вам в шутку ему не подыграть? Худа от этого не будет,)

Вообще, жестикуляция в вертикальной плоскости, как правило, выряжает высокую психическую активность, или же разгоняет последнюю, а в горизонтальной плоскости ее тормозит. Вспомните манеру (несомненно, наработанную при помощи профессиональных психологов) последнею нашего генерального секретаря и первого президента СССР отвечать на неудобные вопросы. На уровне речи это выглядело приблизительно так: «Ах, вы спрашиваете про десант ОМОНа в Литве!... Тут вы совершенно правы, в этом году ожидается большой урожай цитрусовых на Ямайке», Но под такой маловразумительный аккомпане-

47

мент Михал Сергеич обычно производил мягкие движения руками в горизонтальной плоскости — вроде бы, и нелепые дви­жения, и даже не связанные со смыслом и эмоциональной окраской слов, зато успокаивающие, умиротворяющие, имеющие свойство гасить запал вопрошавших.

Собственно, существует лишь два типа жестов в гори­зонтальной плоскости, имеющих явно выраженную нега­тивную окраску. Это, прежде всего, отторгающий кистевой жест «от себя»: мол, катился бы ты отсюда подальше! Дру­гой жест — напротив, призывный, но с явно выраженным оттенком пренебрежения: мол, живо ко мне! Это - как по­манить взрослого человека пальцем, как подозвать собаку.

Повторяем, вертикальные жесты снизу вверх разгоняй л психическую активность. Выставленная по направлению к собеседнику и повернутая вверх ладонь означает что-то вроде «А ты кто такой?!». Мягкие движения сверху вниз, на­поминающие поглаживания, воздействуют на сексуальную сферу человека.

Рубящие движения ребром ладони сверху вниз, напо­минающие удары, подчеркивают категоричность суждений и позволяют предположить, что перед вами экстраверт ак­тивного типа.

В этом месте нам кажется уместным сделать небольшое отступление и немного забежать вперед. Доверительно вам сообщаем, что любое общение между людьми, как прави­ло, проходит одновременно на трех или даже на несколь­ких уровнях. Тем не менее, обычно мы осмысленно при­нимаем в расчет лишь два из них - семантический, или же смысловой, и эмоционально-интонационный, В то же вре­мя поза, жесты, мимика собеседника несут никак не меньше информации, нежели его слова и тон речи. Только вос­принимается такая информация отнюдь не корой нашего головного мозга, а его подкоркой. На этом интересном факте основаны некоторые несложные приемы и способы воздействия на себе подобных. Впрочем, о них мы расска­жем вам в другой главе.

Вернемся к тестированию по жестам. Если ваш собе­седник курит, обратите внимание на то, как он держит си­гарету. Активные экстраверты, как правило, зажимают ее между вторыми или даже третьими фалангами пальцев, то есть поближе к ладони. Причем зачастую они энергично жестикулируют тою же рукой. Кстати, и сама по себе ин­тенсивная жестикуляция дает вам основания заподозрить в своем собеседнике активного экстраверта.

Ну, а ишроверсированные люди и вообще неврастени­ки предпочитают держать сигарету кончиками пальцев. Всевозможные «выверты» курильщика — скажем, картинно оттопыренный мизинец или нарочито задранный локоть при стряхивании пепла - свидетельствуют о его претенци­озности, о стремлении производить впечатление.

Сигарета, зажатая между большим и указательным паль­цами свидетельствует либо о скрытности курильщика, ли­бо же — и скорее всего - о том, что он побывал и суровых испытаниях — возможно, в местах лишения свобода, или же в одной из так называемых «горячих» точек планеты.

Обратите внимание, как человек тушит сигарету. Если он решительно сминает ее до фильтра, значит, привык до­биваться своего.

Впрочем, мы не беремся предлагать вам в этой книге хо­тя бы даже краткий толковый словарь поз и жестов, ибо со­ставлять таковой было бы для нас чересчур хлопотно и, признаться, не особенно интересно. Но при желании это по силам каждому, кто не поленится их потратить (под­черкнем, потратить только силы, поскольку для такой ак­ции не требуется специально выделять время) на целена­правленное «выслеживание» окружающих и себя самого. Зато и результаты самостоятельной работы значительно превзойдут те, которых можно ожидать от любой иной формы обучения. Ибо в процессе целенаправленного «вы­слеживания» (у Кастанеды – сталкнга) биологических объ­ектов человек выводит свою способность их тестировать на Рефлекторный уровень.

Остается добавить, что мы способны по-настоящему «выслеживать» биологические объекты лишь из своею центра внутренней тишины, о котором уже говорилось в предыдущей главе. Можно это пояснить и гак; в каждом из пас сосуществуют две личности: деятель и созерцатель, Первый вовлекается в любое движение - физическое, ин­теллектуальное или эмоциональное. Второй же способен только наблюдать, только констатировать, не испытывая при этом эмоций и не порождая суждений. Так вот, оты­щите в себе этого второго, и все встанет на свое место.

Мы уже неоднократно подчеркивали, что человек, пре­жде всего, есть воспринимающее существо, которое, разу­меется, располагает специальными механизмами для вос­приятия мира (сенсорами) и реализует era итоги в виде чувств и некоторых ощущений. При этом люди, как прави­ло, имеют устойчивые предпочтения в самом выборе чувств, на которые они привыкли опираться при воспри­ятии мира. Исходя из этого факта, мы можем условно по­делить человеков мыслящих на три основные группы, со­ответствующие трем типам восприятия; визуальному, аулп-нльному и кинестетическому. Мы вовсе не забыли о акусо-ных и обонятельных образах, которые, тем не менее, могут использоваться человеком далеко не во всех актах воспри­ятия и потому имеют подчиненное значение,

Таким образом, человеки мыслящие формируют свои картину мири, преимущественно полагаясь на:

- зрительные образы;

- звуковые образы;

- совокупности кинестетических ощущений (допустим. сочетание ощущений шероховатой поверхности и прохо­ды и т.п.).

При контакте с тем или иным биологическим объектом бывает полезно знать, каким именно способом он предпо читает воспринимать мир. Это позволяет нам, во-перных изложить ему какую-либо идею в наиболее подходящей форме и, наконец, правильно выбрать способ воздействия на него.

Для определения типа восприятия того или иного чело­века можно опереться на некоторые особенности его речи. Попробуйте отслеживать служебные, или же подчиненные словосочетания, употребляемые интересующим вас лицом. Люди с визуальным способом восприятия, как правило, предпочитают пользоваться вводными и другими подчи­ненными выражениями типа: «посмотрим», «поглядим-увидим», «на мой взгляд», «отрадно видеть», «видимо», «свет в окне», «туманная область», «мне это видится так» и т.д.

Аудиальный способ восприятия выражается в иных ре­чевых предпочтениях: «говоря по совести», «следует ска­зать», «в одно ухо влетает, в другое вылетает», «слышал звон, да не знает, где он», «у меня на слуху», «созвонимся» н т.д. и т.п.

Наконец, для лиц с кинеститическим типом восприятия характерны следующие выражения; «ухватил суть», «горя­чий парень», «крепкий орешек», «нутром чую», «свяжемся по телефону», «пощупать руками» и т.п.

Кроме того при данном виде тестирования следует учи­тывать и манеру человека вести беседу. Люди визуального типа зачастую говорят быстро, взахлеб. Аудиальный чело­век предпочитает отчетливо выговаривать слова, при этом как бы вслушиваясь в их звучание; его голос «опирается» о грудь. Кинестетический человек говорит монотонно и медленно; его речь бедна модуляциями и оттенками.

Рассказывая вам о тестировании биологических объек­тов, мы коснулись покуда лишь самой вершины айсберга. И если вы уже об этом подумали, то, как говорится, честь вам и хвала! Действительно, за нашими психическими ре­акциями,контролируемыми или непроизвольными,кроется нечто более фундаментальное.

Вспомните как дон Хуан сообщил однажды Кастанеде ,что сталкеры,или же маги, специализирующиеся на «выслеживании» остальныз двуногих, а так же самих себя, сталкиваются в этом мире лишь с тремя типами человеков мыслящих. Самое интересное, что по нащему мнению ,стары нашваль имел все основания для такого заявления:

Как ни странно это звучит, но все многообразие людских характеров действительно укладывается в три принципи­альные схемы. Или же — так, пожалуй, точнее - в основе каждого характера, каждой психической конструкции ле­жит одна из трех принципиальных схем. (При этом внеш­ние выражения одной и той же комбинации психических свойств могут разительно отличаться, ибо каждая из трех допускает множество вариантов развития.)

Биоэнергетики дальневосточного толка связывают этот факт с хронической перегруженностью, или с так называе­мым синдромом избыточности (фактическим или потен­циальным) у того или иного индивидуума по определен­ной группе наиболее тесно связанных между собою энер­гетических парных каналов, а именно четырех из двенадца­ти: двух ножных — входного и выходного — и аналогичные образом двух ручных. Поскольку же насчет верхних пар­ных энергоканалов и среди самих биоэнергетиков по дан­ному вопросу до сей поры нет единомыслия, то мы укажем вам в этом контексте преимущественно ножные каналы.

Но сначала вернемся к учению толтеков. Представите­лей самого неприятного, по мнению дона Хуана, личност­ного типа старый нагвалъ не совсем прилично, но вырази­тельно обозвал пердунами. По его словам, такие люди ме­лочны и мстительны, завистливы и ревнивы, хвастливы и эгоистичны. Они ни в чем не уверены и постоянно всем недовольны. При этом, как правило, они любою цепок стремятся захватить инициативу в каждой ситуации - даже и тогда, когда это приносит неприятности им самим. Они и вообще постоянно живут в дискомфорте и никогда не расслабляются. Роковым недостатком этих людей нагеле посчитал то, что ради захвата лидерства они «готовы пере грызть глотку любому».

К последней категории дон Хуан отнес людей, которые. по его мнению, не являются «ни приятными, ни отврати тельными». Они, как правило, не стремятся навязать свою волю никому, но и сами игнорируют мнение окружающих Эта разновидность двуногих преимущественно безразлична к реальной жизни и предпочитает витать в пустых меч­тах и фантазиях. И вообще, такие люди способны лучше всех возводить в будущем «хрустальные замки». К сожале­нию, они, как правило, так ничего в жизни и не достигают, ибо не имеют для этого средств.

На первое же место в своей системе классификации дон Хуан поместил некий психотип, представители которого, по его мнению (и, разумеется, по нашему), - самые прият­ные люди на свете. Участливые, услужливые, деликатные, они в определенных пределах изобретательны, очень ди­намичны и обладают чувством юмора. Из них получаются превосходные секретари, помощники, всевозможные за­местители и младшие компаньоны. Их главный недостаток - неспособность действовать самостоятельно. При всем том личностный тип таких людей чрезвычайно подвижен; только подвижность эта сама по себе непродуктивна. Представителям данного дсихотипа непременно нужен ли­дер, под руководством которого они могут добиться вели­колепных результатов. Предоставленные же сами себе, они не способны ни на что толковое.

Как вы думаете, почему старый нагвалъ именно этот пси­хотип поместил на первом месте? Быть может, из таких людей и получаются лучшие ученики? Вспомним Элихио или даже самого дона Хенаро...

Наша система классификации человеков мыслящих по психотипам (каемся, обобщенная, весьма приблизительная и, увы, не полная) в чем-то пересекается с тою, которую дон Хуан поведал своему ученику, а мы только что кратко вам пересказали, но во многом с нею и расходится. И .в этом факте мы не усматриваем никаких противоречий. Просто в системе, принятой тоятеками, берутся за основу исключительно поведенческие реакции человека, в то вре-мя как нас в данном случае интересуют в первую очередь сами психические механизмы, вызывающие те или иные формы человеческого поведения. В этом смысле, наша система лучще «бьется» с одною из тех,, что предложены биоэнергетиками.

Видимо, в этом месте не лишним будет вам напомнить, что само по себе слово (и даже понятие, термин) в психо­логии (равно как и в философия) отнюдь не самоценно. Оно может иметь лишь относительный смысл в контексту­альных рамках. К примеру, исторический Будда, как из­вестно, ниспроверг атман, который другим основателем великого учения, а именно Шанкарой, был, напротив, во­дворен во главу всей его философской системы. Но при этом оба они - и Будда, и Шанкара - подразумевали по су­ти одно и то же.

Конечно, нас можно обвинить в эклектичности. Но для любого жизненного явления люди наизобретали множест­во языковых колов. А мы стремимся быть понятыми по возможности наибольшим числом наших читателей. Быть может, вы помните сцену из «Иллиады», в которой Елена сердится на Париса за трусость. А потом Гомер напускает на нее Афродиту, и прекраснейшая из женщин бросается в объятия своему не особенно мужественному, зато смазли­вому любовнику. Спустя несколько тысячелетий при изо­бражении аналогичных сцен у литераторов стало модно пользоваться словом «страсть». А современный физиолог приплел бы сюда гормоны. Но суть дела от этого не меня­ется. Будем надеяться, что отныне вам более понятен наш подход и к языковым кодам и, вообще, к слову.

Итак, начнем с некоего психотипа, значительная часть представителей которого попадает, согласно схеме лона Хуана, в разряд - извините! - пердунов. Биоэнергетики описывают его в парламентарных, но и в более туманных выражениях. В данном случае они говорят о хронической перегруженности входного канала почек и выходного ка­нала желчного пузыря. (Как уже было сказано, ручных каналов мы постараемся касаться пореже.) Причем «акценты» этой перегруженности могут варьировать. Следует к тому же учитывать и значительную автономносгь каждой из вет вей энергоканала в своей паре. Все это допускает множест­вовариантов развития любой конкретной личности из ис­ходной психической конструкции.

Между прочим, особую роль в становлении личности любого из нас биоэнергетики отводят именно трем ниж­ним входным энергоканалам человека. По их представле­ниям, канал печени заведует нашей общей психической силой, канал селезенки и поджелудочной железы - сферой эмоций, а канал почек отвечает за наши способности и та­ланты. Причем левые ветви энергоканалов ориентированы ня информационную сферу («работают» в интроверсном режиме), а правые - на окружающий мир.

Только мы все же привыкли оперировать иными терми­нами. Скажем, выражения «нервный ствол» и «нервный центр» нам кажутся более конкретными и понятными, не­жели «энергетический канал» или какой-нибудь «дань-гянь», (Похоже на Тяни-толкая аз «Айболита» Чуковского, не правда ли?) И поскольку мы все-таки, прежде всего, стремимся изложить вам собственную систему, то и будем преимущественно пользоваться наиболее привычной для нас терминологией. {Между прочим, как-нибудь на досуге откройте анатомический атлас, наложите «карту» нервной системы человека на какую-нибудь схему акупунктуры и раз и навсегда выявите для себя их тождественность,)

По нашему убеждению, важнейшим формирующим ус­ловием любой личности, любого характера является само­ощущение человека в окружающем его мире. Это - и внут­ренняя самооценка, и оценка отношения к себе прочих двуногих, а также жизни в целом. Легче всего в нас прояв­ляются и начинают доминировать именно те субличности (об этихобитателях темных глубин нашего полсознания мы уже кое-что вам сообщили в «Психодинамике колдов­ства»), которые соответствуют нашему самоощущению. Вот его-то мы и положили в основу своей системы клас­сификации человеков мыслящих.

Возвращаясь к рассматриваемому психотипу, прежде всего, выделим его ключевое самоощущение. В популяр­ной По сути книге это можно сделать и так:ах как я прекрасен(на) и неповторим(а), как я умён(на), красив(а) и оригинален(на)!Вот только мир, в котором мне выпало несчастье родиться, безнадежно несовершенен, а зачастую и просто невыносим!

Итак, исходное состояние индивидуума данного типа -это, во-первых, завышенная самооценка и, во-вторых, вы­сокий уровень критичности по отношению к окружающим и миру в целом. Из этой исходной точки возможны два диаметральных пути развития личности. При недостатка психической энергии и общей интроверсированности че­ловеком постепенно овладевают уныние, тревога, всевоз­можные страхи; его никогда не отпускает внутреннее на­пряжение. В отдельных случаях это может закончиться де­прессией или даже суицидом. Следует еще добавить, что на таком душевном фоне, точно сорняки на богато удобрен­ной почве, наперегонки вырастают всевозможные сомати­ческие заболевания.

Иная направленность развития личности возможна при избытке психической энергии (при сильном канале пече­ни) и общей экстраверсированности субъекта. Ощущая не­совершенство или же враждебность всех, кто его окружает, а также мира в целом и, возможно, собственной судьбы. человек становится непримиримым борцом против всех и вся. Его жизнь — это постоянная битва за место под солн­цем, а иногда и за место самого солнца. В этом случае и-данного ключевого самоощущения могут развиваться днд сильных личностных типа, условно названных нами «пора­ботитель» и «параноик» (как явствует из названия, послед­ний связан с параноидным радикалом в психике субъект и). Ниже мы подробно на них остановимся.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!