Там русский дух, там Русью пахнет.



Это цитата из творчества А. С. Пушкина, ставшая крылатым выражением. Фраза употребляется для выражения любви к Родине. ( И тому подобное).

Точить зубы (на кого-л.).

Испытывая злобу, замышлять или готовить недоброе против кого-либо или чего- либо , стремиться причинить вред кому- либо или чему-либо. Выражение исконно русское. Восходит к сказкам о Бабе Яге, которая затупила зубы ,когда хотела перегрызть дерево, на котором сидел мальчик , и начала снова точить их, чтобы все таки перегрызть дерево.

55) Тьма кромешная (~египетская).

1. Беспросветная ,устрашающая тьма 2.Духовная темнота, невежество. Выражение библейского происхождения. Египетская тьма ( густая тьма, продолжается три дня)- одна из казней, которыми Моисей поразил египтян, чтобы заставить фараона отпустить евреев из Египта.

В церковнославянском тексте Евангелия (от Матфея) так называется ад, преисподняя. Выражение это употребляется иносказательно, в значениях: полная, беспросветная тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь.

56) Усопший (= покойный).

УСОПШИЙ - усопшая, усопшее ( церковь; церковное слово, церковный термин; церковно-славянское; церковно-славянского происхождения - слово книжное , устаревший, устаревшая форма ). Умерший, мертвый, покойный. Усопший брат, кто сон твой возмутил? кто пренебрег святынею могильной? Баратынский. Отпевать тело усопшей графини. Пушкин

Происходит от существительного покой, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. покои, ст.-слав. покои Др. ступень вокализма: ст.-слав. почити (см. почить), родственно лат. quiēs, quiētis ж. «спокойствие, сон, мир», quiētus «спокойный», requiēscō «покоюсь», готск. ƕeila «время, досуг», авест. šуātа- «обрадованный».

57) Чему быть, того не миновать.

Говорится с уверенностью в неизбежности, неотвратимости чего-л. (чаще при решении поступить определенным образом).— Одна цыганка мне предсказала насильственную смерть — но это вздор. Я этому не верю. Представьте вы себе Ипполита Сидорыча с кинжалом?! — Можно умереть и не от кинжала,— заметил Санин.— Все это вздор! Вы суеверны? — Я — нисколько. А чему быть, того не миновать. Тургенев, Вешние воды.

58) Чур! [ср.: чу! чересчур, чурка, чураться кого-л.]

Чур меня. Возглас, оберегающий от нечистой силы. Возглас запрещающий касаться чего-либо, переходить за какой –либо предел..1. Чур у язычников –славян явился полубогом, мифическим существом, известными почитаемым повсюду. Чура обычно олицетворяли в форме деревянного круглыша, короткого обрубка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначавшие семью и владельцев. Такие обрубки ставились в старину по межам (границам) земельных участков. Слово чур стало обозначать всякую межу, грань, рубеж.

Чёртова дюжина.

Чёртова дюжина. Число тринадцать. Числа , по суеверным представлениям, издавна делились на счастливые и несчастливые. Число 12 (дюжина)было удобно для счета и натурального обмена –оно делилось на 1, 2, 3, 4, 6, 12. Но стоит прибавить единицу .как это число утрачивает «дружелюбие» для человека свойства; поэтому в нем видели недобрые предназначения. У древних евреев буквенное обозначение числа 13 и слова смерть совпадало, что еще более укрепило древнее суеверие. Позднее этот суеверный смысл был закреплен в библейской легенде о тайной вечере Иисуса Христа и апостолов, где тринадцатый- Иуда- оказался предателем.

Шапками закидать.

Закидать шапками. Победить врагов без особых усилий, благодаря своей многочисленности.1. Выражение шапками закидаем активизировалось в период русско- японской войны (1904-1905) : в начале войны черносотенно –националистическая пресса потешалась над японскими войсками, уверяя народ, что русская армия легко одолеет врага.. Однако полная неподготовленность России к войне и бездарность военачальников привели к ее поражению, и тогда оборот сделался ироническим определением глупой самонадеянности и бравады русского ура- патриотизма.2. Первоначально же это известное на Руси выражение воспринималось совершенно серьезно для обозначения численного превосходства над противником. Бросать шапку оземь было на Руси своего рода национальным обычаем, выражавшим и досаду, и разудалое веселье( например, перед тем, как пуститься в пляс)     

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!