Я-концепция как результат социального развития личности.



«Я-концепция» — это представления о самом себе, которые представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. С одной стороны, социокультурная и групповая реальность (социальные ценности, принятые в данном месте модели поведения, групповые нормы и пр.) влияют на наше самосознание, задаваяоснования для самоидентификации Я- представлений (большая актуализация персонального или социального их полюса, характер самоотношения и пр.) накладываютотпечаток на социальные суждения и установки, а также мотивируют то или иное социальное поведение.

Я концепция формируется с двух позиций.

Оценка самого себя напрямую.

Вторая позиция центрирована в основном на изучении процессов включения в «Я» отраженных

Оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символическоговзаимодействия.1. «Я» при этом рассматривается преимущественно как средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирования. Вцентре внимания оказывается не столько «активное», сколько «рефлексивное» Я: по мере того как количество ролей и позиций, в которых мы можем представить себя, возрастает, мы все болееобъединяем идущие от них ожидания в оценки со стороны «обобщенного другого», становясь своего рода «обществом в миниатюре». Соответственно при решении вопроса о механизмах формирования «Я» на первый план выдвигаются процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений. Слудовательно, построение своего я идет по мере усвоения социального опыта, и следовательно, является результатом социализации.

Типы «Я» - по Бернсу.           

· реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны сактуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

· социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны смнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

· идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны спредставлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

12.

Развитие личности: психосоциальные стадии

Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.

Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие

Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самую характеристику "уверенностью". Младенец, имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.

Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Раннее детство: автономия-стыд и сомнение

Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой - как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа "пусть попробует" и, напротив, попустительство как деструктивную форму избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду (Erikson, 1968b).

Огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я - то, что я могу".

С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!