Не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.



Конец формы

 

0FE39E

 

Начало формы

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау1 успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения

математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. (6)Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он

странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.

(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. (9)Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличался свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. (13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими знаками.

(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! (17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича

взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

(20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное решение.

(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал, куда деваться.

(24)С этого дня гроза отделения, профессор Пётр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

(25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное

та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. (28)Но с каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.

(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга

«Красное и чёрное» Стендаля. (31)Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего

не просто сильный характер, а достойная цель. (34)Для него эта цель

наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.

(36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работу, любовь, общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа

основа жизни.

(39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. (40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:

(42)Тебе надо почитать Гоголя. (43)Он справедливо замечает, что никогда не следует хвастать будущими успехами.

 

1Лев Давидович Ландау

выдающийся советский физик-теоретик, академик, лауреат Нобелевской премии.

(По М. Бессараб)*

*Бессараб Майя Яковлевна (род. в 1925 г.)

русская писательница, прозаик, переводчик. Собственные воспоминания и воспоминания учеников академика легли в основу её книги «Страницы жизни Ландау».

 

 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
  2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
  3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
  4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.

Конец формы

Страница

Начало формы
(1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли ее просто Лёлей... (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!»

кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

(9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени... (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: «О справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.

(15)Ну, а дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.

 

(А. Алексин)

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».
  1) метафора
  2) аллитерация
  3) фразеологизм
  4) сравнение

Конец формы

 

D9384C

 

Начало формы
(1)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2)А гордятся все в доме мной. (3)Это несправедливо. (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

(6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!

(8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни:

(9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!..

(10)Или что-нибудь вроде этого.

(11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.

(12)Какая диковинная память, а! (13)Всё помнит, будто вчера читал… (14)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(15)Мне кажется, отец просто счастлив, что всё забывает и путает.

(16)После того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

(17)Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..

(20)Вот до чего доводит любовь!

(21)А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются. (22)Трудно разве ответить на тройку? (23)Или запомнить содержание книги? (24)Кретин я, что ли, какой? (25)И почему надо радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (26)(Хотя на самом деле всего на полголовы.)

(27)Отец и мама, мне кажется, хотели бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (29)А меня спросили?

(30)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31)Я сказал об этом родителям.

(32)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (33)Какой добрый, а!

воскликнул отец.

(34)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом,

заключила мама.

(35)Мы очень рады.

(36)Вот вам и всё! (37)Они очень рады. (38)А я?..

(По А. Алексину)

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
  1) просторечная лексика
  2) эпитет
  3) книжная лексика
  4) сравнительный оборот

Конец формы

 

E0BF4F

 

Начало формы

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка

не похожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

(12)Это что?

(13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского.

(15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…

(19)Почему рваные паруса?

(20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

(23)Что такое "бриг"?

(24)Ты же сам видишь

корабль…

(25)Нет, почему "бриг"?

(26)Ты меня уморишь,

сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

(31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

(33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание

надолго и без оглядки…

(По В. Крапивину)

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».
  1) сравнительный оборот
  2) аллегория
  3) фразеологизм
  4) метафора

Конец формы

 

72BA08

 

Начало формы

(1)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:

(2)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

(3)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (4)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.

(5)Он хлопнул меня по плечу:

(6)Да, молодёжь нынче любопытная. (7)С ней надо говорить, надо общаться!

(8)Одна интересная дама повернулась ко мне:

(9)Вот скажите мне, Ваня. (10)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (11)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (12)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

(13)Это у них называется «балдеет»,

радостно сообщил один из гостей.

(14)Дух противоречия,

убеждённо сказал другой.

(15)А по-моему,

заявил подтянутый мужчина,

всё дело в избалованности. (16)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

(17)О-о, это старая песня,

засмеялась дама.

(18)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (19)Глупо!

(20)Наверное, глупо,

согласился подтянутый. (21)Он хотел что-то добавить, но замешкался.

(22)Семён Петрович решил переменить тему:

(23)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?

(24)Прекрасно,

томно сказала пожилая дама.

(25)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:

(26)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…

(27)Значит, «Соловья»?

спросила Катя.

(28)Она мягко коснулась пальцами клавиш

нежно зазвучало вступление. (29)Катя запела тоненьким голоском:

(30)Соловей мой, соловей,

Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..

(31)Что?

растерянно пробормотала мама.

(32)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:

(33)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (34)К нам гости

тут я со своим «Соловьём»! (35)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!.. (36)Как вы считаете, ребята?

(37)Оторопевшие «ребята» не могли вымолвить ни слова.

(По К. Шахназарову)

 

 

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
  1) сравнительный оборот
  2) метафора
  3) слово разговорного стиля
  4) фразеологизм

Конец формы

 

1E117A

 

Начало формы

(1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс и каждый должен принести какое-нибудь растение. (2) Мы с папой зашли в цветочный магазин.

 

(3)Дайте мне, пожалуйста, вон тот, красненький,

робко попросила я продавщицу.

(4)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.

 

(5)Это герань,

объяснили нам.

(6)Мне нравился цветочек. (7)Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. (8)Как будто ребёнок нарисовал.

 

(9)У меня в детстве была герань,

вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение.

(10)Детство

хорошее время, когда ребёнка любят ни за что, просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл.

(11)Я сняла купленный цветочек с прилавка, прижала его к груди, и он так и засиял в моих руках. (12)А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка.

(13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать.

 

(16)Много нельзя,

предупредила бабушка.

(17)Он захлебнётся.

(18)Я испугалась и даже ночью, вскакивая, проверяла, жив ли мой цветочек. (19)А утром я увидела, что огонёк еще ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее. (20)Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах

я его вдыхала долго-долго.

 

(21)Пусть оставит себе, раз ей так нравится,

предложила мама.

 

(22)Неправильно,

возразил папа.

(23)Надо уметь отдавать то, что нравится самой.

(24)Мне было жаль отдавать цветочек. (25)Но папа, конечно, был прав, и я сказала:

 

(26)Я отнесу в класс, и мы все вместе будем на него смотреть.

(27)Приятно ведь смотреть в компании. (28)Как картины в музеях...

(По В. Токаревой)

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня».
  1) олицетворение
  2) слова просторечного стиля
  3) сравнение
  4) фразеологизм

Конец формы

 

8FB572

 

Начало формы

(1)Когда я шёл из бассейна домой, у меня было очень хорошее настроение. (2)Мне нравились все троллейбусы, потому что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, потому что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою растрёпанную мокрую голову. (3)Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе,

он давно хотел, чтобы я научился плавать. (4)Он говорит, что все мальчишки должны уметь плавать, потому что они мужчины.

(5)И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. (6)Я очень радовался, и, когда пришёл, мама сразу спросила:

(7)Ты что так сияешь?

(8)А у нас сегодня было соревнование.

(9)Папа сказал:

(10)Это какое же?

(11)Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй.

(12)Ну и как?

(13)Третье место!

радостно сказал я.

(14)Папа прямо весь расцвёл.

(15)Ну да?

сказал он.

(16)Вот здорово!

(17)Он отложил в сторону газету. (18)

Молодчина!

(19)Я так и знал, что он обрадуется. (20)Так и получилось, и у меня ещё лучше настроение стало.

(21)Ну, а кто же первое занял?

спросил папа.

(22)Первое занял Вовка, он уже давно умеет плавать. (23)Ему это не трудно было...

(24)Ай да Вовка! (25)Так, а кто же занял второе место?

(26)А второе занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. (27)На лягушонка похож, особенно в воде.

(28)А ты, значит, пришёл третьим?

(29)Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно.

(30)Третье место тоже призовое, бронзовая медаль! (31)Ну, а кто же на четвёртом остался?

(32)Четвёртое место никто не занял, папа!

(33)Он очень удивился.

(34)Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка

все восемнадцать человек. (35)Так инструктор сказал!

(36)Ах, вот оно что... (37)Всё понятно!..

(38)И папа, вздохнув, снова уткнулся в газеты.

(39)А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.

(По В. Драгунскому)

 

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 14: «Папа прямо весь расцвёл».
  1) слова книжного стиля
  2) метафора
  3) эпитеты
  4) антитеза

Конец формы

 

220D2D

 

Начало формы

(1)Дверь приоткрылась. (2)Я встал.

(3)Сиди, сиди... (4)Полуночничаешь? (5)Я так и подумал, что это ты.

(6)Директор училища прошёл и устало опустился на стул подле рояля.

(7)Ну-ка, дай посмотрю...

(8)Я покорно протянул лист. (9)Ведь он всё равно знал, что я сочиняю музыку. (10)Он всё знал про своих воспитанников, да и вообще, по-моему, всё знал и понимал.

(11)Его глаза скользнули по строчкам слева направо и сверху вниз.

(12)Плохо?

напрямик спросил я.

(13)Нет, почему же?.. (14)Только, видишь ли, друг мой... (15) Сразу видно, что ты сочинял на фортепьяно. (16)А ведь хор

это совсем, совсем другая стихия... (17)Ты должен был это услышать иначе, так как ты сам пел в хоре.

(18)Да, пел. (19)В хоре и без хора. (20)Было когда-то.

(21)Я сидел, опустив голову.

(22) Владимир Константинович засмеялся:

(23)Что приуныл? (24)Грех невелик. (25)И не думай, не с тобой одним приключился этот грех. (26)Вон у Скрябина в Первой симфонии не получился хор. (27)Поют, поют, а всё не хор... (28)А ведь я, Женя, видел его, слыхал... (29)Да. (30)В одиннадцатом году. (31) Впервые играли «Прометея», и за роялем был Скрябин... (32) Как он играл, как играл, брат ты мой!.. (33)Мороз по коже!..

(34)Неужто он и впрямь слушал Скрябина? (35)Неужто он так стар, наш старик?

(36)Есть у тебя что-нибудь новенькое для фортепьяно?

вдруг спросил он, изменив тон.

(37)Ну-ка, выкладывай...

(38)Я раскрыл портфель. (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился.

(41)Владимир Константинович снова принялся за чтение. (42) Потом сказал:

(43)М-да.

(44)Что? (45)Тоже плохо?

(46)Я был в отчаянии.

(47)А ты думаешь, я знаю?

(48)Он заговорщицки склонился ко мне.

(49)Ты, значит, думаешь, что я всё знаю? (50)Хор

вот это, действительно, я знаю. (51)А тут… (52)Пойми меня правильно, Женя. (53)То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54)Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник! (55)Тут нужен другой судья... (56)Знаешь, сходи-ка ты к нему.

(57) К кому сходить, он не сказал, но я понял… (58)Но как я пойду? (59)Ему сейчас нет равного в мире, а кто я такой?..

(По А. Рекемчуку)*

*Рекемчук Александр Евсеевич

современный писатель, сценарист. Многие его произведения экранизированы, так появились фильмы «Время летних отпусков», «Молодо-зелено», а по повести «Товарищ Ганс» снят фильм «Они не пройдут».

 

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?
  1) (5) Я так и подумал, что это ты. (8) Я покорно протянул лист.
  2) (24) Грех невелик. (25) И не думай, не с тобой одним приключился этот грех.
  3) (39) Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40) Мне самому он очень нравился.
  4) (53) То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54) Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник!

Конец формы

 

65442C

 

Начало формы

(1)Родители подарили мне на день рождения фотоаппарат. (2) Это был взрослый подарок.

(3)Но иметь фотоаппарат

это было полдела: ещё нужно было уметь им пользоваться. (4)И я пошёл записываться в фотокружок, к Начальнику, как его все называли.

(5)Меня встретил мужчина лет тридцати пяти, сутулый, строгий, с очень острым лицом.

(6)Фотографировать умеешь?

спросил он.

(7)Нет, не умею, но хочу научиться,

ответил я.

(8)Научиться чему? (9)На кнопку нажимать?

(10)И на кнопку нажимать, и чтобы в итоге получилась фотография.

(11)Молодец!

тут же заулыбался он.

(12)В итоге фотография, говоришь? (13)Это правильно. (14)Только вот что будет на этой фотографии? (15)Вот вопрос. (16)От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда.

(17)Он подошёл к столу, взял с него стопку фотографий.

(18)Посмотри эти фотографии и выбери три, которые тебе больше всего приглянутся, а я чай поставлю.

(19)Он вышел, а я стал рассматривать фотографии. (20) Там были разные снимки, но все они были чёрно-белые. (21)Городские пейзажи, лошади, деревья…

(22)Я выбрал три фотографии. (23)Это, помнится, был портрет худого старика, у него было странное лицо. (24)А ещё я выбрал фотографию ночного города, который был снят сверху. (25)Огни фар автомобилей вытянулись в длинные линии. (26)Мне непонятно было, как так получилось. (27)Третья фотография мне понравилась больше всех. (28)На ней был луг и лежащий на лугу туман. (29)Это явно было холодное августовское утро.

(30)Ну что, выбрал?

спросил Начальник, вернувшись.

(31)Вот,

я протянул ему фотографии.

(32)Он рассмотрел мой выбор внимательно.

(33)Понятно,

размышляя, сказал он.

(34)А здесь что, почему ты её выбрал?

(35)Он показал мне ночной пейзаж с линиями фар.

(36)Красиво,

ответил я, подумав.

(37)Нет, не красиво, а технично, ты хотел сказать, наверное? (38)Ну, а эту?

он показал туман.

(39)А эта мне нравится,

тут я запнулся.

(40)Это август. (41) Утро. (42)Я такое видел.

(43)Молодец! (44)Пошли чай пить,

сказал Начальник.

(45)И я стал ходить в фотокружок.

(По Е. Гришковцу)

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда».
  1) фразеологизм
  2) эпитет
  3) гипербола
  4) сравнение

Конец формы

 

8B9E29

 

Начало формы

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким «абсолютным слухом» абсолютно необходимо учиться музыке.

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о незаурядном даровании внука: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

(15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь,

говорила бабушка.

(16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17) Смычок

вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку:

(19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба

в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

(22)Знаю, бабушка,

добродушно соглашался Олег.

(23) Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?»

рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

(29)Всё он!.. (30)Своими руками!

(31)И потом громко, чтобы слышал Олег, восклицала:

(32)Но главное, конечно, музыка! (33)Он будет музыкантом!

(По А. Алексину)*

*Алексин Анатолий Георгиевич

современный писатель, публицист, лауреат Государственных премий СССР и России. Автор многих произведений о детях и подростках, в том числе повестей «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и других.

 

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
  1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
  2) Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
  3)

«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?»

Рассуждала бабушка.

  4) Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась…

Конец формы

 

7F58D3

 

Начало формы

(1)Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо. (2)Одета бедно, в кургузое пальтишко и тёплые, не по сезону ботинки; на голове

серый обтёрханный платок. (3)Неожиданно подхватывается:

(4) Что, ещё не Рамень?

(5)Потом садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

(6)Вот враг!.. (7)Ну надо же!

(8)Грибной дождик

чем он вам помешал?

(9)Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней горожане, поясняет:

(10)Для хлебов он теперь не нужон.

(11)И с мягкой укоризной, весело:

(12)Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

(13)Невысокая, загорелая, морщинистая. (14)Старенькая-старенькая

лет восьмидесяти, наверное, не меньше, но ещё довольно живая. (15)И руки заскорузлые, крепкие. (16)Во рту спереди торчат два жёлтых зуба.

(17)Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

(18)Сама она из-под Иркутска. (19)Сын погиб, а дочь умерла, и родных

никого. (20)Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как выясняется,

без билета. (21)И нет у неё ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...

(22)Как же так, без билета? (23)И не ссадили?..

удивляются вокруг.

(24)А контроль-то был?

(25)Два раза приходил. (26)А что контроль?..

слабо улыбается она.

(27)Контроль тоже ведь люди. (28)Кругом люди!..

убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет:

(29)Я ведь не так, я по делу...

(30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...

(31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться

уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна

вся наружу, что ей просто нельзя не верить.

(34)Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, охотно жамкает своими двумя зубами.

(35)Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

(36)И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

(37)Батюшки, красота-то какая!.. (38)Нет, вы поглядите...

(По В. Богомолову)*

*Богомолов Владимир Осипович

русский советский писатель, очеркист. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и переведённых на десятки языков произведений: романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого...»), повестей «Иван», «Зося» и многих рассказов.

 

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
  1) (13) Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.
  2) (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
  3)

(33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!