Контрольно-оценочный компонент урока
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Оценка — это выбор между полезным и вредным.
Мо-цзы.
Безумие судить,
что истинно и что ложно,
на основании вашей осведомленности.
М. Монтенъ
Начнем с определения содержания основных понятий. В. И. Загвязинский дает следующие определения: «Оценивание — исследовательский метод,связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и проведении психолого-педагогического консилиума»[1].
«Отметка — качественное и количественное выражение учебной у спешности школьников, учащихся, студентов по заданной матрице (шкале) оценивания»[2].
«Оценка — суждение о качествевыполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся; должна содержать конструктивную часть, позволяющую устранить недостатки. Особую роль играет в безотметочном обучении»[3]. Оценка предшествует отметке и может выражаться вариативно, ее функция — обратная связь и поощрение. Выдающиеся педагоги постоянно обращались в своих размышлениях и трудах к проблеме соотношения «отметки» и «оценки» в реальном процессе обучения, отмечая необходимость применения как оценки, так и отметки. Иллюстрацией этой мысли являются высказывания крупнейших педагогов и авторитетных ученых. Б. Г. Ананьев писал: «Отсутствие оценки есть поэтому самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее»[4]. В то же время Ш. А. Амонашвили, рассуждая о влиянии отметки на учащихся, пишет: «Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой — насаждают в процессе обучения нервозность, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот эта-то радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»[5]. Споры педагогов о функциях и соотношении оценки и отметки ведутся постоянно. Разброс мнений огромен: от безотметочного обучения до введения многобалльной отметки (от 10 до100 и даже 1000 баллов). Кроме того, рекомендовалось использовать различные методики оценивания качества учебной и познавательной деятельности учащихся. Группа исследователей под руководством Ш. А. Амонашвили предложила систему безотметочного обучения в начальной школе. Итоги эксперимента Ш. А. Амонашвили обобщил в своих трудах: «Обучение. Оценка. Отметка» и «Школа жизни». Однако при повсеместном внедрении в педагогическую практику модель обучения, представленная Ш. А. Амонашвили, оказалась сложной для многих учителей, так как предложенная система оказалась недостаточно технологически разработанной.
|
|
|
|
Другая методика — оценка по конечным результатам — использовалась в процессе обучения старшеклассников. Это была зачетная форма, завершающая определенный период
обучения: четверть, триместр, полугодие (семестр), которая имела два варианта: зачет и незачет. Как показала практика, такая форма оценки познавательной деятельности имеет ряд серьезных недостатков:
• неравномерность учебной работы учащихся;
• неконкретность содержания оценки «зачет», которая не давала возможности выявить различие в качестве усвоения как отдельных тем, так и всего изученного учебного материала;
• определенная обезличенность, возникающая внутри оценки «зачет», препятствующая реализации дифференцированного подхода в обучении, так как зачет получали и учащиеся, отлично овладевшие содержанием предмета, и те, кто демонстрировал слабые знания.
|
|
Общепризнанными недостатками существующей оценки знаний учащихся являются:
• недостаточное проявление гуманности и отсутствие демократичности в системе учета знаний, что лишает ученика возможности выбора времени, формы и темы ответа;
• узкая шкала оценок (по сути их три: 3, 4, 5);
• неравнозначность оценок по объему содержательного наполнения, например, отметка «5» ставится и за сочинение и за ответ на вопрос;
• стрессовая обстановка в классе во время проведения опроса или контрольной работы;
• проявление субъективности учителя в ходе оценивания;
• недостаточная активизация работы учащихся по формированию прочных познавательных интересов в различных областях знания;
• отсутствие должного внимания к мотивам учения, которые определяют их успехи в учебной деятельности.
Если перечисленным недостаткам системы оценивания придать противоположный положительный смысл, мы приблизимся к тем требованиям, которые должна выполнять оценка в современном образовательном процессе, хотя и не исчерпаем их.
М. Г. Ермолаева выделяет следующие функции отметки: обучающая, констатирующая, стимулирующая, диагностическая, регулятивная[6].
|
|
В то же время функции оценки можно сформулировать так: подведение итогов работы; стимуляция целеполагания, сравнение своих полученных результатов с предыдущими, мотивация к дальнейшей учебной деятельности.
Реформа системы образования, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, введение единой государственной аттестации по окончании средней школы обусловили новые подходы к оценке знаний учащихся. В систему образования активно внедряются новые системы оценивания учебной деятельности учащихся:
• потфолио; рейтинговая (накопительная) оценка; взаимооценка; самооценка;
• система вербальных оценок: «отлично», «очень хорошо», «хорошо знает, но плохо излагает», «много, но неконкретно говорит, т. е. плохо знает» и т. п.;
• система поощрения, выраженная в предметных символах, характеризующих различные виды активности учащихся и их вклад в результативность урока. Это могут быть геометрические фигуры разной формы, цвета, особые значки, знаки и т. п., причем учитель может сам насытить эти символы определенным содержанием;
• самостоятельный выбор заданий, формы ответа (устной, письменной, в форме презентации с использованием информационных технологий и т. д.);
• рефлексивная оценка своих успехов и уровня успешности всего класса в решении определенной задачи.
Таблица №5
Контрольно-оценочный компонент урока
Критерии | Подходы | |
традиционный | современный | |
1. Эталон для оценивания | Ориентация на единые требования, общий эталон, норматив. Стандарт — один для всех | Применение индивидуальных эталонов, учет индивидуально-личностной динамики каждого. Сравнение каждого только с самим собой |
2. Тип используемых оценок | Нормативные, выраженные в баллах, количественные, абсолютные | Личностно-ориентированные, выраженные словесно, качественные (порядковые и описательные) |
3. Частота оценивания | Отметки на каждом уроке. Частота оценивания — до 2000 раз в год. Много отметок, мало содержательных оценочных суждений | Отметка только как итог завершения темы, раздела, четверти или полугодия. Оценки как позитивные словесные характеристики постоянно. Мало отметок, много содержательных оценочных суждений |
4. Уровень комфортности | Низкий (акцент на ошибках) | Высокий (акцент на удачах и успехах) |
5. Отношение к 5-балльной системе оценивания | Достаточно трех баллов: 3, 4, 5 | Выход за пределы 5-балльной системы: дополнение качественными характеристиками — знаками, символами |
6. От чего зависит итоговая оценка? | Как среднее арифметическое, из всех текущих отметок | Только от результата итогового испытания: экзамена, собеседования, зачета |
7. Кто оценивает? | Учитель | Учащиеся |
Современная педагогика все больше склоняется к различным видам накопительной оценки, которая позволяет практически реализовывать личностно-ориентированный подход на основе разработанных критериев оценивания, стимулирует самостоятельность и познавательную активность учащихся, способствует объективной оценке результатов учебной деятельности, ученика, класса, школы и, конечно, учителя. Одним из важнейших положений реформы образования является приобретение опыта творческой деятельности, умения мыслить нестандартно, креативно. Особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, в основе которых лежит владение интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией, умением выделить главное, увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, найти способы ее решения и т. д. и т. д. С этой точки зрения трудно переоценить регулярные занятия искусством, особенно музыкой.
Восприятие музыкального искусства в силу специфики выразительных средств всегда инвариантно, его содержание и смысл определяется многими факторами:
• социокультурными условиями;
• временем создания;
• условиями общения с музыкальным произведением;
• личностью слушателя или исполнителя;
• особенностями протекания основных психических процессов;
• богатством воображения;
• уровнем сформированности различных видов памяти, их иерархическим взаимодействием;
• развитостью системы ассоциативных связей;
• гибкостью интеллектуальной деятельности и т. д. и т. д.
В связи с вышеизложенным музыкальная психология признает музыкальное мышление apriori творческим процессом, так как каждый слушатель (а не только исполнитель) создает свою интерпретацию музыкального образа, то есть «сотворяет» его заново. Подтверждением предыдущего тезиса может рассматриваться опыт классов и школ с углубленным изучением музыки, учащиеся которых демонстрируют увеличение творческого потенциала, более высокую успеваемость по сравнению с другими школами. Таким образом, можно сделать вывод: занятия музыкой способствуют решению основных задач, поставленных перед современным образованием.
Для учителя музыки возможность применения накопительной системы оценок является прекрасной возможностью обоснованно и объективно отметить успехи каждого ученика вне прямой зависимости от его природных данных. Ведь высокий балл определяется теперь не только природными музыкальными способностями, а является итогом выполнения самых разнообразных заданий, форму выполнения, объем и сложность которых ты можешь выбрать сам, при этом учитывается не только весь спектр возможных заданий, но и самостоятельность, содержательость, творческий подход к выполнению задания. Подобная педагогическая ситуация стимулирует познавательные интересы всех без исключения учащихся, позволяет более точно определить приоритетные для каждого области знания, раскрепощает школьников, в то же время учитель имеет возможность конкретизировать представления о способностях, характерах, возможностях и потребностях своих подопечных, наладить деловую коммуникацию, вступить в продуктивный диалог с детьми.
Обратимся к содержанию терминов системы оценивания.
Рейтинг (от англ, rating — оценка, класс, разряд) — показатель достижений и популярности учреждений, используемых или реализуемых управленческих и образовательных систем, технологий[7]. В других словарях рейтинг рассматривается как индивидуальный цифровой показатель оценки[8]. В. В. Гладкая пишет: «Главное назначение системы рейтингового контроля знаний — это ранжирование по успешности усвоения изученного материала»[9]. Использование рейтинговой оценки требует от учителя большой предварительной работы. По мнению разных исследователей, существует несколько этапов.
1. Определение перечня понятий, которые должны быть усвоены в результате изучения данной темы в соответствии с требованиями программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
2. Разработка оценочной шкалы с четко сформулированными критериями и количеством баллов, получаемых за выполнение каждого вида работы в соответствии с качеством выполнения: репродуктивный, продуктивный, поисковый, творческий.
3. Подробное ознакомление родителей и учащихся с оценочной шкалой, с объяснением количественного и качественного принципов выставления баллов.
4. Подведение итогов и составление рейтинговой шкалы по каждой теме.
5. Результаты, полученные отдельными учащимися, регистрируются в специальном журнале (например, в электронном).
Обычно за основу принимается шкала оценки, в которой 100 баллов равны «5» — 85—100% от общей суммы баллов.
«4» — 71-84% от общей суммы баллов.
«3» — 55-70% от общей суммы баллов.
Одно и то же задание может быть оценено в зависимости от уровня сложности (напомним, что ученики сами выбирают уровень сложности) и качества выполнения (репродуктивное, продуктивное, творческое). От 3-х до 10 баллов по итоговой стобалльной шкале. В выборе «стоимости» выполнения задания учитель свободен и может менять шкалу в зависимости от проблем, возникающих в процессе обучения, при этом обязательно сообщая о принятых изменениях и детям, и родителям.
Подобная шкала оценивания называется технологической картой. Представим примерные виды работы и их «стоимость» на уроках музыки.
1. Посещение уроков — 0,5 балла за урок.
2. Ведение рабочей тетради — 1 балл за урок.
3. Качество участия в певческой деятельности — 1-5 баллов.
4. Исполнение сольной партии — 5-10 баллов.
5. Знание и осознанное использование основных музыкальных терминов — 1-10 баллов.
6. Сообщение — 5-10 баллов.
7. Презентация, выполненная с помощью мультимедийных технологий 10-15 баллов.
8. Участие в устном анализе прослушанного музыкального произведения — 1-5 баллов.
9. Письменный анализ музыкального произведения — 5-10 баллов.
10. Создание вокальной и/ или ритмической импровизации — 8-10 баллов.
11. Качество участия в коллективной музыкально-пластической деятельности — 1-5 баллов.
12. Создание музыкально-пластической импровизации — 8-10 баллов.
13. Выполнение творческих работ: рисунков, лепки, сочинений, стихотворений, связанных содержанием музыкальных произведений — 10-15 баллов.
14. Творческая работа по подбору литературного материала и произведений изобразительного искусства по теме урока — 5-10 баллов.
15. Решение музыкально-дидактических задач (в форме игры в начальной школе и небольшой контрольной работы в средней школе) — 5-10 баллов.
16. Написание различных тестов — 5-10 баллов.
17. Написание конспекта — 1-5 баллов.
18. Создание реферата — 10-15 баллов (имеются в виду старшие подростки).
19. Создание фонотеки любимых произведений, любимых исполнителей, тематической подборки записей (например, «Музыка эпохи классицизма») и т. д. и т. д. — 10-15 баллов.
Естественно, что по каждой теме учитель заранее выбирает формы заданий и предлагает учащимся задания разного уровня сложности. В предложенной оценочной шкале представлены основные виды музыкальной деятельности и возможные задания, а также примерная их оценка. В зависимости от стиля работы, профессионализма, контингента учащихся, условий работы, в том числе и технических, эта шкала может быть расширена или сужена. Кроме того, учитель может вводить дополнительные баллы за скорость выполнения задания, за помощь другим ученикам. Особенно важна такая работа в коллективных формах деятельности: хоровом исполнении, выполнении музыкально-пластических, музыкально-ритмических композиций, в инструментальном музицировании, сольфеджировании, в работе малых групп, при проведении мастерских.По усмотрению учителя могут назначаться и штрафные баллы за небрежное выполнение задания, за отсутствие внимания или за неучастие в коллективных формах работы.
Самым сложным моментом, на наш взгляд, является выбор критериев оценивания: за что и почему выставляется тот или иной балл. При этом необходимо учитывать возраст учеников, условия обучения, возможности каждого школьника и класса в целом, а также специфику, объем и сложность конкретной темы. На каждую тему составляется своя технологическая карта
Для конкретизации изложенных позиций приведем примеры очень интересной работы с технологическими картами учителя музыки гимназии № 505 г. Санкт-Петербурга Н. Г Соболевой[10].
4Технологическая карта урока
Ф. И. ученика(цы)______________________________
Класс__________________
Тема: Русский народный праздник Масленица Цель: знакомство с праздником
Таблица №6 (дается в сокращении)
Задания | Критерии оценки выполнения заданий | Баллы
Мы поможем в написании ваших работ! |