Искусство батика: анализ истории возникновения и развития
Родиной Батика, искусства росписи тканей, считает Юго-Восточная
Азия.
Термин «Батик» впервые появляется в голландских текстах XVI века.
Это индонезийское слово восходит к яванскому «амбатик», которое, в свою очередь, связано со словом «тик», означающим «помечать точками». Именно на Яве батик превратился в развитую декоративную художественную форму,
однако его корни восходят к гораздо более ранним временам. Никто не знает точно, какой народ впервые использовал воск для предохранения отдельных участков ткани при крашении, но наверняка батику не менее 2 тыс. лет. В
начале XIX века, когда на Яве правила британская корона, сэр Томас Раффлс,
британский лейтенант и губернатор острова, принял решение изучить все,
что можно, о культуре Явы. Он первым написал о древнейшем искусстве батика, и его книга «История Явы» («History of Java»), опубликованная в
1817 году, до сих пор считается наиболее авторитетным и полным описанием методов и образцов батика, одним из наиболее надежных справочников [3; 8].
Фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в древних египетских гробницах. Известно также, что батик практиковался в Китае еще в V веке н.э. Благодаря торговле шелков батик распространялся по Дальнему Востоку.
В Японии образцы, шелковых, ширм в техники батика, созданных вначале
|
|
VII веке, представлены в музее Нора. А в Индии существуют доказательство того, что батик выполнялся на хлопке, а не на шелке[1; 10].
Вероятно, именно индийские поселенцы повезли батик на Яву в
XII веке, вскоре роспись тканей стала излюбленным развлечением аристократических особ, а в течение последующих нескольких веков батик вошел в историю и культуру Японии. Стали популярны и раскрашенные в
ручную ткани и для саронгов и других видов одежды. Для осуществления основных операций батика активно привлекали слуг.
При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке уделялось особое внимание:
еѐ выделывали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связанно с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике.
|
|
Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-
коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи,
принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов для украшения одежды: многофигурные, жанровые или религиозные композиции для жилищ и храмов.
Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».
Китайцы подарили миру шелк и как следствие, способ его окраски.
Техника «лацзе» – в переводе «узоры воском» – очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным носком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань
|
|
вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор возвращавший фону росписи его первоначальный цвет.
Такая роспись могла быть и многоцветной.
В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая,
он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.
Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали и это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
В середине XIX века окраска тканей и технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей – ремесленников.
Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художником, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, возвращаясь на родину,
|
|
они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а
переносится механически в другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер.
Батик в России
Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом»,
оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник в Росси Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются:
Ирина Трофимова — монументальный батик;
Станковое направление:
Татьяна Шихирева — «повествовательный» батик;
Виктория Кравченко — «офортный» батик;
Юрий Булычев - «традиционный» батик;
Виктор Парийский «Живописный» батик;
Евгений Архиереев, Юрий Ярин – «обратный» батик (техники
выставки);
Александр Талаев – «эксперементальный» батик.
Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. Л. Домаскин, Н. Голубцова, Л. Шумкина и многие другие [7; 12; 13].
Сергей Давыдов – «философский» батик, создатель техники батика
«Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;
Сергей Давыдов – ведущий российский художник, работающий в технике батика, член Московского союза художников, член правления Ассоциации художников декоративного искусства, член Международного
художественного фонда. Участник международных конференций по батику в Индонезии (1997 г.), Бельгии (1999 г.) и Японии (2002 г). Автор первой в России книги «Авторский батик» а также создатель уникальных инструментов, приспособлений и технологий, применяемых в технике росписи тканей, известной в России и странах Европы как «Батик — техника Давыдова». С 1994 г. в России и за рубежом с большим успехом проходит цикл его персональных выставок и семинаров, объединенных общей темой
«Искусство современного батика. Сергей Давыдов – основатель и руководитель первого в России Центра батика, целью которого является популяризация техники батика в России и обучение этому искусству. Где московские художники по праву являются законодателями моды[4, С. 9].
В наши дни батик занимает ведущее место в ряде декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани,
востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.
Сегодня батик и России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом,
что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 891; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!