Раскройте социально-философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины ХХ века



 

Одним из выдающихся представителей казахского Просвещения был педагог-новатор, писатель - Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889 гг.). Мировоззрение Ибрая Алтынсарина складывалось под влиянием под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Он работал инспектором народных училищ Торгайской области и являлся первым народным учителем казахов. Ибрай открыл множество новых школ, издавал для них учебный материал, написал «Казахскую хрестоматию». В просвещении народа он видел путь к его процветанию. Мировоззрение Алтынсарина можно охарактеризовать как деизм: с одной стороны, он утверждает, что мир существует объективно, независимо от сознания человека, а, с другой, верит в то, что Бог создал этот мир.

Как и Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин был демократом и стремился всегда защищать интересы народа. В выборе правильного пути для своего народа Ибрай Алтынсарин возлагал надежды прежде всего на силу науки и просвещение. Его заслуга состояла в том, что он был основателем этнопедагогики, основу которой составляли антропологизм, гуманизм и патриотизм.

Другим родоначальником казахской философской мысли был видный общественный деятель, поэт, писатель, полководец, правитель - Мухаммад Хайдар Дулати (1499-1551). В своей книге «Тарих-и-Рашиди» он убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. В ней содержится не только история Могулистана и Казахского ханства. Заслугой автора является то, что он впервые в отечественной науке, освещает философские проблемы истории, такие как время, судьба, история религии, смысл жизни, принципы государственного управления и др.

 

Раскройте сущность концепции Шакарима Кудайбердиева о соотношении философии и естествознания.

Многогранное творческое наследие Шакарима, весьма разнообразное по форме своего выражения и является достаточно сложным по содержанию. Особую трудность представляет раскрытие сущности его теоретических, философских воззрений. Дело в том, что в этой сфере он не признавал истинности ни одного из известных ему направлений. Он был предельно толерантным буквально ко всем идеям, начиная от предельно фантастических идей религии и кончая строго научными положениями философского материализма.

Философия Шакарима как раз и представляет собой основательно перелопаченную «массу отвала» ради добычи крупицы истины.

 

Центральный объект философии Шакарима - это, конечно человек, предмет его особой заботы и внимания. Согласно казахской просветительской традиции, мыслитель считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания. И это вполне естественно и закономерно, ибо «... увидев что-то неведомое человек ведь несомненно задается вопросом кем это сработано, для чего оно предназначено?»381. То есть такими вопросами, на которые можно дать ответ только при помощи силы разума, а чувственные восприятия здесь оказываются совершенно беспомощными и не в состоянии внести чего-либо существенного в их уяснение. Таким образом, Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путей их решения.

Сам философ был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Он еще не знал тогда, что философствовать самостоятельно в обществе, раздираемом противоречиями, либо же полностью придавленном властями, является делом рискованным и далеко не безопасным для мыслящей личности. В последствие он жестоко поплатился за это. Но, что бы там ни было, Шакарим никогда не отказывался от своих устоявшихся убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом его длительных поисков и настойчивых исследований, а так же глубоких размышлений. Убедительным свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под название «Три истины», существенным дополнением которому являются его труды «Мусулманык шарты» («Каноны мусульманства»), «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», а так же многие продукты его художественного творчества.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!