Покажите, что диалектика есть логика и методология научно-познавательной и практически-



То, что познание осуществляетсякак бесконечное движение от незнания к знанию, от менее полного и глубокого знания ко все более полному и глубокому - определяет его диалектический характер. Во-первых, он обусловлен диалектической природой объекта познания, т.е. бъективного мира. Он разнообразен, находится в различных состояниях, бесконечен в пространстве, т.е. диалектичен. Во- вторых, диалектический характер познания определяется наличием егоспецифических форм и средств, их взаимосвязью, различием их роли в целостном процессе познания.

Диалектический характер познания обнаруживается, преж­де всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух противоречивыхмоментов: чувственного позна­ния и абстрактного мышления. Каждое из них имеет свои формы.

Чувственное познание (осуществляемое с помощью орга­нов чувств человека) и исторически, и логически является ис­ходным пунктом познания, его началом. Наши органы чувств -единственные каналы связи человека с внешним миром, его качествами и свойствами (формой предметов, их размерами, цветом, температурой, химическими свойствами).

отражения мира.

Высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии егонепосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, связанный с памятью чувств, основанный на прошлом чувственном опыте.

.

Абстрактное мышление - это сложный процесс перера­ботки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними. Это обобщенное, понятийное от­ражение действительности. В отличие от чувственного позна­ния оно является средством познания сущности, закономер­ностей, которые невозможноотразить в чувственном образе. Основными формами абстрактного мышления есть понятие, суждение и умозаключение.

Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного познания и абстрактного мышления как двух необходимых моментовпознания. Разделить их невозможно.

 

Опишите учение К. Поппера о росте научного знания.

К. Поппер (Popper) — один из крупнейших западных философов и социологов XX века, чьи идеи оказали большое влияние на развитие всей современной интеллектуальной культуры. Наиболее значительный вклад Поппер внес в философию науки и методологию социогуманитарного знания.

Известность ему принесла разработанная им в рамках критического рационализма теория роста научного знания. Одна из центральных проблем философии науки, по Попперу, состоит в нахождении критерия демаркации между наукой и ненаукой, в качестве которого он предложил принцип фальсифицируемости как принципиальной опровержимости любой научной теории. Другой существенной чертой попперовской концепции роста научного знания является антииндуктивизм: он резко критикует познавательную значимость индукции и считает методом развития научного знания метод выдвижения новых гипотез. Любое научное знание носит, по Попперу, гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам. Этот тезис Поппера о принципиальной погрешимости человеческого знания получил название фаллибилизма. В конце 60-х годов Поппер выдвинул оригинальную теорию трех миров: физического, ментального и объективного знания, нередуцируемых друг к другу.

Поппер рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим.

Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Говоря о росте знания, он имеет в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями.

 

Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации - вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы, как, например, отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!