Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 



Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

Соц. психология, как область исследования, появилась в концеXIXв, но начала оформляться как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе, как серьезная научная дисциплина, лишь в середине XX в. Официальной датой рождения соц. психологии как самостоятельной науки считается 1908 год – время опубликования «Введения в социальную психологию» Доллорда и «Социальной психологии» Л.Росса.

На сегодняшний день нет общепринятого представления о предмете соц. психологии. Это обусловлено высокой сложностью природы социально-психологических явлений. Находясь на стыке психологии и социологии, социальная психология была призвана объяснять класс явлений, которые не могли быть объяснены ресурсами прародительниц. Например, в рамках традиционной психологии крайне сложно объяснить феноменологию малой группы, как простую сумму психологических особенностей составляющих её индивидов. В рамках социологии остро ощущался дефицит внутриличностного обоснования социальных процессов и явлений. Компромиссом стало появление соц. психологии, которая должна была изучать общественную активность людей. Основной её задачей считалось открытие универсальных законов социального поведения.

Таким образом, социологи, которые понимали психологию как науку о «массовидных явлениях психики», изучали психологию классов, других больших соц. общностей и в этой связи акцент делался на таких элементах общественной психологии групп, как традиции, нравы обычаи, формирование общественного мнения.

Психологи, которые утверждали, что их подход гораздо более «психологичен» и позволяет увидеть соц. психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания, видели главным предметом исследования соц. психологии личность. В рамках этого направления большой акцент делался на изучение психологических черт, особенностей личности. С другой стороны изучались такие проблемы, как положение личности в группе, межличностные отношения и вся система общения.

В настоящее время также существуют различные взгляды на предмет современной социальной психологии. Каждое психологическое направление по-своему решает вопрос о его содержании. В качестве такового рассматриваются поведение индивидов как функция социальных стимулов (Джонс, Джерард), зависимость и взаимозависимость между индивидуальными поведениями (Р. Зайонц), символическое поведение людей (С. Московичи). Г. Олпорт, подводя некоторый итог развития американской социальной психологии в конце 60-х гг., видел цель этой дисциплины в объяснении того, как реальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивидов.

Автор одного из самых известных современных учебников по социальной психологии Д. Майерс в качестве предмета этой науки выделяет совокупность явлений, определяющих то, «как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу».  Исходя из этого, и учебный материал в данном пособии разделен на 3 части:

1 часть «Социальное мышление»: рассматриваются вопросы самовосприятия, восприятия других людей, природа и способы формирования убеждений и суждений; соотношение между поведением и установками.

2 часть «Социальное влияние»: представлены результаты исследования влияния культуры на человека, конформизма, влияние группы на человека, групповые процессы и др.

3 часть «Социальные отношения»: анализируются психологические основы предрассудков, агрессии, дружбы, любви, конформизма, конфликтного взаимодействия и другие вопросы отношений.

В отечественной науке, в силу долгого доминирования одной философской системы, картина не столь пестрая, но единства в понимании предмета социальной психологии также нет.

Б. Д. Парыгин считал, что предметом социальной психологии должны выступать социальная психология личности, социальная психология общностей и общения, социальные отношения, формы духовной деятельности.

В. Н. Мясищев полагал, что социальная психология изучает психическую деятельность людей в группе под влиянием взаимодействия, особенности групп и психическую сторону процессов общества.

Общепринятым в нашей стране считается определением предмета соц. психологии, предложенное Г.М. Андреевой, одним из ведущих российских специалистов в методологических вопросах социальной психологии. Оно стало результатом длительной дискуссии между российскими философами, психологами и социологами, и сформулировано следующим образом: «Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп».

Предмет социальной психологии определяет и ее структуру. Основными разделами социальной психологии являются следующие:

1. Психология совместной деятельности и общения. В рамках данного раздела изучаются психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.

2. Социальная психология личности. В отличие от психологии личности, социальную психологию интересуют особенности проявления и формирования личности в различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.

3. Психология межличностных отношений. Данный раздел социальной психологии посвящен анализу психологических характеристик взаимоотношений между субъектами (проявление симпатии/антипатии, совместимости, срабатываемости).

4. Психология социальных групп. Особое место в социальной психологии занимает проблема больших и малых групп. Исследователей интересуют процессы возникновения, функционирования и развития различных групповых общностей, особенности влияния группы на личность и др.

Социальная психология решает широкий спектр задач.

В области теории важнейшими задачами социальной психологии являются:

- разработка социально-психологических концепций, адекватных социальной действительности, позволяющих давать научное объяснение актуальных социально-психологических проблем и разрабатывать программы их разрешения;

- участие в комплексном изучении человека и социальных процессов;

- обобщение эмпирических данных и разных теорий, определение перспективных направлений развития социальной психологии и др.

В сфере образования выделяют следующие задачи:

- разработка практических рекомендаций по механизмам оптимальной социализации личности;

- повышение социально-психологической культуры (развитие навыков общения, взаимодействия, управления и т.д.);

- разработка и внедрение социально-психологических методик повышения качества обучения и личностного развития молодежи и др.

В социальной практике

- разработка социально-психологических методов позитивного влияния на личность и группу;

- повышение эффективности деятельности человека и группы в разных сферах в результате максимального использования социально-психологических механизмов;

- участие в разрешении актуальных социальных проблем человечества и др.

 

2. Исторические особенности становления и развития социальной психологии.

Для четкого представления о сущности социальной психологии как науки следует рассмотреть историю развития социально-психологической мысли.

Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в перво­бытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаи­мопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания со­ставляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явле­ниях и определили содержание донаучного этапа развития социальной психологии. На этом этапе социально-психологические знания, воззрения и их практи­ческое применение были слиты и составляли единое целое.

В процессе развития человеческой мысли и практики большинство соци­ально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззре­ний. Этот этап формирования социально-психологических знаний условно обо­значают как философский. Для мыслителей античного времени, было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом. 

Социально-психологические воззрения этого этапа эволюции науки Г. Ол­порт (1968) объединил в большую группу кон­цепций, которые назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти про­стое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяю­щий, а потому и суверенный фак­тор. Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедониз­ма Эпикура (IV-III в. до н.э.) и находят отражение во взглядах, А.Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII-XIX в.) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли. Идеи психологии гедонизма находят свое место и в более по­здних социально-психологических концепциях: у 3 Фрейда это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэла - стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов - принцип позитивного и нега­тивного подкрепления.

Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет симпатия. А.Смит (1759) полагал, что, несмотря на эгоистичность человека, есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других. Проблема симпатии и любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми, занимала большое место в размышлениях теоретиков 18, 19 и даже 20 веков. Понятия «любовь» и «симпатия» нечасто встречаются в совре­менных социально-психологических исследованиях. Но идея живет и на смену им пришли весьма актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, совместимости, сработанности, альтруизма, соци­альной взаимопомощи и т. д.

Подражание стало одним из суверенных факторов в социаль­но-психологических теориях XIX в. Рассматривалось это явление как производное от чувства любви и симпатии, а эмпирическим началом были наблюдения в таких сферах, как отношения роди­телей и детей, мода и ее распространение, культура и традиции. Теоретически эти взгляды были разработаны Г. Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономер­ностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания.

Особую роль в возникновении социальной психологии как науки сыграли ряд теорий: психология народов В.Вундта, теория психологии масс Г. Лебона и теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Г.М. Андреева именует данный этап развития социальной психологии описательным, так как это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально-психологические явления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия.

1. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1899). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832 –1920). В. Вундт различал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). С точки зрения ученого, физиологическая психология - это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден для изучения высших психических функций - речи и мышления. В психологии народов, считал он, должны применяться другие методы - анализ продуктов культуры. Параллельно Вундт занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях, и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания только одного конкретного субъекта. Вундт выделил три основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа. Социально-психологическая роль мифов заключается в том, что они создаются всей культурой общества и поэтому определяют представления людей, формируют их установки, влияют на вкусы и мнения о том, что является хорошим и плохим. Обычаи представляют собой наиболее типичные способы поведения в стандартных социальных ситуациях у конкретного народа и выполняют регулирующую и контролирующую функции.

2. Психология масс родилась во Франции во второй половине 19 века. Истоки ее были заложены Г.Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зрения Г. Лебона, типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности разным влияниям), утрата личной ответственности (ведет к отсутствию контроля над страстями). Главный вывод из этих наблюдений состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита.

Идеи Г. Лебона нашли понимание у З.Фрейда, который в своих работах по социальной психологии активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. В целом, идея социального подражания, как основа поведения человека, оказалась достаточно жизнеспособной. Она приобрела новое и устойчивое звучание в теориях необихевиоризма, а затем - социобихевиоризма, рассматривающих подражание модели как основной путь социального научения (А.Бандура). В 80-х г.г. ХХ в. идея подражания ярко заявлена в работах С.Московичи.

3. Теория инстинктов социального поведения была разработана в трудах английского психолога У.Мак-Дугалл (1871), переехавшего в 1920 г. в США. Автор данной теории оставил о себе память одним из первых учебников по социальной психологии “Введение в социальную психологию”, изданном в 1908 году, который является точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной науки. Основная идея теории У. Мак-Дугалла заключалась в том, что основу социального поведения человека составляют инстинкты – врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в определенные чувства. Выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения - чувство собственности, стадный инстинкт сопряжен с потребностью в принадлежности к социальной группе (ему ученый придавал большое значение вследствие способности удерживать людей вместе) и т.п. Всего психолог перечисли 7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.

 В своих трудах У.Мак-Дугалл предвосхитил многие идеи современной социальной психологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств).

В 20-е годы XX в. оформляется научный этапразвития социальной психологии. Его начало обычно связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США) –1924. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремился зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в направленности на решение практических задач.  

Научный период развития социальной психологии богат эмпирическими открытиями, методическими находками (разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических), реальными практическими результатами. СП внедрялась в систему производства (Э. Мэйо), пропаганды (Г. Лассуэлл) и других сфер общественной жизни. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960–1970-х годов, когда было предложено много альтернативных вариантов развития социальной психологии. Главный эффект этого кризиса — либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению со­циального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

Постоянной традицией социальных пси­хологов стало применение социальной психологии к решению социальных проблем (Например, исследование предрассудков и дискриминации). Использование ее к изучению медицинских, организационных проблем и проблем образования также постоянно находилось и находится в сфере внимания социальных психологов. Интенсивно изучается социально-психологическая проблематика в сфере юридических претензий, экологии, межнациональной и кросс-культурной динамики.

 

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических на­правлений, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений — необихе­виоризма (Э. Богардус, Г Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоу-мене, Э Мэйо и др), неофрейдизма (К Хорни, Э. Фромм, А Карди-нер; Э Шилз, А. Адлер); теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л Фестингер, Г. Келли), гуманистической психологии (К Роджерс и др ), когнитивистские теории, а также интеращионизма (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.), который представляет социо­логический источник в развитии социальной психологии.

Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим направлениям: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и фрейдизму.

Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, т.к. его идеи наиболее соответствовали идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые и сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс). Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений).

 Бихевиоризм был ориентирован на модель «человека реагирующего», по образному выражению П. Шихирева. В послевоенные годы явственно обозначается ряд существенных ограничений этой модели, связанный с игнорированием специфики мыслительной деятельности конкретного человека. Этим обусловлено появление когнитивистской модели «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня находит в научных кругах немалое количество сторонников.

 Когнитивизм - значительное явление в истории развития социальной психологии - возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хайдера. Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека. В рамках когнитивизма развивались взгляды крупнейшего теоретика социальной психологии середины XX в. К. Левина. К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).

Еще одним значимым теоретическим направлением, повлиявшим на развитие социально-психологического знания, является неофрейдизм. В его основе лежат ряд социально-психологических идей 3. Фрейда. Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).

Символический интеракционизм – течение научной социально-психологиче­ской мысли, берущее свое начало не в индивидуально-пси­хологических, а в со­циологических представлениях о соци­альном поведении человека. Интеракцио­низм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении за­кономерностей социального процесса, который представляет собой интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация не просто контекст, она значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему куль­турой символические средства, прежде всего язык, человек ин­терпретирует, назы­вает ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретиро­вал, назвал, разво­рачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга инте­ракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения – речь, жест, мимическое выражение чув­ства и другие. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль - устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной сис­темы в целом. В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего, это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).

Вопрос об источниках социальной активности человека ассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремит­ся реализовать свои потенциальные возможности и достиг­нуть самоактуализации. В каждом заложена тенден­ция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности — потребности рос­та — заставляют человека идти вперед и преодолевать труд­ности.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!