Тропарь Антонию, Иоанну и Евстафию Литовским



Иже земных чести и славы отвергшеся, /доблии и честнии страдальцы, /ве­ры ради крепко и мужественно муки претерпесте, /на смерть себе вдавше за Живот всех - Владыку. /
Темже и Христос преславно столпом облачным /с Небесе вас озари /и почестьми и венцы от Престола славы венча. /Со Ангелы Тому предстояще, /молите спастися душам нашим.

Мученик Ардалион Лицедей

День памяти: 14 / 27 апреля

Святой мученик Ардалион принял смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии (305 - 311). Святой Ардалион был талантливым мимическим актером ("из лицедеев").

Священник Александр Орлов, 1933 год

 Однажды в цирке он играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа. Правитель города пытался представить дело так, что святой Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так святой Ардалион удостоился мученического венца.

СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК АЛЕКСАНДР ОРЛОВ (1878-1941)

Память 14 / 27 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких и Рязанских святых

Родился 3 / 16 мая 1878 году в селе Маккавеево (ныне поселок Сынтул) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Маккавеево.

C 1905 года, по окончании церковноприходской школы и духовного училища, стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе.

Женился, родилась дочь.

В 1919 году был рукоположен во диакона к этой церкви.

Часто посещал известную в тех краях подвижницу, жившую в деревне Анемнясево Касимовского уезда, блаженную Матрону; она и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех километрах от Анемнясева храму.

В январе 1932 года рукоположен во священника архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским), ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района.

С этого времени он стал духовником блаженной Матроны, которой было тогда шестьдесят два года; отец Александр приходил к ней служить в большие праздники молебны, причащал ее раз в полтора месяца, иногда соборовал.

В 1934 году отец Александр был переведен в Троицкий храм в село Гусь-Железный. Впоследствии, давая характеристику на священника, председатель сельсовета написал, что отец Александр совершал службы в храме, не испрашивая на них разрешения сельсовета, служил молебен о дожде, ходил на Пасху с крестным ходом по площади и проповедовал с «уклонением против советской власти. Даваемые по решению сельсовета задания по сбору сучьев не выполнял, за что давался штраф… Часто ходил на дом к церковной старосте, которая настроена антисоветски»[200].

В июне 1935 года сотрудники НКВД Касимовского района начали дело против блаженной Матроны и ее почитателей.

30 июня 1935 года отец Александр был арестован по делу "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". Всего по групповому делу "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г." было арестовано 10 человек, все отправлены в Рязань, затем в Москву.

Священник Александр Орлов был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен.

Следователь потребовал от священника, чтобы он рассказал все, что знает о блаженной Матроне. Отец Александр ответил, что блаженная Матрона пользуется большим авторитетом среди верующих и ее посещает множество людей из различных мест; сам он удивляется ее терпению, уму и мудрости тех советов, которые она дает посетителям.

– Признаете ли вы себя виновным в том, что вы в контрреволюционных целях прославляли блаженную Матрену Белякову, проводили среди верующих антисоветскую агитацию и распространяли ложные слухи о войне и неизбежной гибели советской власти? – спросил его следователь.

– В прославлении блаженной Матреши виновным себя признаю. Я действительно почитаю ее и живу по ее советам. Об этом я говорил верующим и советовал им сходить к ней для советов. В антисоветской агитации и распространении ложных слухов виновным себя не признаю, – ответил священник.

– Нам известно, что вы в целях прославления блаженной Матреши Беляковой, проживающей в деревне Анемнясево… рассказывали верующим о ее праведной жизни, о ее мудрых советах и советовали больным обращаться к ней, как могущей исцелить от болезней. Скажите, проводили ли вы упомянутую деятельность по прославлению блаженной Матреши?

– Я, как духовник блаженной Матреши, бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам и имеющей способность чудесно исцелять от болезней; при этом я советовал верующим и особенно больным сходить к ней и получить исцеление от своей болезни.

– Скажите, какие советы давала своим почитателям блаженная Матреша?

– В моем присутствии блаженная Матреша советовала своим почитателям чаще ходить в церковь, больше молиться, служить молебны угодникам Божьим. Советовала вести трезвую жизнь. Уважать родителей и старших.

Священноисповедник Александр (Орлов)

 Какие советы давала блаженная Матреша по вопросу о вступлении в колхозы, мне неизвестно, так как в моем присутствии на эту тему никаких разговоров не было.

В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения…»[201].

2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило священника Александра Орлова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Заключение отбывал сначала в Соловецком лагере особого назначения, откуда в 1937 году был переведен в Карелию, Медвежьегорсклаг, лагпункт Сосновец.

За время его заключения его жена и дочь переехали в село Митино Касимовского района и стали помогать при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Когда в 1940 году отец Александр освободился из заключения, то прежде чем идти к родным, он зашел к одной из своих прихожанок, жившей в соседнем селе, – оборванный, голодный, едва живой, и, не проходя внутрь дома, попросил постелить ему на коврике возле двери, так как вся его одежда была переполнена вшами. Отмывшись в бане и несколько придя в себя, он направился в Митино. Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его супруга с кадилом в руках, намеревавшаяся разжечь посильней угли перед началом полиелея. Священник поздоровался с ней, но за время заключения он изменился настолько, что супруга его не узнала, и отец Александр, горько заплакав, сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом вышла встречать». Тут супруга узнала его и тоже заплакала.

Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Будучи с детства слабого здоровья, он еще более истощился здоровьем в лагере и уже жил и служил, все время перемогаясь; менее года он прожил, возвратившись из заключения.

Скончался 27 апреля 1941 года, священник подошел к окну в комнате, где жил, и, увидев кого-то, хотел было встретить, вздохнул – и почил. Похоронен в с. Шеянки (по сведениям иг. Дамаскина (Орловского) - у алтаря Покровского храма в селе Маккавеево).

14 августа 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Рязанской области.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.

21 августа 2001 года мощи священноисповедника Александра были обретены и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 150-155
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...381
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGH...AU*
  • Православная энциклопедия
    • http://www.pravenc.ru/text/388838.html

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

2Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

3А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

4Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8И была радость великая в том городе.

9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

18Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

26А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

40А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

Глава 9.

1Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

6Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина[202], по имени Савла; он теперь молится, 12и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; 14и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

17Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

18И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19и, приняв пищи, укрепился. || И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

28И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

29Говорил также и состязался с Еллинистами[203]; а они покушались убить его.

30Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс

Обращение ко Христу Савла (Саула), будущего первоверховного апостола Павла. «Фарисей из фарисеев», как он сам себя назвал, обратил всю свою ревность к преследованию христиан, но теперь Господь призвал его. И факт его обращения показывает, что он был открыт к Богу, в отличие от его многих собратьев, которых не убеждали даже явные чудеса. Их ослепила гордость, из-за которой они занимались исключительно самолюбованием. А Савл, несмотря на все его ожесточение, оказался не настолько ослеплен. Мера вразумления оказалась жесткой, но она оказала влияние, в отличие от многих его соплеменников. Иногда и окаменевшая почва после хорошего полива и усердного рыхления делается способной принять семя Слова Божия. Так, апостол Павел явил своей жизнью пример покаяния и пример того, что Бог не отвергает никого.

Евангелие (от Иоанна): 1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

3Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

4Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18Дул сильный ветер, и море волновалось.

19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

45У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.

46Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.

47Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

48Я есмь хлеб жизни.

49Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

Продолжение беседы Христа с народом, оказавшимся глухим к Его слову. Господь начинает говорить о Таинстве евхаристии, которое Он вскоре установит. Говоря о «жизни вечной», Господь говорит о жизни человека с Богом, которой удостоится его душа по смерти, а после всеобщего воскресения и весь человек удостоится Царства Божия. Тело же и Кровь Христа, которых приобщается христианин, очищают и освящают его, если только он не приступает к ним недостойно... Но еще в этом отрывке приводятся очень важные слова: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Многие, под предлогом более достойного приступания к чаше, агитирующие за более редкое причащение, очень не любят вспоминать эти слова, однако это сказал сам Господь и против этого не скажешь ничего. Святые Тайны – есть истинная пища и питье и они должны быть центром нашей жизни. О частоте причащения рассуждать не буду, замечу лишь, что древние правила предписывали тех, кто не причащается дольше трех недель, отлучать от Церкви, если они не представят какой-либо уважительной причины. Ныне столь суровые правила не применяются, но о них стоит вспомнить….

Суббота 28 апреля.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!