ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МАРФА (ТЕСТОВА)



Память 13 / 26 апреля, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Нижегородских святых

В миру Тестова Марфа Тимофеевна, родилась в 1883 году в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина.

В 1914 году она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь[183] Нижегородской губернии, где подвизалась ее младшая сестра Пелагия (Тестова).

Преподобномученица Марфа (Тестова)

 В конце лета 1919 г. монастырю было предложено послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших женам красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут. Сестра Марфы, инокиня Пелагия была членом совета и "заведующей рабочими силами монастыря" отказалась выполнить требование представителя власти, за что сестры были арестованы.

Они были обвинены в "контрреволюционной деятельности" и приговорены к трехлетнему заключению. Однако для расследования "контрреволюционности" монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность монахинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах.

Монастырь еще несколько лет существовал под видом трудовой артели. В 1927 г. началась кампания по полной ликвидации монастыря и аресты по спискам ОГПУ.

Инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме, проживала в церковной сторожке.

18 ноября 1937 года она была арестована по обвинению в "к/р деятельности среди верующих" и заключена в нижегородскую тюрьму.

Допрошенные лжесвидетели показали, что «инокиня Марфа среди верующих крестьян села Развилье систематически ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства и коммунистической партии, призывает женщин ходить в церковь и в религиозные праздники не работать; ходя по деревням под видом сбора милостыни, призывает крестьян защищать от коммунистов Божьи храмы, которые повсюду закрывают, а духовенство сажают в тюрьмы». «Подобная агитация на крестьян очень влияет, и крестьяне смотрят на советскую власть с недоверием»[184].

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую вы вели среди верующих села Развилье, клеветали на политику советского правительства, вели контрреволюционную агитацию пораженческого характера, называя коммунистов антихристами. Признаете себя в этом виновной? – спросил следователь инокиню Марфу.

– В предъявленном обвинении виновной себя не признаю. Контрреволюционной деятельностью я среди верующих и вообще не занималась.

Следователь зачитал отрывки из показаний лжесвидетелей и потребовал, чтобы инокиня их подтвердила, на что та заявила, что ничего подобного она не говорила.

– Что еще можете дополнить к следствию? – задал следователь последний вопрос.

– Дополнить ничего не могу.

13 декабря 1937 года тройкой НКВД приговорена к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

3 мая 1938 года она прибыла в одно из отделений Карагандинского лагеря (Карлаг) и была отправлена на общие работы.

В лагере, несмотря на тяжелые заболевания, она использовалась на общих работах. Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, трудилась добросовестно. Из характеристики заключенной: "Работает добросовестно... К инструменту относится бережно..."

Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными, медицинская комиссия признала ее инвалидом, и она была отправлена в больницу при Спасском отделении Карлага.

Скончалась 26 апреля 1941 года в лагерной больнице и в тот же день была погребена на лагерном кладбище близ селения Спасское.

7 октября 2002 года постановлением Священного Синода была причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxG...A**
  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 148-149
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...380

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

2Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

3А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

4Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8И была радость великая в том городе.

9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

18Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

26А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень(на юг), на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу[185], на ту, которая пуста.

27Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

40А Филипп оказался в Азоте[186] и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию[187].

Обращение ко Христу эфиопского чиновника. Заметно, что он не был язычником, а иудеем, знавшим истинного Бога, так как приехал в Иерусалим для поклонения. Но все же, читая пророка Исаию, он не разумел читаемое. Апостол же просветил его. Многие мечтали бы о такой силе слова уст их, дабы от одной их проповеди люди бы обращались к вере. Но очевидно, что эфиоп был готов к этому, ибо и в Евангелии и в Деяниях описывается много случаев, когда одним, чтобы уверовать, достаточно проповеди, другие внимают ей только если она подкрепляется чудесами, а на третьих не действуют даже чудеса.… Притом здесь было слово апостола, в котором живо действовала Благодать Божия, помогавшая ему, по обетованию самого Христа. Слово же человеческое идет от немощного человеческого ума, которое ум более сильный опровергнет по мере своих познаний и умственных способностей. А чтобы устами человека говорил Бог, надо, чтобы человек был готов, создав в себе самом Царство Божие. А царство это создается не иначе, как в результате долгой и упорной борьбы с греховными наклонностями, притом, плоды этой борьбы проявляются чаще всего к концу жизни. Лишь немногие созревают раньше. Путь апостолов был короче, так как других проповедников, кроме них, Христос не нашел среди ходящих за Ним. Нам же, если мы хотим иметь такую же власть, следует одолеть весь путь со всеми его препятствиями, при этом желательно…. вовсе забыть о подобных вещах, вроде особой власти над душами людей или чем-то еще, думая лишь о том, чтобы обрести власть над собственной душой.

Евангелие (от Иоанна): 1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

3Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

4Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов,

чтобы их накормить?

6Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18Дул сильный ветер, и море волновалось.

19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

45У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.

46Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.

47Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

48Я есмь хлеб жизни.

49Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя,

которую Я отдам за жизнь мира.

52Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

И снова мы читаем отрывок из той же беседы. Господь называет Себя Хлебом, сошедшим с небес и это вызывает ропот у людей, которые еще недавно видели чудеса, совершенные Им и даже хотели провозгласить Его царем. Теперь они ропщут на Него, дескать, что Он такое говорит. И создается ощущение, что они ни чудес, совершенных Им, не видели, ни даже хлеба не ели. Поистине, поразительная глухота. Однако, сам Господь ранее говорил о том, что бывают и такие слушатели, чьи души, подобны камню на дороге, а по этому камню бродит кто угодно, в то время, как семя Слова Божия не проникает в него. Такими на поверку оказались эти люди. А Господь еще говорит о вере, что верующий в Него наследует жизнь вечную (речь, как мы понимаем, не идет о бессмертии физическом, а о наследовании небесных благ, уготованных человеку, но коих человек лишился по грехам своим)…. Но под верой понимается не одно представление о том, что Бог есть, но и доверие Богу, желающему спасти человека. Как дитя не может представить, что родители могут желать ему зла, так и доверяющий Богу не подозревает в Промысле Божием что-то худое, зная, что все это попускается во спасение его, а потому с благодарностью принимает действия промысла Божия. Доверяя же Богу, он знает, что и заповеди даны не для угнетения, как клевещут иные, но во имя спасения человека, а потому он старается следовать им, преступив же какую-то из них (что бывает у всех) – старается изгладить вину свою и вернуться на правый путь. Ведь он четко знает, что Бог заботится о нем, а преступив заповедь Божию, он злоупотребил Божественной любовью. Такая вера истинно спасительна. Увы, мы далеки от этого, но именно потому этот отрывок и читается ныне…

Пятница 27 апреля.

Больших праздников в этот день нет. Из дат этого дня стоит отметить чтимые в этот день Виленскую и Виленскую-Остробрамскую иконы Божией Матери. Отдельно из праздников этого дня стоит отметить чтимых в этот день 1000 мучеников персидских, пострадавших в правление шахиншаха (царя – «шаха шахов») Сапора (Шапура) II[188]. Пока в Римской империи проходили гонения на христиан, персы покровительствовали им. Но стоило положению христиан в Риме упрочиться, как Персия увидела в них угрозу. В данном случае, массовые казни проходили в связи с арестом епископа города Ктесифона[189] Симеона, чья мученическая кончина будет отмечаться 17 / 30 апреля. В списке чтимого в этот день сонма мучеников отдельно стоит мученик Азат скопец, занимающий при дворе царя высокую должность. В ряде вариантов жития отмечается, что Азат поклонился епископу, которого вели воины, однако тот отвернулся и обличил Азата за то, что тот, будучи христианином, отрекся от Бога, перейдя в зороастризм из страха перед гонениями. Тот тяжко скорбел о том, что епископ отвернулся от него. Это не уклонилось от царя, который стал спрашивать о причине скорбе. Когда же тот сказал, что он – христианин, который ранее отрекся от Христа, а теперь раскаивается, тот Сапор сначала удивился, но потом подверг его пыткам, а потом велел казнить. Однако потом шахиншах скорбел о казни о гибели своего приближенного, так что на некоторое время прекратил преследования христиан. В связи со сходством обстоятельств мученической кончины некоторые источники считают его одним лицом с мучеником Усфазаном (Хусдазатом) скопцом, чья память, вместе со священномучеником Симеоном, будет чтиться 17 /30 апреля.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!