Преподобный Сергий Радонежский.



номинация «Декоративно - прикладное творчество»

 

Сколько веры, сколько силы!

Духом плоть побеждена.

С этой верой тьма могилы

Человеку не страшна!

Благодатные примеры –

Эти светочи земли...

О, хотя частицу веры

Их мне, Господи, пошли!

                А.Круглова [2].

 

Однажды я спросил маму, а есть ли знаменитые люди, чтобы имя было такое же, как у меня. Мама мне ответила – «Конечно, есть!» - и начала перечислять Сергей Есенин - поэт, Сергей Михалков». «Знаю, Знаю!» - ответил я - это писатель - «Мы это проходили на литературном чтении». .. А мама мне продолжила и сказала: Преподобный Сергий Радонежский - это заступник Земли Русской!». Вот тут я замолчал - я не знал, что сказать. А вечером, мне мама рассказала про Богородскую игрушку, спустя короткое время на уроке мы изучали Куликовскую битву, и имя Сергия Радонежского опять было со мною рядом. Как и все дети, я любознательный, я окончательно заинтересовался.

Цель моей работы: изучить духовный путь преподобного Сергия Радонежского.

Задачи:

- прочитать литературу по данной теме;

- выбрать для работы изученный материал;

- сделать фреску.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г. (по другим — в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже . После их смерти Сергий. отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея С. ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, С. "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, князь Дмитрий, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к Радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. По преданию, еще основатель Троице-Сергиевой Лавры преподобный Сергий Радонежский сам вырезал игрушки из дерева и дарил их крестьянским детям. С шестнадцатого века в Сергиевом Посаде стали процветать ремесла и торговля, и появилась традиция - привозить игрушки, купленные у монастырских стен. Промысел резной игрушки в Богородском, находился в тридцати километрах от монастыря, развивался постепенно и в самостоятельном виде сложился к концу XVIII века [1,579].

Постепенно появились десятки семей, где из поколения в поколение передавались навыки резьбы. В девятнадцатом веке это был уже промысел, символом которого стало изображение медведя.

Мой папа мастер по современным интерьерным фрескам. Изучая, информацию о Сергии Радонежском в школе и дома мы решили сделать фреску.

1. Всей семьей мы составляли эскиз. Дело это оказалась трудное. Над эскизом мы трудились 2 недели. Ведь это не просто нарисовать картинку. Мы читали о житие Сергии Радонежском и рассматривали много картин и иллюстраций. Мама твердила нам только одно - «Надо все сохранить и не навредить не себе и не людям». И вот эскиз был готов!

На передний план нашей фрески мы вынесли Богородскую игрушку медведя, прошу заметить, ведь преподобного Сергия Радонежского слушался даже самый лютый зверь. На втором плане мы расположили небольшую деревянную церковь во имя святой Троицы, именно она духовно связывает нас с преподобным Сергием Радонежским. А вот изображение природы пришло само собой. Ведь именно в глухом лесу жил преподобный Сергий Радонежский. Но прошу заметить, что второй план нашей фрески занимает большее пространство, чем первый план, так как это и правильно, ведь главное в душе каждого из нас вера, а не игрушка, хотя и игрушка это тоже хорошо. Обратите внимание, деревянная церковь во имя святой Троицы устремилась ввысь, в голубое небо, царство небесное.

2. Далее мы долго обсуждали цвет нашей фрески и пришли к такому выводу, что краски должны быть использованы яркие, потому что наша фреска передает, светлую радость. Когда я смотрю на нее, и внутри у меня появляются странные чувства, они такие смешанные, как яркие и немного светлых красок.

3. Фактуры очень много, у фрески мы решили сделать кракелюр. Именно эта фактура предаст эффект старины, словно мы перенесемся в то далекое время.

4. Далее мы эскиз сканируем и обрабатываем на компьютере для печати. Потом мы делаем виртуальный эффект текстуры мелкотрещин.

На флезилиновой бумаге, из декоративных материалов получаем текстуру трещин, и отдаем вместе с картиной в интерьерную печать.

 5. Патинируем рамку для фрески золотой пастой. После печати нашу фреску обрабатываем золотым воском для лучшего выделения трещин и покрываем бесцветным лаком, для долгосрочного хранения картины.

Заключение.

Во время работы я много задавал вопросов маме и папе и сделал вывод: трудились мы все вместе сообща и каждый из нас делал, что мог. Но некая сила нас объединяла, заметьте моя мама русская, папа армянин, а семья у нас одна. И как говорит моя бабуля - «Одна вера - вера Православная». Теперь я понял, почему она так всегда говорит. А чтобы больше узнать о Православной культуре на следующий год я буду изучать Православную культуру. Спасибо за внимание!

 

Список литературы

1. Таисия Георгиевна Карцева «Русские святые». СПб.: «Азбука», 2000. – 816с.

2. http://stihi.orthodoxy.ru/kruglov.html

Белова Алена,

ученица 3 «А»  класса бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Омска «Гимназия №76»

Тропинка к храму

Самый важный – самый первый шаг,

в каждом деле, в каждом проявленьи.

Первый шаг! Казалось бы – пустяк.

Он определяет направленье!

Рудковский В. С[3].

Каждому из нас приходилось видеть в лесу мёртвое сухое дерево. Вокруг все деревья шелестят зелёными листочками, радостно тянут свои веточки к солнцу. Среди зелёных ветвей вьют гнёзда птицы, выращивают в них свои птенцов. Внутри живых стволов, как по жилам, текут древесные соки, которые дают живительную силу и питают ветви и кроны этих деревьев.

И только сухое дерево стоит почти окаменевшее, неживое. Нет от него никакой пользы. Не даёт оно ни прохладной тени путнику, ни приюта птицам и бельчатам, ни новых веток, ни плодов – разве что срубить и бросить в огонь.

Но может ли случиться чудо? Может ли это сухое дерево вновь ожить и зашелестеть зелеными листочками? Могут ли появиться на нём цветы и плоды? Казалось бы, невозможно. Но именно это и происходит с душой человека, которая встречает Бога, придя в храм.

Я поставила перед собой цель познакомиться с историей храма Василия Великого и проследить связь поколений с православной верой. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить периодическую печать;

- встретиться с очевидцами – прихожанами храма;

- проанализировать материал;

- рассказать о моей тропинке.

Наш храм в микрорайоне «Радуга» ПО «Иртыш» назван в честь святого Василия Великого. Я хочу немного рассказать об этом святом.

Василий Великий родился около 330 г. в г. Кесарии (в настоящее время носит название Кайсери – город в Турции у северного подножия вулкана Эрджияс) [1]. В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были причислены к лику святых.

Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения [2].

Святитель имел семь дипломов об образовании, один из них – диплом о медицинском образовании. В 372 г. был построен знаменитый комплекс, получивший позже название «Василиада». Святитель убедил богатых вложить свои средства в это дело, убедил и бедных участвовать в воплощении его идеи.

В центре комплекса стоял великолепный храм, а вокруг – здания, пансионы-гостиницы, школы, дома для сирот, дома для неимущих и собственно больница. Такого еще не было нигде! Святой Василий лично руководил работами, давал советы строителям и сам работал [1].

Для более близкого и подробного знакомства со своим храмом я решила побеседовать с одной из первых его прихожанок Митрофановой Галиной Степановной. Вот что она мне рассказала.

«История храма началась с 2000 года. Для совершения служб по благословению Владыки Феодосия нам временно выделили помещение бывшего детского сада в здании жилого дома. Перед праздником Пасхи 30 апреля мы пригласили Владыку для освящения куличей всего нашего микрорайона. После освящения мы подошли к Владыке Феодосию и поделились своей печалью: «Владыка, как же нам совершать службы без батюшки?» И он, указав на приехавшего вместе с ним батюшку Евстафия, ответил: «Нравится вам батюшка? Забирайте» Мы очень обрадовались. Так у нас появился наш батюшка протоиерей Евстафий (Симора). Когда же мы озадачились, в честь кого будет освящаться наш храм, Владыка Феодосий совершенно неожиданно спросил находящегося рядом человека, занимаюшего должность директора ЖКХ Ленинского округа Черепанова Василия Васильевича: «Ну, а как вас зовут?» И получив ответ: «Василий», Владыка с радостью сообщил: «Конечно, ведь у нас еще нет Василия Великого!» (имея в виду храм в честь этого святого). Вот такая интересная история, в которой виден Промысел Божий. Из жития Василия Великого известно, что помимо духовных подвигов и трудов, он был еще и тружеником в физическом смысле – он много трудился во время строительства знаменитого комплекса «Василиада». Так и наш батюшка много труда и сил вложил в строительство родного храма: нет ни одного уголка, который бы не был осмотрен его чутким и профессиональным взглядом и руками. В этом также огромна заслуга матушки Лидии – она по – настоящему соработница и помощница батюшке. Поддерживая все его начинания, принимая вместе с ним участие в заботах о храме, она и семейный очаг не оставляет ни на минуту, являясь в полном смысле его хранительницей.

Придя в храм, можно встретить матушку - она всегда присутствует на службах, а если батюшка занят - часто беседует с прихожанами, отвечая на их вопросы. Наверное, поэтому, чувствуя это домашнее гостеприимство и тепло, люди идут в храм, зная, что здесь всегда готовы помочь и разделить радость или беду.

Галина Степановна добавила к своему рассказу: «Цвет и расположение нашего храма не случайны. Во время Великой Отечественной Войны, доподлинно неизвестно, но по рассказам живших здесь людей – родственников, на месте бывшего телевизионного завода были бараки, казармы, для трудившихся на кирпичном заводе, который располагался недалеко отсюда. Тут было и кладбище. Поэтому красный цвет храма – как напоминание о крови и жертве, которую принесли многие, погибшие здесь и не только во время Великой Отечественной Войны».

Из рассказа Галины Степановны я поняла, что всё, что происходит в нашей жизни, не случайно. И храм – это как раз то место, где наиболее ярко и полно можно ощутить не простое стечение обстоятельств, а присутствие чуда в жизни.

В наше время, когда перед человеком есть огромный выбор путей, когда телевидение, книги и журналы предлагают массу идей и вариантов, чтобы жить в своё удовольствие, сложно сразу найти ту тропинку, по которой будешь идти по жизни. Можно делать много ошибок, сворачивать с пути, но неизменно, в горе или в радости любая дорога приведет в храм.

Моя тропинка началась с того дня, когда мама привела меня первый раз в воскресную школу. Воспоминания от первой встречи с храмом еще не утратили своих красок: перед нами, вблизи с промышленными корпусами завода, среди пепельно-серых зданий жилых домов возвышался яркий,приковывающий к себе взори на первый взгляд необычный, красно - белый и с золотом Храм! Я подняла голову и увидела сверкающие на солнце купола. На фоне чистого голубого неба золотые маковки как – будто призывали к прекрасному, светлому и вечному.

В храме было солнечно и по - торжественному светло и чисто. Солнце отражалось в керамической плитке на полу, на сверкающих, начищенных подсвечниках, на золотистых рамках икон, лики с которых по - домашнему гостеприимно встречали прихожан.

Сейчас моя тропинка еще только начинается, но я верю, что идя по ней, буду знать, куда мне идти, если встречу преграды и трудности на своём пути.

Дорогой Друг! Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой, душевной работой, потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление себя.

Человек, встретивший Бога, постепенно становится благодарным всему и всем. И расцветают в его душе цветы любви – самые красивые цветы на свете.

Я желаю каждому этой чудесной встречи. Не пропусти, не прогляди её за повседневной суетой, за погоней за комфортом, роскошью, или другими временными жизненными благами. Ищи её с чистым сердцем и горячей верой. И она обязательно произойдёт (а может быть, уже произошла). Любовь и милосердие к человеку у Бога безграничны.

 

Список литературы

1. Святитель Василий Великий. Житие. СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2004. – 80с.

3. http://www.romanitas.ru/lifes/vasv/vvv.htm

4. 1. http://www.stihi.ru/2011/09/06/4626

 


 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!