Из истории храма Святой Екатерины



Секция 15.

Фестиваль «Моя вера православная»,

Защита творческих работ обучающихся модуля ОПК

в рамках комплексного курса ОРКСЭ

Головань Милана,

ученица 4 класса муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Южно – Подольская средняя общеобразовательная школа»

Черлакского муниципального района

Омской области;

 

День Пасхи

Весной пришёл к нам праздник-Пасха,

Разукрашенная сказка!

Яйца разные повсюду,

И кулич стоит на блюде.

Ветви вербы на столе

Распушились белой шалью.

В Светлый праздник на земле

Я пожелать хочу тебе:

Здоровья, счастья и чудес.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Воистину воскрес!

 

Родина

Как прекрасна Родина!

Любимая земля!

Как прекрасна Родина!

Луга её, поля,

Озёра, реки и моря!

Тобою восхищаюсь я!

Нет места дороже,

Нет места родней,

Где в день погожий

Звон с колоколен

Православных церквей.

Это с рожденья зовётся-

Россией моей! 

 

День рождения

С днём рождения мамуля!

Сегодня 1 июля,

День рожденья у тебя.

Радуется вся семья!

Распускаются цветы,

Как красиво! Посмотри!

В этот день добра и сказки

Спешу поздравить я тебя,

И пожелать добра, удачи

С днём рождения тебя!

 

Помощница

Накануне торжества

Я старалась, как могла!

Приготовила обед:

Вот салатик, вот омлет.

Сложная работа вымыть

Всю посуду перемыть.

Вот спустя пару часов

Мой обед уже готов!

Все тарелки перемыты

И почти что не побиты.

И дом украсить я смогла:

Вниз свисает мишура.

Как вам праздничный обед?

Лучше ведь хозяйки нет?

 

Спасибо за Победу

 

Есть у прабабушки иконка,

А возле, бережно лежат

В коробке письма, похоронка,

Это прадед мой был солдат.

Он был на страшной той войне,

Которая и не снилась мне.

Когда я письма те читаю,

На поле боя попадаю,

Там, где солдаты погибали,

Свою Отчизну защищая.

Мамы ждали сыновей,

А им пришли лишь похоронки.

Мой прадед спасся в том бою

В глубокой земляной воронке.

Потом погиб в бою неравном,

Посмертно получив награду.

И много лет прошло с тех пор,

А люди помнят подвиг славный,

И отмечая праздник главный,

Я говорю прадеду: «Спасибо за Победу!»

 

Колыбельная

Поднялась вьюга за окном,

И навевает сладкий сон.

Малыши уставши спят,

Мамы рядышком сидят

И тихо про себя

Одно лишь говорят:

«Ты проснёшься на рассвете,

Там играют птицы, дети…

Побежишь ты к ним играть,

Завтра будет день опять…»

 

 

Я обидела подругу

Я обидела подругу,

Сразу слёзы на глазах.

Я обидела подругу

И не знаю, что сказать?

Забежала в дом тихонько,

Думала я два часа,

Что мне делать? как подруге

Показаться на глаза?

Побежала я к подруге,

Постучала тихо в дверь

И тихонько, еле слышно

Ей сказала: «Ты поверь,

Что была я виновата,

Что была я не права…"

А подруга подскочила,         

Обняла скорей меня,

Улыбнулась и сказала:

«Рада видеть я тебя!»

 

     

Моя мама

 У меня есть мама, лучшая на свете.

Учит меня мама, петь и танцевать,

Учит быть воспитанной, прилежной.

Хочется о маме всем мне рассказать!

Наш урок

На уроке мы считали,

Дружно руки поднимали.

Сколько будет 2 на 2?

Отвечаю громко я.

Сколько будет 7 и 8?

Отвечает тихо Костя.

Мы урок наш провели,

Перемена, посмотри!

Всё быстрее раза в три!

 

 

Я рисую красками

Я рисую красками,

Красивыми, прекрасными!

Нарисую облака

И отправлю в небеса.

Будет радуга сверкать,

Чудо - светом озарять!

Мир прекрасным может быть,

Надо рисовать любить.

Если красками рисуешь,

То тогда про зло забудешь!

 

 

Гость в дождь

Дождик льёт сильный,

Двор намок уж пыльный.

Рекси дремлет в конуре,

Кот сопит на коврике.

Я смотрю в окно и вижу,

Как из-под куста

Выглядывает чья-то мордочка.

Кто ж сидит там? Не пойму!

Я спасать его бегу.

Слышу жалобно котёнок

Там в кустах мяучит.

Гостя я быстрей беру

Я уже его люблю!

 

 

Рекси

У меня собака Рекси

Прыгает по всем углам!

Как приходят гости к нам,

Поднимает шум и гам.

Как проснусь я утром рано,

Побегу я к ней играть,

Говорю я ей: «Сидеть»!

Говорю я ей: «Лежать»!

Побежит за мячиком,

Ловит лучик света.

Я люблю свою собаку

Лучше её нету!

 

Холодная пора

 

Осень наступила, холода пришли,

И глядят уныло птицы-воробьи.

В жёлтый цвет покрашена листва,

К нам пришла осенняя пора.

Дует ветер в октябре,

Так как будто в январе.

За осенью придёт холодная зима

Белоснежная пора.

 

 

Февральский снег

Ждали долго - долго снега мы.

Вот прошёл декабрь, наступил январь

Снег никак не выпадал.

Но мечтали мы, что на утро мы проснёмся,

Словно в сказку окунёмся.

Вот прошёл январь, наступил февраль

И на утро мы проснулись, словно в сказку окунулись!

 

Весна

Холодная зима уходит со двора,

Приходит к нам весна.

Сугробам всем пока!

Вот набухли почки, вот расцвёл цветок.

А под лавкой тает серенький снежок.

Бывает дождик капает с утра.

Но солнышко сияет ярче, чем вчера!

 

 

                 

Шастина Дарья,

                                                                     ученица 4 класса

бюджетного общеобразовательного

 учреждения «Екатерининская средняя

 общеобразовательная школа» Тарского района Омской области;

Из истории храма Святой Екатерины

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи.

Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны. Ненужной оказалась работа с молодежью, закрылись кружки, секции, нет культа родителей, утрачены многие традиции, слабеет связь поколений. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.

 Для нас храм – это место, где царит особая атмосфера. Храм Святой Великомученницы Екатерины – это святыня нашей малой родины. Это место, где веришь в чудо. Считаем необходимым исследовать историю создания храма в нашем селе, в этом заключается актуальность нашего исследования.

Цель исследования: изучить историю Храма Святой Великомученицы Екатерины. Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время. Предмет: Храм Святой Великомученицы Екатерины.

Задачи: изучить краеведческую литературу; найти сведения по теме исследования в архивах села; интервьюировать старожилов села.

При изучении истории храма использовались разные методы исследования:беседа, интервьюирование, анализ архивных документов.

Вопросам изучения храмов были посвящены работы Карташова В. А., Кондакова Ю. В., Лебедевой Н.И., Скальского К.Ф.

 Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных занятий по курсу «Истоки», в музеях школ, на классных часах, а также при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе, в качестве дидактического материала для нового курса ОРКСЭ.

В 2015 году нашему селу исполняется 300 лет. Каждый город, поселок, село когда-то с чего-то начинался. Так в 1715 году на речке Амбросимовка была построена «сибирская каторга». Щедро и великодушно наградила природа красотой и привлекательностью здешние места. Место для села было выбрано не только удачное, но и красивое: на высоком берегу Иртыша, да еще и своя маленькая речка Амбросимовка протекает по глубокой впадине. Стоишь на любом из ее берегов, а другая часть села, как на ладони.

Со строительством каторги здесь тогда впервые раздался печальный звон кандалов и не унимался более двух веков. Ежегодно на этой территории содержалось около 300 каторжан. А вначале 1789года по указу Екатерины II был построен винокуренный завод, просуществовавший до 1867 года. Он был одним из крупных предприятий Тобольской губернии.

Каторжане были первыми жителями села, хотя существовало местное население из числа крестьян, солдат. Впоследствии возникла потребность в духовном развитии, поэтому на широкой зелёной возвышенности, окружённой сосновым бором, самом красивом месте села был заложен Храм во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Новикова Галина Тихоновна, жительница села Екатерининского[1], поведала нам легенду о времени, когда купец Альфонс Фомич Паклевский – Козелл владел пароходами и возил по Оби и Иртышу продовольствие, оружие. В один из таких рейсов, на борту парохода находился сам купец. Случился пожар, он охватил пламенем весь пароход. Пожар был сильный, под угрозой гибели оказался экипаж. Спасали, как могли. Альфонс Фомич, обратившись к Богу, сказал: «Если мы останемся, живы, то в первом же селении, которое встретится в нашем дальнейшем пути, я построю церковь». Этим селением оказалось Заводо- Екатерининское.

Эту легенду подтверждает запись в паспорте храма: «2 июня 1860 года во второй день, благословением Бога, в благополучное царствование Государя Императора Александра 2, на сём месте заложен храм во имя Святой Великомученицы Екатерины, по проекту, утверждённому Его Преосвященством, Феогностом, епископом Тобольским и Сибирским. Строитель храма контрагент Тобольских винокуренных заводов, отставной Надворный Советник Альфонс Паклевский – Козелл».Паспорт на небольшой медной пластине был обнаружен на полу под иконостасом зимнего зала в 1955 году, во время его разбора Потребичем Акимом Макаровичем, учителем географии. По словам Альвины Акимовны Новиковой[2], дочери Акима Макаровича, бывшей заведующей детской библиотекой, ее отец вел кружок по краеведению, исследовал окрестности села и принимал участие в разломе престола церкви. Он рукописно переписал паспорт храма.

 Некоторое время обнаруженный паспорт хранился в местном в школьном музее. Впоследствии был передан Священнику Тарской церкви Роману Коздриню. Сейчас он находится у Священника Ермаковской и Екатерининской церкви Николая Генсицкого.[3]

Главный престол Свято- Екатерининской церкви построен в 1861 году на средства ассигнований из общих губернских доходов. Первые записи в метрической книги храма сделаны в январе 1861 г. Всё-таки история распорядилась так, что внешний облик самого здания сохранился, но утрачены все колокола. Он деревянный, на каменном фундаменте. На кирпичах фундамента клеймо из двух букв ПК (предположительно на кирпичах инициалы – Паклевский – Козелл) внутри храма со стороны входа не было стены, было 4 колонны. Храм имел 3 купола, над алтарём, над церковью и колокольнею. Потолка не было, крыша оканчивалась куполами. Сколько было колоколов, неизвестно, по воспоминаниям жителей, их звон был слышен далеко за пределами села. Храм Святой Екатерины построен из леса хвойных пород: сосны и лиственницы, в виде прямоугольной формы.

Любая церковь имеет свой облик. Большинство храмов на Руси были крестокупольные,[4] а храм Святой Екатерины напоминает корабль. На Руси строили такие храмы, уподоблявшиеся Ноеву Ковчегу. Второй престол (придел) – зимний во имя святого мученика Федора построен в 1892 году, на средства Тарского купца Фёдора Ивановича Щербакова. Здание также было деревянное с одною колокольнею на каменном фундаменте. В строительстве обоих престолов использовали традиционные способы крепления брёвен, построены только топором, без применения металлических деталей и гвоздей.

Церковь была прочна, вместительна и утварью достаточна. В храме имелась особо чтимая икона, копия с иконы Абалакской Божьей Матери. Иногда с разрешения Епархиального Епископа икона с крестным ходом была носима в г. Тару. Капиталов церкви и угодий, приносящих доходы, не было. Приход состоял из одного села Заводо - Екатерининского с населением мужским по 362 душ и женским по 366 душ. Население старожильское – православное. Раскольников и сектантов не было. Среднее число за год крещений было 33, браков -7, погребений -30. Последним Священником и благочинным был Павел Иеронимович Игнатьев (1864 – 1937)[5]. Он окончил Тобольскую духовную семинарию в 1886 году разряд 2, в селе с 1888 года. Уроженец Пермской губернии, с. Невьянская Слобода. Жил он рядом с храмом в общественном доме, имелась личная библиотека. Эти книги положили начало фонду открывшейся избы- читальни после революции. С 1920 года по 1934 год 8 раз привлекался к арестам за «контрреволюционную деятельность». В 1934 году после ссылки приехал в Тару. 28.07 1937 года осуждён по статье 58 -10 УК РСФСР. Приговор – высшая мера наказания - расстрел. 1 ноября 1937 года расстрелян в Таре по делу о Тарском братстве. Реабилитирован Павел Игнатьев Президиумом Омского облсуда 29.11. 1956 года.

В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Одним из объектов гонений была Русская Православная церковь. Так в 1935 году храм Святой Великомученицы Екатерины был закрыт. Здание зимнего престола в 50 – годы занимала школа, там находились начальные классы. Затем (1955г) оно было разобрано, из его брёвен построено сельское КБО.

С 1953г. здание находилось на балансе сельского совета. В здании поселяли прибывших ссыльных, они проживали там до определения их на место жительство. Во время войны приезжали из г. Тары и проживали эвакуированные спецы Ленинградской военно - морской специальной школы. А также служила складом «заготзерно». В 1956 году оно было отдано под Дом Культуры. Старые иконы не сохранились: частично сожжены и разобраны людьми того времени. Колокола были сняты еще 1934году, все старожилы, как один вспоминали о трагических судьбах людей, снимавших колокол с церкви. Одним из тех, кто снимал колокола был Борисов Георгий Федорович, житель с. Екатерининского. Когда он снимал, старухи желали ему проклятия. Он снял сначала большой колокол, а потом принялся снимать меньший, но снять не удалось, он сорвался и упал. Через 3 дня умер. Алтарь был разрушен, а на его месте построена сцена для ДК.

В 1995 году иеромонахом Александром были собраны подписи в пользу возрождения нашей православной веры и духовности. 29 августа 2002 года в 3 часа дня митрополит Феодосий Омской, Тарской епархии в сопровождении батюшек и церковного хора прибыл на Екатерининскую землю. По воспоминания Людмилы Николаевны Куликовой, библиотекаря, под пение хора вынесли икону с изображением святой Екатерины Великомученицы и подняли на высокое крыльцо здания. Первая служба состоялась в престольный праздник Святой Екатерины 7 декабря 2002 года.

На сегодняшний день храм существует на пожертвования и добровольную помощь верующих граждан. Недавно у храма появился меценат, благодаря которому удалось отремонтировать крышу церкви.

 Церковь всегда занимала важное место в жизни сельского населения. Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается воспитания молодого поколения. Важно знать духовный смысл праздников.

Храм выполняет просветительскую роль, знакомит с православной культурой и ее традициями, направляет личность осуществлять свою деятельность в рамках нравственных ценностей, а это так необходимо в нашем современном мире.

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка. Гл. редактор С.А. Кузнецов - СПб.: «Норинт», 2000. – 1536с.

2. Карташов В.А. Собрание сочинений: В 2т.Т.2: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.-565 с.

3.  Книга о церкви. Сост. священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. – М.: Паломник, 2000.

4. Кондаков Ю.В. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб., 2003

5. Лебедева Н.И. Храмы г. Тары // Культурологические исследования в Сибири. - Вып. 2. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - С. 25 - 38.

6. Метрическая книга. МБУК «Тарский историко-краеведческий музей».

7. Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 343.

8. Словарь русского языка. С.И. Ожегов - издательство «Оникс», «Мир образования». 2008. - 1200с.

9. Справочная книга Омской епархии. /Сост. свящ. Иоанн Голошубин. - Омск: Типография "Иртыш", 1914, с. 820-821.

10. Тарское прииртышье. 24 ноября 2009г.

11. Журнал «А почему?» от 7 декабря 1999 года №10.

12. http://www.pskov-eparhia.ellink.ru

Полевые материалы

13.  Беседы с Новиковой А.А. уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1937 года рождения от апреля 2012 г

14. Беседы с Новиковой Г.Н. уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1929 года рождения от апреля 2012 г

15. Беседы с Окишевой М.И. уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1940 года рождения от апреля 2012 г

16.  Беседы с Куликовой Л.Н., уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1949 года рождения от апреля 2012 г.

                                                                       Белоусов Никита,

ученик 4 «В» классабюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Омска «Лицей № 66»;

Дорога к храму

Ты приведи меня, дорога, к храму,
 Где день за днём и где из века в век,

 Молились неустанно христиане,
За тех, кто с ними, и кого уж нет.

Ты приведи меня, дорога, к храму,
Пусть путь тернист и иногда далёк,
 Чтоб помолилась я, о тех, кто рядом,
И тех, - кто на земле окончил срок.

Ты приведи, прошу, дорога, к храму

  Моих детей, детей моих детей,
Чтоб и они под сводами святыми
 Могли просить бы милости для все

Ася Фролова.

         В настоящее время обществом обсуждается вопрос о духовно – нравственном возрождении России. Хотелось бы, что бы моя работа способствовала созданию условий для духовно – нравственного воспитания нашего поколения, а также исследованию материала с целью воссоздания исторической картины православных церквей. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связей времен», чувства любви к истории своей родины. И этот простор заполоняет искаженная западом культура поведения, культура отношений … такое явление, к сожалению, нивелирует общечеловеческие ценности, теряется значимость для жизни человека таких понятий как культура, общность людей, товарищество, принадлежность к роду, отсюда - к Родине, ответственность за сохранность природного богатства… Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для возрождения общества недостаточно только знаний, необходимо вернуть истоки русских традиций и веры. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Что такое Храм?  Храм - корабль спасения, на котором можно безопасно переплыть море, под которым понимается человеческая жизнь со всеми ее испытаниями, соблазнами, опасностями. 

   Храм – место особого присутствия Бога. Иисус Христос сказал:

«Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Православные христиане убеждены, что в храме происходит чудо встречи человека с Богом, Божественный дух невидимо входит в нашу жизнь. На общих церковных молитвах, богослужениях Церковь «единым духом» молится Богу, а Бог дарит Себя людям. И только от самого человека зависит – примет он этот дар Божий или пройдет мимо….

      Слово «храм» происходит от слова «хоромы», что значит большой, прекрасный дом. Храм – образ прекрасного мира, каким его сотворил Бог. Христианский храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть и алтарь. Притвор - это первая часть храма при входе[1].

      В средней части храма людей встречают иконы, свечи и священники. Священники учат людей и вместе с ними молятся Богу.

   Один из священников сказал: «Хочется быть похожим на эту свечку. Её огонек тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней» [4]. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами давать тепло ближним.

   Священник с кадилом подошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Это «панихидный столик», называется «канун». Там ставят свечки и молятся о усохших людях, то есть уже ушедших из земной жизни. Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры. А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

   Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым.

   Иконаобраз, на которой изображено то или иное лицо, или событие из Библии, или церковной истории. Икона раскрывает образ Божий в человеке, показывает его таким, какой он с Богом. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу.

   Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.

   Благословение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит…»

    Иконостас – эта главная часть церкви, это целая стена из икон. Иконы расположенные в определенном порядке. Святые изображены в молитве, они как бы вместе с верующими предстоят Богу на богослужении. В середине нижнего яруса находятся Царские врата. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери[2].

  Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

     Третий ярус – иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это – «Заступница» - Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

     Алтарь - самая главная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится престол. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно и видно богослужение, что совершается в алтаре. Христиане молятся Богу, стоя лицом к алтарю, на восток, откуда восходит солнце. Заходить в алтарь имеют право только священнослужители и те, кому они разрешат, дадут благословение помогать на службе. Престолом называется четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря. Основные священные предметы на престоле: Библия, крест. Библия, это - слово Божие с учением Господа нашего Иисуса Христа. Крест, это - меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.[2]

Моя дорога к храму.

    Впервые мой путь к храму был в 2006 году, мне тогда было 2 года. Мы с мамой пошли в храм на Тарской в день святого праздника Троица. И только позже уже в школе на уроках ОПК (Основы православной культуры) я узнал, что правильно эта церковь называется - Крестовоздвиженский собор.

  А также я узнал, что праздник Троицы по - иному еще называют Пятидесятницей, так как именно в пятидесятый день  после Пасхи, Воскресения Христова  на учеников Иисуса Христа, ставших Апостолами после Вознесения Господня на небо, снизошел Дух Святой, благословляя на проповедь по всему миру учения Спасителя.
  Глубинный смысл праздника Троицы состоит в том, что Бог открылся людям не сразу, а постепенно: сначала Он в качестве Бога Отца создал землю, животных, птиц, рыб и человека, затем Он послал на землю Своего Сына – Иисуса Христа, и в самом конце сниспослал на Апостолов Христа Духа Святого. Таким образом, православный праздник Святой Троицы символизирует Три Единый образ Бога Отца, Бога Сына и Бога святого духа, представляют собой единое, неразрывное целое – Господа Бога , Святую Троицу. Праздник Троицы считается днем рождения Церкви.

Крестили меня в мой день рождения 10.09.2009г. Мне тогда исполнилось 5 лет. В той же церкви, куда я пришел однажды и уже бывал там чаще. Это Крестовоздвиженский собор на Тарской у нас в г. Омске. Красота и величие храма захватывает дух, каждый раз, когда я туда вхожу. Атмосфера приглушенного света, запах свечей дает возможность почувствовать, что Бог вот тут рядом с тобой и касается тебя рукой. Когда покидаешь храм на душе всегда светло, тепло и чувство как будто ты заново родился.

  Я прошел таинства крещения и мне в этом помогал мой крестный папа.

      Священник сначала рассказал об ответственности, которую берет на себя мой крестный отец за меня. Крестный отец обязан дать духовное воспитание своему крестнику т.е. мне, донести до меня главные каноны православной веры, научить меня прибегать к спасительным таинствам Исповеди и Причастия. Но, конечно, главная обязанность крестного отца – это молитва о крестнике. Мой крестный отец старается их выполнять. Спасибо ему за это.

   В моем крещении участвовал крестный, батюшка и конечно, я. Во время крещения крестный стоял около священника и держал меня за руку. Перед таинством духовник в белой рясе обходит храм и зачитывает молитвы. Потом мы повернулись к алтарю спиной и отвечали на вопросы батюшки. Ответы и вопросы повторяют три раза. Затем крестный произнёс «Символ Веры» - краткий пересказ основных догм христианства, и совершается миропомазание. Намочив кисть миррой, священник проводил ей по моему лбу и глазам, носу и губам, мочкам ушей, груди и наконец, ногам и рукам. Затем отстриг прядь волос с моей головы, и она осталась в храме. Затем совершили само крещение, наклонив меня над чашей, священник трижды полил мою голову святой водой и одел нательный крестик. Я считаю, что, несмотря на свой юный возраст я сделал правильный выбор своей веры.

    Вера — это доверие Богу. Причем доверие это может до конца и не осознаваться человеком. Он будет просто на уровне интуиции, чувств понимать, что правильно, а что не правильно, что законно, а что незаконно. Проще говоря, еще не «зная» Бога, уметь различать добро и зло. Рано или поздно, если человек продолжит свое духовное развитие, его интуиция разовьется и окрепнет настолько, что перерастет в уверенность и убежденность — убежденность в том, что Бог есть, и что Он всегда находится рядом. В нашем сердце.

         Я понял, что моя вера играет очень важную роль в моей жизни. Приняв веру, я научился на многие ситуации смотреть по-другому, я научился прощать людей. Верующий в Бога человек — это, прежде всего, человек нравственный, соблюдающий определенные правила, Божьи заповеди. Я стал отзывчивее, добрее и искренне верю в Бога. Очень важно, что бы люди жили с Богом в душе, чтобы в минуты радости и беды они чувствовали присутствие Бога, чтобы он помогал им в течение всей их жизни. Вера в Бога порождает добро в сердце и направляет на добрые дела.

Список литературы

1. А.В. Кураев «Основы Духовно-нравственной культуры народов России» 4-5 класс Москва просвещение 2012

2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

Интернет источники:

3. http://old-rus.narod.ru/prav.html

4. http://www.rus-sobori.ru/info/

5. http://www.eparhia-tmb.ru/

Прудников Игорь,

ученик 4 «В» класса бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Омска «Лицей № 66»;

Святые места Омской области

Испокон веков душа любого человека стремится к святыне. Для того чтобы приложиться к мироточащей иконе или окунуться в святой источник, совсем не нужно ехать куда-то далеко. Святые места можно посетить, не покидая пределов нашей  Омской области.

Одним из самых почитаемых мест для верующих стал Ачаирский монастырь - жемчужина Омской епархии. Его история уходит своими корнями в конец XIX века, она началась с общины, которая по соседству с казачьим поселком Ачаир появилась в конце 1890-х годов. В начале ХХ века сам Иоанн Кронштадтский освятил построенную в общине каменную церковь в честь архангела Михаила.

С приходом советской власти монастырь прекратил свое существование и стал колонией ГУЛАГа. Однако в 1991 году было принято решение о строительстве монастыря. На территории воздвигнуты 7 храмов и 5 часовен, трапезная, монастырская гостиница для паломников. Святой минеральный источник забил на территории монастыря в 1996 году. Его освятил Святейший Патриарх Алексий II во время визита в Омск.
Своим великолепием и благодатью монастырь привлекает не только омских, но и иногородних паломников.

Свято-Серафимовский женский монастырь - еще одно место, которое особенно любят омские паломники. Существует он не так давно, как Ачаирский, но строят его всем миром. Скоро в монастыре станет 17 приделов.

Более тридцати лет назад настоятельница монастыря матушка Варвара ушла в марьяновские леса. Она вырыла в лесу землянку и тринадцать лет прожила в отшельничестве и молитве. Своими руками матушка Варвара срубила первую деревянную часовню, которую позже освятили в честь святой Варвары. Верующие узнали о делах матушки и не оставили ее без помощи. Годы спустя вокруг этой часовни выросли другие. Есть на территории Свято-Серафимовского монастыря и большой храм - храм Святого Серафима Саровского. Матушка Варвара стала бессменной настоятельницей монастыря, она продолжает трудиться на этой святой земле и по сей день.
Приехать сюда из праздного любопытства не получится - ведь монахини все время в трудах. Зато можно посетить эти места и поработать вместе с ними на общее благо.

Свято-Никольский мужской монастырь, в селе Большекулачье.
Первый храм в селе Кулачинском был построен в 1751 году, когда Иван Круглов вместе с односельчанами поставил деревянную церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Каменная церковь здесь была выстроена в начале ХХ века, но простояла она недолго: в советское время ее закрыли и часть разрушили.

Только в 1988 году началось восстановление храма. Уже в это время здесь стали собираться послушники, которые позже составили основу будущего монастыря. И в 1995 году Свято-Никольский монастырь был утвержден. Теперь верующие называют монастырский храм намоленным и приезжают сюда издалека.

Приход в селе Вятка образовался еще до постройки церкви, которую воздвигли во время столыпинских реформ. Вятская церковь не закрывалась дольше других: говорят, древнечтимая икона Святителя Николая Чудотворца, явленная в Усть-Ишиме, в последнее время находилась в Вятке. Местные жители помнят большую икону, но где она сейчас - неизвестно.

В 1929 году в село Вятка переехали священник Алексей Камнев и псаломщик Калистрат Глуховцев с семьями. Жители села до сих пор вспоминают об их доброте и приветливости, стремлении помочь, несмотря на собственную бедность. В 1937 году храм в Вятке был закрыт большевиками. Отец Алексей был расстрелян, так и не согласившись признать вину и отречься от веры. Та же судьба постигла и его сподвижника Калистрата Глуховцева.

Возрождение Вятской обители началось только в 1996 году: в то время на месте села осталось только несколько домов и полуразрушенная красавица-церковь. Теперь это намоленное место снова несет людям благодать: за последние годы здесь освящено несколько церквей, например церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь в честь Новомучеников омских, явленных и неявленных, деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. С 2005 года Вятская обитель - северный скит Свято-Никольского монастыря.

Часовня имени Владимирской иконы Божией Матери построена в селе Тамбовка на месте явления Пресвятой Богоматери монахине Евгении. С тех пор на это место приходят поклониться многие омские паломники.

История о явлении Божией Матери - это повествование о спасении молодой девушки Екатерины (в монашестве - Евгении) от смертельной опасности. Монахиня Евгения поведала ее, когда уже была на смертном одре. В юности, в 1942 году, Кате пришлось идти через лес из одной деревни в другую. Дорога была опасной, и ее мать молилась все утро. Навстречу девушке из леса вышла молодая женщина в старинной одежде. Она стала Катиной спутницей и провела ее через лес. Как оказалось позже, эта женщина спасла девушке жизнь: в лесу скрывались трое дезертиров с оружием, которые не гнушались грабежами и убийствами. Несколько лет спустя Катя увидела икону Владимирской Божией Матери и узнала в ней ту женщину, которая провела ее через лес. Были в жизни Евгении и другие случаи спасения от грозившей ей опасности, о которых она поведала митрополиту Омскому и Тарскому владыке Феодосию перед смертью. После этого на месте явления монахине Евгении Пресвятой Богородицы основали часовню в честь Владимирской иконы Божией Матери, которой и молилась мама семнадцатилетней девушки.
В этой часовне и теперь продолжают происходить чудеса.

Село Серебряное знаменито на всю область своими целебными источниками. Их здесь более ста. Три из них освящены: это источники в честь Святой Троицы, в честь иконы Божией Матери Почаевской и в честь целителя Пантелеймона. Воды этих источников помогают исцелиться от болезней.

Первая церковь в селе Серебряном была построена еще в дореволюционной России. С приходом большевиков ее решили взорвать. Старики рассказывают, что в ночь перед тем как храм должны были уничтожить, он ушел в землю на метр: благодаря этому, уцелели подвальные помещения.

Храм Петра и Павла обрел вторую жизнь в начале девяностых годов. Есть здесь старинные иконы: Святого Целителя Пантелеймона, Господа, спасающего младенцев, убиенных во чреве. С 1995 года икона Божией Матери Благодатное Небо источает драгоценное миро.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Тюкалинском районе
в 1946 году, в сложное время сталинских репрессий, был разрушен. Но жители района не смогли жить без своего храма, и уже в 1947 году своими силами поставили рубленую церковь. Как рассказал нынешний настоятель храма, отец Дмитрий, в советское время тюкалинский храм был одним из семи, действующих на территории области. В 1982 году на месте деревянного здания построили каменную церковь, в которой с тех пор регулярно идут службы. Недавно к храму пристроили новую колокольню.

Среди реликвий храма Рождества Иоанна Предтечи - старинная икона Иоанна Крестителя работы XVIII века. В прошлом году она была приложена к мощам святого. Есть в храме и другие старинные иконы, например, икона Николая Чудотворца, тоже написанная в XVIII веке.

В Свято-Никольском храме  поселка Черлакхранятся мощи священномученика архиепископа Омского Сильвестра, захоронение которого обнаружено при раскопках Успенского собора. Здесь же есть частицы мощей вифлеемских младенцев. Немало в Черлаке и старинных икон.

— Одна из самых старинных - икона Святого Пантелеймона Целителя. Она у нас оказалась почти чудесным образом, - вспоминает отец Михаил, настоятель храма. - Много лет эта икона была столешницей в мастерской. И только недавно один из работников этой мастерской обнаружил ее и принес в храм. А ведь икона старинная, написана в XVIII веке.

Еще одна из принесенных в церковь икон - Воскресение - служила ступенькой в одном из домов Черлака. А ведь написана она была еще во время правления Петра Первого! Теперь ее реставрировали - и она снова доступна верующим.
Сейчас в Черлаке строят новый большой храм, который вместит растущее число прихожан.

Теперь вы знаете многие святые места нашей области. Надеюсь, вам будет интересно посетить все эти святые места.

 

Список литературы

1. http://www.kp.ru/daily/23990/

2. http://www.omsklib.ru/omsk/chram_nikol.htm

3. http://www.sofia-sfo.ru/holy%20places

4. http://palomniki.su/countries/ru/g16/omsk/mode/places.htm

 

 

 

Мкртчян Серж,

 ученик 3 «А» класса бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Омска «Гимназия №76»

 

Заступник земли русской.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!