Феноменологический подход в методологии социальной работы



Феноменологический способ познания мира делает акцент на безграничных возможностях людей в «социальном конструировании реальности» (П.Бергер, Т.Лукман). Взгляд феноменологии направлен на индивидуальное создание мира в нашем сознании, на субъективные аспекты человеческого поведения.

Упорядочивая в своем сознании смыслы и значения повседневной жизни, индивид формирует образ «Я» как систему представлений и отношений к себе, образ другого человека и образ мира в целом.

Понимание поведения конкретного человека зиждется на анализе его взаимосвязей с микро- и макроокружением. При этом источник объективности заключен в порождении смыслов обычными людьми, живущими в феноменальном жизненном мире.

Начало теории жизненного мира было положено Э.Гуссерлем. Жизненный мир у Гуссерля - это аналог понятия «социальная практика», живой мир человеческой субъективности, где люди действуют на основе привычных правил и норм. В этом мире задаются цели познания и деятельности, в нем возникает любая форма активности человека.

Создатель феноменологической социологии А.Щюц описывает жизненный мир в качестве мира нашей повседневности, который мы меняем при помощи своих поступков и который меняет наши поступки. Ресурсом созидания действительности и ее познания становится здравый смысл деятеля. Щюцу принадлежит теория интерсубъективности, согласно которой жизненный мир предстает как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, разделяемый человеком с другими людьми и формируемый в социальных коммуникациях. Природа социального мира, таким образом, выражается в субъект-субъектных отношениях, в социальном диалоге, указывающем на степень организации повседневного знания, преодоления разногласий в понимании объектов.

В феноменологии Щюца главная роль в конструировании и трансформации социальной реальности отводится повседневности. Это необходимая совокупность значений, которую люди интерпретируют, чтобы обрести опору в мире, создавая интерсубъективный, типизированный мир социального действия и коммуникации. Именно в повседневности возникает понимание природы социальных явлений, причем обыденное сознание может опережать в этом науку.

А.Щюц писал о разнообразных проявлениях понимания: о вероятности понимания через самоинтерпретацию; об истинном понимании путем осознания смысла действия другого; о типизированном понимании, без которого невозможно восприятие повседневности.

В социальной работе понимание выступает одним из основных методов анализа и преобразования социальных ситуаций в практической деятельности специалиста. Жизненный мир, в котором происходит его взаимодействие с клиентом, может быть представлен как единое природное и социокультурное пространство их совместного бытия.

Социальный работник должен передать клиенту, желающему обрести гармонию со своим окружением, представление о повседневности как «верховной реальности», связанной с переживанием объективного существования явлений и вещей (у А.Щюца это характеризуется как «телесно-предметное переживание реальности»).

Выделяют четыре аспекта проблемы понимания, проявляющихся в профессиональной социальной работе: рефлексивно-концептуальный, рефлексивно-профессиональный, актуально-ситуационный, коммуникативно-личностный. Все они позволяют сконцентрироваться на личности повседневного деятеля и его представлениях о социальной ситуации.

Рефлексия - деятельность самопознания, свойство психики отражать свое собственное состояние. Одновременно это методология и форма теоретической деятельности, на которой основано понимание себя и другого человека, их взаимные представления друг о друге. Способность к рефлексии делает возможным для личности управление своей активностью на основе формирующихся ценностей и смыслов, а изучение характеристик субъектов с позиций рефлексии позволяет выявить особенности жизненного пути человека, генезиса и осуществления его жизненных сил.

Самопознание рассматривается как особый познавательный процесс, объектом которого является человек, а результатом - его знание о себе. Элементами самопознания выступают самосознание, самоанализ, самонаблюдение, которые объединены в общий процесс творческого саморазвития личности.

Самосознание человека, понимание им себя формируется в ходе социальных взаимодействий, поэтому рефлексия порождает в ситуации социальной работы две взаимосвязанных цели. Во-первых, воспроизвести мир в себе и выразить его; во-вторых, воспроизвести себя в мире и решить социальную проблему.

В социальной сфере в качестве самопознающих систем предстают не только личность, но и общество, где рефлексивные структуры определяют все процессы регулирования взаимодействий субъектов разных типов. Так, общество риска создает необходимость рефлексивного самоопределения как социальной самокритики, опирающейся на анализ последствий его функционирования. В социальной работе рефлексия рассматривается в качестве концепции деятельности, где выделяют следующие составляющие:

- социокультурную, связанную с анализом социальных процессов;

- коммуникативную, ориентированную на оптимизацию взаимодействий специалиста и клиента;

- экзистенциальную, связанную с исследованием социальнопсихологических особенностей группы и личности;

- интеллектуальную, ориентированную на проектирование инновационных форм практики;

- личностную, связанную с самоанализом и проектированием саморазвития.

Рефлексивно-концептуальный аспект проблемы понимания в социальной работе касается каждого повседневного деятеля: и субъекта, и объекта этого особого вида деятельности. Речь должна идти не только о понимании людьми друг друга, но в первую очередь - о понимании себя самого, своих жизненных смыслов.

Следующий, актуально-ситуационный аспект понимания учит исходить из реальной социальной ситуации клиента и способствует индивидуализации понимания его жизненных трудностей.

Коммуникативно-личностный аспект понимания фокусирует внимание на организации общения специалиста с конкретным клиентом, позволяет в ходе интеракции выявить нужный подход, позволяющий решить его проблему.

Феноменология как способ постижения жизненного мира позволяет конструировать модели социальной работы, которая затрагивает сферу межличностной коммуникации, проблемы человека и малой группы как субъектов и объектов понимания. Тем самым раскрывается значение гуманистических идей для личности и ее обыденной деятельности, открываются новые возможности для социального выбора клиента.


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!