СОВЕРШ АЙТЕ НАМАЗ В КРУПНЫХ ПЯТНИЧНЫХ МЕЧЕТЯХ
У тре нни й нама з — нама з , наполненный чувс тво м , радость ю и вооду ш евление м . Е сли вы захотит е о щ утит ь все великолепие и духовно е наслаждение , совер ш айт е нама з в соборн ы х м ечетях , где цари т особа я духовна я ат мо с ф ера .
Е сл и А лла х дас т ва м воз можно сть , совер ш ит е утренни й нама з и други е в м ечет и Х ара м в М екк е лицо м к К аабе , в М един е — в м ечет и П ророк а , стоя рядо м с ни м , в Кудсе ( И ерусали м е ) — в ме чет и ал-Акса и представьт е себя — в Эп ох у счастья. М ы сленн о отправьтес ь н а 1 4 веков на зад. С ловн о вы
228
оказались во вре м ен а П ророк а и его сподви жников . С ловно азан читае т Бил а л Х аба ш и , стоя н а кр ыш е К ааб ы , и ег о азану вторя т небес а и зе мл а . С ловн о наш л ю бим ый , дорого й П роро к ста л имамо м и веде т на с в нама зе . С ловн о в ы совер ш ает е нама з плечом к плеч у с о сподви жни кам и П осланника ,
каж ды й и з котор ы х — путеводна я звезд а дл я чело
веческог о рода .
Господи, мож е т л и б ы т ь благодат ь боль ш е , че м это, удовольствие боль ш е , че м это?
Е сл и в ы захотит е насладитьс я капле й и з мор я
духовности, вдохнут ь воздуха Эп ох и счастья, встань
т е н а рассвет е и посетит е соборну ю м ечет ь своег о города . П олучит е удовольствие о т утреннег о нама з а
|
|
с л ю дьми . Е сл и в ы состоит е в браке , т о приводит е с собо й и се м ь ю . С овер ш ит е нама з в ти ш ин е и спо койствии, прочтит е моли тв ы так , ка к он и исходят и з ва ш е й ду ш и .
П уст ь и н е ка ж д ы й раз , н о пр и случа е совер ш айт е нама з в крупн ы х и величественн ы х м ечетях . В ы увидите , чт о попал и совсе м в ино й мир , где ва с переполняе т счасть е и покой .
Н Е ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ДУ'А
И ЗИКРАМИ ПОСЛЕ НАМАЗА
Н екотор ы е л ю ди , посл е тог о ка к совер ш а т на м аз , заб ы ва ю т пр о мольбу, отдаляю тс я о т об щ ени я с А ллахом. М е ж д у те м ду'а и зикры, упо мин ани я
229
Аллаха и обра щ ени я к Нему, очень ва жн ы и полезны, особенно посл е утреннег о нама за .
В свое й книг е Кимийа-и С а 'адат-и абади («Ал хи ми я В ечног о С частья» ) , котору ю з намени т ы й м усуль м анский учен ы й има м Абу Х а ми д ал-Газали
написа л дл я таки х простых , ка к м ы с ва ми , л ю дей , о н да л примерно е расписани е дн я — распорядо к вирдов — дл я тог о чтоб ы с м акси м ально й пользо й сов м естит ь зе мн у ю жи з н ь с подготовкой к жи з н и загроб ной . Н адее м ся , мно ги е и з ва с воспользу ю тс я его совета ми .
|
|
О ВИРДАХ, или РАСПОРЯДКЕ ДНЯ
Знай , чт о человек а отправил и в это т ми р отчу ж дения , ми р вод ы и зе мли , дл я торгов ли . К а к ж е иначе , вед ь ду ш а ег о относитс я к Вы с ш е м у мир у , оттуд а он а при ш л а и туд а он а вернется .
Н ачальн ы м капитало м в это й торговл е дл я не г о являетс я ег о жи з нь . Э то т капита л посто янн о портится , и есл и о н н е буде т получат ь с не г о прибыл ь ка ж до е м г новенье , о н ока ж етс я
в уб ы тк е и погибнет . Во т почем у В сев ышни й сказа л эт и и подобны е аят ы ( 103 : 1 -3) :
Клянусь предвечерним временем! Воистину, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали...
230
Ч елове к подобе н торговцу , чьи м капитало м являетс я ле д и котор ы й продае т ег о в са мы й разга р лета , крича : «Эй, м усуль м ане , с ж альтес ь на д те м , че й капита л тает !»
Точ н о та к ж е капита л жи з н и вс е вре м я та ет , вед ь состои т о н и з считанн ы х м г новений , о котор ы х з нае т В сев ышний . Во т почем у те , кт о поня л эт у опасность , следил и з а ка ж д ы м м гно вение м свое й жи з ни . Он и з нали , чт о ка ж до е м г новени е — ж е мч у жин а , н а котору ю можн о купит ь счастье , которо й можн о в ы ловит ь до
|
|
б ы чу , и посем у творил и боль ш е благи х дел , че м те , чьи м капитало м являетс я золот о и серебро . Он и расходовал и сво и дн и и ноч и н а добр ы е дел а и ка ж дом у дел у отводил и определенно е вре мя , устанавлива я распорядо к дн я дл я бо гослу ж ений .
О снов а ж е этог о распорядк а закл ю чалас ь в то м , чтоб ы н е у ш л о даро м н и м г новения , та к ка к он и з нали , чт о в ышн ег о счасть я достигне т тот , кт о уйде т и з этог о мир а , покоренны й л ю бовь ю и дру ж бо й к В сев ышн е м у . Д ру ж б у ж е нево з можн о снискат ь бе з постоянног о упо мин ания ,
а л ю бов ь нево з можн а бе з познания , познани е
ж е нево з можн о бе з разм ыш ления .
Та к чт о постоянств о упо мин ани я А ллах а и разм ыш лени я явля ю тс я зарод ыш е м счастья .
О тка з о т плотски х страсте й и похотей , от
ка з о т бли жн ег о мир а и грехо в нуже н дл я того ,
|
|
231
чтоб ы освободит ь себ я дл я упо мин ани я А ллах а и разм ыш ления .
П остоянств о упо мин ани я А ллах а закл ю чаетс я в дву х путях :
П ерв ы й пут ь — говорит ь постоянн о сердце м ,
а н е яз ы ко м — «Аллах,! Аллах!», боле е того , да ж е и н е сердце м , та к ка к в это м буде т принимат ь участи е плотска я ду ш а . Н ад о тольк о постоянн о пребыват ь в состояни и свидетельств а А ллаха , так , чтоб ы н и н а ми г н е отвлекатьс я н а другое . Н о эт о очен ь труд н о и тя ж ело , почт и неисполни мо . Н е у ка ж дог о ест ь сил ы добитьс я того , чтоб ы сердц е б ы л о постоянн о посвя щ ен о одно й ве щ и
и пребывал о в одно м состоянии , и эт о буде т казатьс я уто ми тель ны м дл я народа .
( В торо й путь ) П оэтом у эт о за м енил и н а други е вид ы упо мин ани я А ллаха :
О ди н ви д — тело м , а эт о нама з .
Д руго й ви д — яз ы ком , а эт о чтени е К оран а и ду'а.
Трети й ви д — сердце м , а эт о разм ыш ление . Э т о нужно , во-перв ы х , дл я тог о чтоб ы упо мин ани е эт о н е оказалос ь уто ми тель ным , иб о та к т ы постоянн о за нимае ш ьс я други м делом , а в с м ен е одног о состояни я други м ест ь успокоени е и удовольствие , и во-втор ы х , дл я тог о чтоб ы к о вре м ени , когд а нужн о обя затель н о в ып олнит ь мир ски е нужды , челове к
б ы л чист .
232
С ут ь ж е состои т в то м , чт о есл и челове к и н е посвя щ ае т всег о своег о вре м ен и дела м тог о мир а ,
т о пуст ь трати т н а эт о боль ш у ю част ь вре м ени , даб ы ча ш а весов , посвя щ енна я благи м делам , б ы л а полнее . Е сл и ж е челове к буде т посвя щ ат ь половин у вре м ен и бли жн е м у мир у и дозволенн ы м удовольствия м , а втору ю половин у дела м вер ы ,
т о перва я ча ш а весо в перевесит , та к ка к е й буде т помогат ь на тур а человека . В ед ь в о все х мир ски х дела х закл ю чаетс я стре мл ени е на тур ы человека , за ня ти е ж е сердц а делам и вер ы происходи т на переко р стре мл ения м на тур ы . И скренност ь пр и это м сохранит ь труд но , н о то , чт о в ып олняетс я неискренне , — бесполезно , поэтом у над о совер ш ат ь боль ш е дел , относя щ ихс я к вере , чтоб ы сред и ни х появилис ь искренни е поступки .
Во т почем у боль ш у ю част ь вре м ен и над о по свя щ ат ь дела м религии , а мир ски е дел а дол жн ы подчинятьс я им . П оэтом у В сев ышни й сказа л (20: 130 ) :
И во времена ночи прославляй Его, и посреди дня, для того, чтобы быть довольным.
И е щ е сказа л (7 6 : 25-26) :
И поминай имя Господа твоего утром, и вечером, и ночью; покло-
233
няйся Ему и восхваляй Его долгой ночью!
И е щ е сказа л (5 1 : 17 ) :
Была малая часть ночи, что они спали.
В о все м ест ь указани е н а то , чт о боль ш у ю част ь вре м ен и следуе т предават ь себ я В сев ыш нем у Бо гу , а эт о нево з можно , н е раздели в ден ь и ноч ь н а промежутк и вре м ени , та к чт о непре м енн о о б это м следуе т рассказать .
Д Н ЕВ Н Ы Е В И РД Ы
Знай , чт о ден ь вкл ю чае т пят ь вирдоъ.
У ТРО— о т ЗАРИд о РАССВЕТА
П ерв ы й и з вирдов — вре м я о т рассвет а д о восход а солнца . Э т о — велико е вре мя , та к ка к В сев ышни й напоминае т о б это м вре м ен и в клятвах , говор я (8 1 : 18 ) :
(Клянусь) и зарей, когда она дышит.
и е щ е ( 113 : 1 ) :
С кажи: прибегаю я к Господу рас
света.
234
и е щ е ( 6 : 96 ) :
О н выводит утреннюю зарю.
В с е эт о говори т о рассвете . Н ад о следит ь з а ка ж д ы м свои м д ы хание м в эт о вре мя . К огд а челове к просыпается , о н дол ж е н сказать :
А л-хамд у ли-ллахи-ллаз й ахйан а ба ' д а м а а м атан а в а илайхи-н -
нуп гур .. .
Хвала Аллах.у, который оживил нас после того, как мы умерли, к Нему — наше возвращение!
д о конц а это й ду'а, зате м одетьс я и вс е сво е вре м я посвятит ь ду'а и зикру. В о вре м я одева ни я следуе т имет ь намерени е скр ы т ь сра мны е част и тела , повинуяс ь повелени ю , и остерегатьс я показух и и в ы соко м ерия .
П ото м нужн о пойт и в туале т и войт и туд а с лево й но ги . П ото м совер ш ит ь омовени е и почис тит ь зуб ы мисвакоы, с о все м и полага ющ имис я ду'а и зикрами, ка к о б это м написан о в ыш е .
П ото м над о прочитат ь дом а утренни й на - маз-суннат и пойт и в м ечеть , потом у чт о та к поступа л П осланни к А ллах а П осл е утреннег о нама за-су нна т а над о вспо мни т ь и прочитат ь
235
т у моли тву , о которо й поведа л И б н ' Абб а с
так , ка к м ы привел и е е в книг е Хидайат ал- Бидайат.
В м ечет ь следуе т идт и спокойн о и войт и в не е над о с право й но ги , сказа в пр и это м ду'а вхо ж дени я в м ечеть . С ледуе т постаратьс я встат ь
в перво м ряду . Та м над о прочитат ь утренни й нама з- сунна т . Е сл и ж е о н у ж е прочита н до м а , над о прочитат ь нама з приветстви я м ечет и (тахийат) и подождать , пок а н е соберетс я джама'ат, чита я истигфары и тасбихи..
П осл е тог о ка к прочита н обязательн ы й нама з , следуе т подождат ь в м ечет и д о восход а солнца , та к ка к П осланни к А ллах а говорил :
« С идени е в м ечет и д о те х пор , пок а н е взойде т солнце , мн е нрави тс я боль ш е , че м освобо ж дени е чет ы ре х рабов» .
Д о те х по р пок а н е взойде т солнце , над о за ни м атьс я чет ы рьм я ве щ а ми : ду'а; прославление м А ллаха ; чтение м К орана ; разм ыш лением .
П осл е тог о ка к челове к произнесе т привет
стви е нама за , пуст ь ска ж ет :
236
О Аллах, Ты есть Мир, от Тебя исходит мир и к Тебе возвращается мир. Воскреси же нас в мире и введи нас в О битель мира, Господи! Благо- славен Ты, о О бладатель Могущест ва и Щ едрости!
и припомни т ду'а и з книги . П осл е тог о ка к о н зако нчи т моли тв ы , пуст ь приметс я з а про славлени я А ллах а — тасбихи и тахлили. П уст ь ка ж д ы й и з ни х о н произнесе т п о ст о ра з ил и п о се м ьдеся т раз .
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!