V. Финал симфонии № 9 Л. Бетховена - прослушивание, разбор



- Какую симфонию Л. Бетховена вы слушали на последних уроках? (Симфонию №3 — «Героическую».)

- Какие части этой симфонии вы слушали? (Медленную — по­хоронный марш — и финал.)

- Попробуйте угадать, почему финал Симфонии № 3 - «Ге­роической» называют «праздником мира»?

Современники не понимали музыку композитора, она каза­лась им странной, как и сам Бетховен, - непричесанный, с льви­ной гривой волос, со взглядом исподлобья.

Бетховен жил в то время, когда по Европе прокатилась волна революций. Бедные люди, ремесленники и рабочие, восставали против нечеловеческих условий существования, требовали для всех равных прав. Первой революционной победой стала Париж­ская коммуна. Именно тогда возникли лозунги: «Свобода! Равен­ство! Братство!» Увлеченный идеями французской революции, Бетховен при­нял предложение написать произведение, где звучали бы призывы к борьбе. И он написал такую вещь — Симфонию № 9, это была последняя симфония, которую он успел завершить.

Призыв к равенству, свободе, братству идеально вопло­щен в финале Симфонии № 9. Мы привыкли, что симфония создается как инструментальное произведение, ее исполняет симфонический оркестр. Но Симфония № 9 Бетховена необыч­ная — в ней поют! Для ее финала Бетховен использовал текст оды немецкого поэта Ф. Шиллера «К радости». Текст оды «К ра­дости» поется солистом и хором. Это первый в мире образец, когда человеческий голос был использован в симфонии наряду с оркестром.

Правда, ранее Бетховен уже делал переложение этой оды на музыку, и другие композиторы к этому тексту также обраща­лись. Когда юный Бетховен познакомился с одой Ф. Шиллера, то решил обязательно написать для нее музыку. Но стихи пока­зались ему очень трудными. Он размышлял так: «Стихи Шиллера очень трудны для музыканта. Но музыкант должен уметь взлететь гораздо выше поэта». Потребовалась вся жизнь Бетховена, все его мастерство, чтобы через 30 лет он все-таки создал музыку, которая превзошла бы поэзию.

В своей оде поэт Ф. Шиллер призывал людей к единству: Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звездною страною, Мир любовью озарен.

Эти стихи сразу стали популярными, они разошлись по все­му миру. Ранее ода Ф. Шиллера называлась «К свободе», но поэ­та заставили изменить название на более нейтральное - «К ра­дости».

Финал Симфонии № 9 построен на контрастах и мощном развитии музыки. Он состоит из двух частей - оркестровой и хо­ровой. В хоровой части звучат формы вариаций, рондо, фуги. Запишите в тетради название отрывка, который вы послушаете: «Финал Симфонии № 9 Л. Бетховена на слова оды Ф. Шиллера "К радости"».

(Прослушивание финала Симфонии № 9.)

— Чем сразу поражает человека эта музыка? (Мощью, силой, упорством.)

— Соответствуют ли эти качества характеру самого компози­тора? (Да.)

— Какое несчастье произошло с Л. Бетховеном? (Он потерял слух.)

- Отразилось ли это несчастье на гениальной музыке, кото­рую он создал? (Нет.)

Призыв к борьбе звучит во многих произведениях Бетховена. Он доказывал собственную непокорность судьбе, сопротивлял­ся болезни, требовал независимости музыканта от аристократов. Этот вольный дух свободы отчетливо слышится в последних со­чинениях Бетховена. Симфония № 9 является одним из наибо­лее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром композитора, который создал его, когда уже был совершенно глухим. Свой лозунг в творчестве Бетховен сформулировал так: «Музыка должна высекать огонь из груди че­ловеческой».

Послушайте еще раз слова, которые исполняются в финале Симфонии № 9 Л. Бетховена.

(Педагог читает отрывок оды Ф. Шиллера «К радости» в пе­реводе И. Миримского.)

Солист.   Радость, пламя неземное,

Райский дух, слетевший к нам,

Опьяненные тобою,

Мы вошли в твой светлый храм.

Ты сближаешь без усилья

Всех, разрозненных враждой,

Там, где ты раскинешь крылья,

Люди — братья меж собой.

Хор.          Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Там, над звездною страною, —

Мир любовью озарен.

Послушайте отдельно лейтмотив этого хора.

(Педагог исполняет лейтмотив хора, школьники его повто­ряют.)

Расскажите о характере лейтмотива. (Ответы учащихся.)

Мелодия здесь очень простая, в ней всего 5 звуков. Но, не­смотря на ее лаконичность, мы слышим в ней огромную энер­гию, активное и волевое движение вверх. Очень выразительным получился повтор последнего звука в конце фразы, создав ее уве­ренное завершение. Мелодия создана в мажорном ладу, который подчеркивает ее яркость, эффектность. Эта тема звучит в финале симфонии по-разному: то как ликующая песня, то как светлый гимн радости, то как праздничный марш, изображая картину тор­жества всего человечества. — Какую музыкальную тему вы сейчас разучили и спели? (Фи­нал Симфонии №9 Л. Бетховена на оду Ф. Шиллера «К радо­сти».)

К чему призывает музыка этой симфонии? (К борьбе челове­ка с жизненными трудностями, к объединению жителей всей Земли.)

VI. Разучивание новой песни

Чтобы ожидание лета стало еще более приятным, разучите песню, в которой рассказывается о прогулке в лес — за поспеваю­щей там земляникой.

(Прослушивание песни «Земляничка» композитора В. Герчик.)

— Каким был характер песни?

— Какой была музыкальная форма песни? {Одночастной — запев с повторением последних строчек.)

— Мелодия песни была плавной или скачкообразной? (Плавной.) Запишите в тетрадях ее название и композитора: «"Землянич­ка", композитор - Вера Герчик».

(Педагог знакомит учащихся с 1 -м куплетом, слова С. Выше­славцевой.)

Солнце жарко пригревает

Возле просеки лесной.

Земляничка здесь мелькает,

Прячась в зелени густой.

Здесь мелькает, там мелькает,

Прячась в зелени густой.

(Проводится разучивание 1-го куплета, после чего педагог демонстрирует мелодию куплета и школьники исполняют его в рабочем темпе.)

Эта песенка довольно простая для вас, поэтому сегодня же разучим слова 2-го куплета.

Чуть рукой раздвинешь травы —

Вот еще и две, и три!

И налево, и направо,

Сколько ягод, посмотри!

И налево, и направо,

Сколько ягод, посмотри!

(Школьники исполняют 2-й куплет.) Объединим оба куплета.

— Скажите, каким будет здесь дирижерский жест? (Плавным, растянутым, вертикальными)

(Проводится исполнение песни с дирижированием.) Чтобы вам было интереснее исполнять песню «Земляничка», введем в каждом ее куплете игровой момент. При повторении по-

следних строчек на слова «и налево, и направо» надо будет делать легкие наклоны в стороны, как будто вы наклоняетесь к кустикам земляники, чтобы разыскать ягодки.

(Педагог показывает, как надо правильно делать наклоны.) Песня начнется с инструментального вступления, которое дирижируется одной рукой. Такие же проигрыши будут после каждого куплета.

(Педагог назначает дирижеров на каждый куплет, песня ис­полняется с игровыми поклонами.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!