VII. Разбор динамики «Романса»
— Что такое музыкальная динамика? (Сила звука.)
— Какие вы знаете основные обозначения музыкальной динамики? (Форте и пиано.)
— Кто может записать на доске обозначения форте и пиано? (Школьники записывают обозначения: f — форте и р — пиано.)
— В музыкальных обозначениях динамики есть еще слово «меццо», что означает «не очень». Как его записать правильно? (т.)
— Какие обозначения динамики можно записать с этим словом? (Не очень громко — mf— и не очень тихо — тр.)
— Какие еще существуют обозначения динамики? (Фортиссимо — очень громко(Ц), пианиссимо — очень тихо (рр).)
— В какой динамике начинался «Романс»? (Пиано.)
— Как изменилась динамика при повторении темы? (Стала меццо пиано.)
— В последующем повторении звучание усилилось. Какой стала динамика? (Меццо форте.)
— Какой стала динамика в вариации, где главную тему исполняла труба? (Форте.)
— В какой динамике заканчивается «Романс»? (Пиано или пианиссимо.)
Видите, какое богатое динамическое разнообразие в музыке композитора. В «Тройке» симфонический оркестр с помощью динамики нам нарисовал несущуюся тройку, а в «Романсе» рассказал историю человеческих судеб.
VIII. «Утро» - повторение
(Школьники слушают пьесу Э. Грига «Утро», делают разбор произведения и исполняют вокально лейтмотив.)
Пьеса композитора Э. Грига «Утро» входит в его музыкальную сюиту, которая называется по имени главного героя — «Пер Гюнт». Пер Гюнт уплывает из своего родного города в поисках счастья. Посмотрите, на доске размещены картины, на которых изображен восход солнца. Э. Григ хотел показать, как восходит солнце на море, как оно появляется из-за линии горизонта. Поэтому, может быть, и музыка здесь немного напоминает покачивание морских волн.
|
|
Завершая разговор о вариациях, я хочу напомнить, что в прошлом году вы слушали хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В хоре звучали три куплета, мелодия в них не менялась, но менялось музыкальное сопровождение симфонического оркестра. Это и были вариации.
IX. Вокальная импровизация
(Школьники повторяют текст для вокальной импровизации «Считалка», разученный на прошлом занятии. После этого знакомятся со второй частью «Считалки».)
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню.
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!
(Школьники показывают свои варианты исполнения всего текста.)
X. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»
1. Что важнее в песне и романсе — слова или мелодия?
2. Приведите примеры произведений в форме вариаций.
XI. Рефлексия
— Бывают ли песни и романсы, в которых нет слов, а есть только одна музыка?
|
|
— С каким произведением в форме вариации вы познакомились сегодня?
— Дайте определение слова «вариация».
— Как изменялась динамика главной темы в «Романсе»? (От пиано к форте и снова к пиано.)
— Как еще изменялась главная тема? (Ее исполняли разные инструменты симфонического оркестра.)
— Можно ли назвать «Романс» лирическим произведением? (Можно, так как в этой музыке говорится о переживаниях и чувствах.)
XII. Контрольный момент «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты следующих произведений, школьники отгадывают их названия:
• «Звонче жаворонка пенье» Н.А. Римского-Корсакова;
• «Тройка» Г. Свиридова;
• «Романс» Г. Свиридова.)
XIII. Выход из класса под музыку
Школьники покидают класс, исполняя лейтмотив пьесы Э. Грига «Утро».
Тема: Утро.
Цели: работать над художественным исполнением песни; провести анализ вариативного изменения пьесы; сопоставить динамику пьесы с развитием сюжета литературного первоисточника; познакомить с новой музыкальной формой, с термином «рондо», с концертной формой работы на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять метроритмические движения; упражнения по развитию дикции; характеризовать разные музыкальные жанры; различать виды музыкальных форм.
|
|
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под пьесу «Утро» Э. Грига, выходят из него после урока под песню «Птичий рынок» композитора Г. Гладкова.
Оформление доски: репродукции картин с изображением осеннего пейзажа; картины или фотографии с изображением Москвы; портреты П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г, В. Свиридова, Г.И. Гладкова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра и шумовых инструментов; рисунки с изображением животных; концертная афиша с названием «Вечер русского романса».
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Учащиеся повторяют распевания на начальные такты произведений «Родина» и «Утро». Затем проводятся ритмический диктант и психологическая настройка по модели предыдущих уроков.
Разучивается скороговорка:
Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
Текст разучивают по строчкам сначала в среднем темпе, потом скороговорку произносят всем классом и индивидуально в быстром темпе с отчетливой артикуляцией.)
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1014; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!