IV. Романс «Звонче жаворонка пенье» - повторение



(Школьники слушают романс Н.А. Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье», проводят разбор средств художественной выразительности.)

Романс «Звонче жаворонка пенье» композитор Н.А. Римский-Корсаков включил в музыкальный цикл, который назвал «Весной».

Когда вы изучали, что такое романс, то узнали: форма роман­са более сложная, чем форма песни, поскольку композитор ста­рается музыкой передать почти каждое слово текста. Например, если в стихах говорится о птичке, то музыка передает ее пение или трепет крыльев.

В романсах цикла Н.А. Римского-Корсакова «Весной» му­зыка тоже очень чутко следует за текстом. В книге «Летопись моей жизни» композитор пишет: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить  у меня чисто вокальною...

Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочине­нии мелодии».

Романс «Звонче жаворонка пенье» передает душевный порыв человека, его стремление к счастью, радость жизни. Мы с вами отмечали, что партия сопровождения здесь похожа на взмахи птичьих крыльев. А еще такой аккомпанемент словно переда­ет взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную мелодию.

Сейчас за окнами осень, холодная и сырая. Но стоит послу­шать весенний романс Н.А. Римского-Корсакова «Звонче жаво­ронка пенье», как наше настроение сразу улучшается, а на лице появляется улыбка. Вот как благотворно может воздействовать на человека хорошая музыка!

— Какими словами можно назвать самые лучшие произведе­ния искусства? (Жемчужины, шедевры.)

V. Повторение пройденного материала

— Из каких двух важных компонентов состоит песня? (Из слов и музыки.)

— Из каких двух важных компонентов состоит романс? (Из слов и музыки.)

— Что важнее в песне и романсе — текст или музыка? (Музыка.) Слова без музыки остаются только словами. А песня или ро­манс могут состоять из одной музыки, без слов. Значит, в песне и романсе музыка важнее. Сейчас вы познакомитесь с таким ро­мансом без слов. Он сочинен композитором Георгием Свири­довым.

(Педагог показывает портрет композитора.)

С музыкой Георгия Свиридова вы уже знакомы: в прошлом году вы слушали его произведение «Тройка», и оно вам очень нравилось.

— Что означает слово «тройка», кроме школьной оценки? (Это три лошади в одной упряжке.)

Вот как писал о русской тройке один поэт:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт.

Колокольчик, заливаясь,

Утомительно звенит.

П. Вяземский

Давайте послушаем пьесу «Тройка» композитора Г. Свиридова еще раз. Вы знаете, что музыкальное искусство интересно тем, что может передавать развитие события во времени. Сейчас прозву­чит музыка, в которой композитор передает движение русской

тройки — стремительный бег коней по заснеженному поли, звон колокольчиков под дугой. Послушайте главную мелодию этого произведения. (Педагог исполняет отдельно лейтмотив пьесы.) Помните, вы напевали этот мотив на слова «Тройка мчится и скачет».

(Школьники повторяют слова и напев мелодии.)

Вот и сейчас, слушая музыку, попробуйте снова негромко напеть главную музыкальную тему с этими словами.

Обратите внимание на то, как композитор выстраивает динамику своей пьесы. Сначала идет тихое музыкальное вступление, как будто тройка коней только показалась вдали. Потом звучание постепенно усиливается, словно кони приближаются к нам. И вот  уже звучит весь оркестр целиком, будто красавцы кони промчались совсем рядом.

(Прослушивание пьесы Г. Свиридова «Тройка».)

— В какой динамике начиналось это произведение? (

— Как потом развивалась музыка? (Усиливалась, стало  громче, звучали разные группы инструментов оркестра)

— Как композитор показал, что тройка коней пронеслась  мимо нас и постепенно скрылась? (Затиханием музыки)

VI. Г.В. Свиридов «Романс» - слушание, знакомство, разбор

Сегодня вы услышите еще одно произведение композитора Г. Свиридова, оно называется «Романс». Обратите внимание  на важную деталь. Произведения «Тройка» и пьеса «Pоманс» создавались композитором для одной сюиты, которая называется «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"».

В повести А.С. Пушкина «Метель» рассказывается о любви девушки Маши и бедного военного по имени Владимир. К сожалению, родители Маши были против того, чтобы они поженились  а потом Владимир ушел на войну и погиб. Но повесть все же заканчивается хорошо. Когда вы станете старше, то обязательно  прочитайте.

А сейчас запишите в тетради название музыкального произведения и фамилию его автора: «"Романс", композитор Г. Свиридов».

Прежде чем вы начнете слушать это произведение, я вам  раскрою небольшой секрет: пьеса «Романс» написана в форме вариаций.

— Что такое вариации? (Музыкальная форма, в которой тема излагается повторно, но с изменениями.)

Какие могут быть изменения могут быть в главной теме?

- Почему композитор назвал это произведение словом «ро­манс»? (Его мелодию можно спеть.)

Давайте все вместе попробуем спеть главную тему на слова: Споем романс, Споем все вместе мы. (Педагог исполняет главную тему пьесы, школьники вока­лизируют ее.)

Вы проверили, можно ли эту мелодию спеть, и оказалось, что можно. Не зря композитор назвал свою пьесу «Романсом»: у него получился настоящий романс без слов.

- Кто исполнял произведение? (Симфонический оркестр.)

- В какой форме написано это произведение? (В форме ва­риаций.)

- Как вы узнали, что звучат вариации? (Повторялась одна и та же тема, только в разных вариантах.)

- Как начиналось звучание этого произведения? (Тихо, одно­голосно.)

Во втором звучании этой темы к основному голосу присо­единялся второй голос, потом - целый оркестр. А в 4-й вариации главную тему исполняла труба.

- Как звучала пьеса, когда главную тему исполняла труба? (Громко.)

Вы немного познакомились с героями пушкинской повести «Метель» и знаете, что с ними произошло. Можно представить себе, что «Романс» также говорит о содержании повести с помо­щью средств музыкальной выразительности.

Судите сами:

• 1-й куплет поет один голос, возможно, его исполняет Маша — героиня повести;

• 2-й куплет поют два голоса, можно вообразить, что к Маше присоединяется голос ее любимого молодого человека — Владимира;

• в 3-м куплете, где звучит весь оркестр, музыка становится трагической, это говорит нам о том, что влюбленные не мо­гут соединить свои судьбы.

- Как вы думаете, почему в 4-й вариации главную тему ис­полняет труба? Что хотел показать композитор?

Труба — военный инструмент, трубачи всегда сопровождали в дорогу войска, трубили тревогу, когда надо было вступать в бой.

Так почему в этом лирическом, тихом произведении вдруг появилась партия трубы? (Она показывает, что главный герой ушел в военный поход.)

В какой динамике заканчивается пьеса «Романс»? (Тихо.) Главную тему вновь печально исполняет один голос, девушка остается одна.

— Какой была главная тема пьесы по характеру? (Певучей, гиб­кой, протяжной, плавной, минорной, легатной, взволнованной, мягкой.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 4119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!