Митрополит Кирилл (годы управления митрополией: 1249-1281).



Лекция 2. История РПЦ. Период татаро-монгольского ига в истории РПЦ.

Разбирается синхронистическая таблица.

888 – 20-30 е гг. XIII в. – до монгольский период.

Взаимодействие с гос-вом.

Государство поддерживает Ц., в т.ч. материально (десятина). Ц. находится в некотором союзе с государством. Ц. сотрудничает с гос-вом, но имеет некоторую свободу от гос. власти, т.к. она управляется из Константинополя. Ц. поддерживает гос-во тем, что призывает народ к покорности властям.

В это время князья уже пытаются влиять на церковную иерархию предлагая своих кандидатов в епископы.

Церковное управление.

Патриарх Константинопольский

Русский митрополит (грек)

Епископы (поставляет митрополитом, может быть кандидат князя)

Городское и сельское духовенство (избираются общиной и утверждаются епископом, черное духовенство (иеромонахи))

 

Миссия и катехизация.

До крещения Руси создавались катехизические центры с греками. После крещения появились миссионеры-катехизаторы, которые готовили к крещению отдельные народности (свт.Леонтий Ростовский).

Духовное просвещение.

При монастырях, храмах, епископских домах открывались школы начального духовного образования и библиотеки. Большую роль в это время сыграли князь Владимир святой, кн. Ярослав Мудрый и при Киево-Печерском монастыре Феодосий и Антоний Печерские. Борьба с язычеством.

 


Тема. РПЦ в период татаро-монгольского ига. 30-е гг. XIIIв. – кон. XIVв.

Положение РПЦ в этот период и церковно-государственные отношения.

Основные направления духовной жизни – подвижничество (создание монастырей). Просвещение. Православное миссионерство. Итоги.

Христианство принято на Руси в основном в центральных областях. Но «Русь была крещена, но не просвещена». (Лисков). Поэтому ещё процветают разбои, грабеж, убийства, междоусобные войны.

К XIII в. Русь ослаблена междоусобными войнами, и отсутствием нравственного дух.единства. Это послужило тому, что Русь была завоевана Ордой. Русь вошла в состав Сарайского ханства (1242 г.). Путь «Из варяг в греки» был нарушен. Связь с Константинополем теряется. Русь становится буферной зоной между востоком и западом. Также с Запада осуществляются крестовые походы, побоища (Ледовое) и т.д. Народ подавлен.

Положение РПЦ.

В Орде была идеология веротерпимости, поэтому те, кто служит Богу – совершают нужное и священное дело, и народ приводят к этому. Поэтому их нужно уважать, почитать, и ни в коем случае за верну не гнать и не притеснять. Более того им нужно давать возможность священнодействовать, чтобы они приводили людей к Богу, т.к. Бог учит людей покорности властям. Идеология держалась на том, чтобы слушаться властей. Поэтому священнослужителей и их помощников освобождали от всех тех тягот, какие несли обычные люди (от дани, имели охранные грамоты – ярлыки). Церковные люди, в т.ч. и крестьяне освобождались от рабства. Они судились только церковным судом и не могли быть уведены в плен. Также священников не включали в перепись населения. В 1261 г. митрополит Кирилл получает в Орде ярлык на управление русской церковью. И в Сарае создается епархия (Сарайская епархия). Известно, что монгольской женщине можно было выходить замуж за христианина, и христианину жениться на монгольской женщине. Есть свидетельство, что кто-то из ханской среды крестился, и даже Кирилл поставил в Сарае епископа.

В 1257 г. Ордой было принято мусульманство. Факты мученичества только при неподчинении властям, мучеников за веру не было.

Положение Ц. при Орде давало ей действовать свободно, и это было использовано для помощи русскому народу. Церковная иерархия понимала свою ответственность не только за церковь, но и за Русь.

 

Деятельность русских церковных иерархов.

Митрополиты в это время в основном русские, и как правило ставленники русских князей или приемники митрополитов. При этом всегда стараются, чтобы Константинополь утвердил это. Связано с политическими причинами.

1. Позиция Константинополя тоже ослаблена из-за крестовых походов.

2. Чтобы не спорить с Ордой и не создавать дополнительных проблем решения принимались соответственные.

3. Т.к. связь с Византией прервалась, то русская власть стала меньше оглядываться на Византию, и стала свободнее в церковных делах, т.е. в поставлении церковных иерархов.

Русская иерархия теперь больше обращена к русской власти, и русские князья стараются поставить своих иерархов, чтобы была большая связь, большая сплоченность между гос-м и Ц.

Постепенно происходит перенос церковного центра на Руси. В Киеве была Киевская митрополия и киевский митрополит, который управляет русской церковью. К кон. XIIв. в результате борьбы князей друг с другом складываются два сильных гос-ных центра: Галицко-Волынский (юго-западный, сюда вх. и Киев – Галия, Волынь, Чернигов) и Владимиро-Суздальский (северо-восточный – Тверь, Владимир, Суздаль, Москва).

После нашествия монголо-татар и в связи с разорением Киев становится более мелким городом, управляется боярином. Но резиденция митрополита сохраняется в Киеве.Так и звучит – митрополит киевский и всея Руси.

Князья этих центров связаны с церковными иерархами, и претендуют не только на сильную гос. власть, но и на церковную. У них были свои епископы, поэтому каждый центр пытается свою церковную власть установить.

Владимиро-Суздальская часть стремится больше к созданию сильной власти в центре. Центром в это время виден г. Владимир. А князья Галицкие больше тяготеют к Польше и Литве, и не хотят быть под северо-восточным центром, а в дальнейшем им не захочется зависеть от Москвы. Русские митрополиты этого периода участвуют в этой борьбе, им приходится в ней участвовать.

Они не могут просто так взять, и отделиться.

Митрополит Кирилл (годы управления митрополией: 1249-1281).

Родом он с Волыни. Ставленник Галицкого князя Даниила Романовича. Утвержден патриархом Константинопольским в г. Никея. Он не имел своей постоянной резиденции, а постоянно ездил по епархиям, для того, чтобы посмотреть какова там церковная жизнь. Наблюдал за тем, каковы церковные нестроения, и пытался найти пути их преодоления. Понимая раздробленность, он всё же тяготел к Владимиро-Суздальскому княжеству и поддерживал Владимирского князя. Он понимал, что именно здесь Русь строится.

В качестве причин можно выделить следующие:

1. Галицкие князья, народ и даже духовенство больше склонялись к западному католическому правлению. Митр. Кирилл это видит, и понимает, что поддержки оттуда ждать не придется.

2. Кроме того, восточное княжество имело сильную гос. позицию в это время, и больше заботилась о целостности государственной. Поэтому Митр. Кирилл их поддерживал, а особенно А. Невского. В 1252 г. А. Невский получил ярлык на ВК во Владимирском княжестве, а митрополит его поддержал и благословил. В 1261 г. Кирилл учредилСарайскую епархию, поставил там епископа Митрофана и получил ярлык на управление русской церковью (его признала Орда, он был как князь, но только в церкви). 

Митр. Кирилл в 1274 г. был собран первый церковный собор в г. Владимире – Владимирский собор. На этом соборе был поставлен епископ – Серапион Владимирский. Он составил целый ряд церковных слов и поучений, и они характеризуют нравственное состояние русского народа в татаро-монгольский период. Владимирский собор в попытках устранить церковные нарушения и нестроения, принял ряд постановлений, опираясь на греч.книгу «Номо канон» (на Руси – кормчая книга) – собрание постановлений и канонов. Может быть, Кирилл приурочил этот собор к заключению Лионской унии (Католическо-православное соглашение, униат – это тот, кто может совершать весь восточный церковный обряд, но признает верховным только Папу). Уния заключалась между Константинополем и Римом.

Митр. Кирилл умер в 1281 г. и был погребен в Киеве (где митрополита погребли, там его и резиденция).

 

Митрополит Максим. Он был приемником Кирилла, много ездил по Руси и тяготел к Владимирскому княжеству, и делал всё, чтобы его укреплять. Он неофициально перенес свою резиденцию во Владимир. Максим считается митрополитом Киевским с резиденцией в Киеве (по мнению Константинополя), но по факту резиденция была во Владимире (1299 г.).

Константинополем была утверждена митрополия во Владимире только в 1354 г.

Можно сделать вывод, что русский митрополит официально поддерживает Владимирское княжество, уже даже не согласовывая с Константинополем.

В это время князья Галицко-Волынского княжества также борются за власть.

 

Митрополит Петр (1303-1326). Тоже родом с Волыни. И он был послан в Константинополь как кандидат Галицого княжества. Но был ещё другой кандидат, который был ставленником митр. Максима и его поддерживала Тверь.

Петр, утвержденный Константинополем, приезжает в Тверь, но тут его не очень хорошо встречают. Он не нравится тверскому князю, ему предъявляют ряд обвинений, собирается собор на церковный суд. Петр был оправдан, и за него заступился московский князь Юрий Данилович. Это конечно имело политические мотивы. Москва боролась с Тверью. Петр стал митрополитом на законном основании и стал помогать московскому князю и его возвышению. Это привело к совершенно реальным действиям и последствиям.

Тверской князь выступает с войском на Москву, и митр. Петр в 1311 г. отлучает его от церкви, от причастия и церковного общения.

Петр также много ездил по епархиям, но также и много жил в Москве у Юрия Даниловича и Ивана Даниловича Калиты. Петр также имел ярлык на управление митрополией. В 1321 г. Иван Калита получает ярлык на ВК. А в 1326 г.Иван Калита строит Успенский собор, где похоронили митрополита Петра, и поэтому резиденция переносится в Москву. В 1330 г. Петр был канонизирован. 

Митрополит Феогност. Был после Петра. Он подготовил себе приемника – митрополита Алексий.

Митрополит Алексий (Бяконт) (1353-1378).Он из знатного боярского рода, и был крестником Ивана Калиты. Алексий был утвержден в Константинополе. И его предупредили, что впредь будут ставить греков ибудут следить за РПЦ. Алексий – митрополит Киевский. Он также был погребен в Успенском соборе и скоро канонизирован. В 1354 г. митрополия была перенесена во Владимир. Реально митрополит он московский и живет он в Москве. Алексий – опекун при князе Дмитрии Ивановиче Донском. Митрополит Алексий становится реальным политическим деятелем, так как князь был ещё маленьким. При митр. Алексии митрополия была единая. Авторитет его был очень высок. Основная его заслуга – укрепление московского княжества, и впоследствии предпосылки для создания московского гос-ва.

Алексий видел своим преемником Сергия Радонежского, но преподобный отказался. Константинополь предлагал своего ставленника – будущего митрополита Киприана (1381 г.). У Дмитрия Донского был свой человек, но он не понравился даже митр. Алексию. Начался конфликт. Д. Донской не принял Киприана, и практически его изгнали из митрополии. Вскоре умирает кандидат Д.Донского. В это время ставят нового блюстителя, пока нет митрополита, но он вскоре также умирает.

Митрополит Киприан. Онзанимает своё место после смерти Д. Донского с 1390 г., и по 1406 он управляет русской церковью. Митр. Киприан занимался переводами книг и исправлениями. Вводит в Устав новые правила богослужения – последования, которые служили в Великой Софии в Константинополе, которые были для мирян. Но они не прижились. 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!