Последствия подавления инициативы
Повторю: то, как человек сформирует себя, зависит не только от того, что ему предлагается, но, во-первых, от того, как он умеет выбирать!
Именно поэтому подавление инициативы (а с нею и навыка выбирать), особенно в детстве, делает освоение культуры, формирование зрелого нравственного чувства вообще невозможным!
Оставляет человека невключенным в свою общественную среду[121](9), одиноким среди людей, отгороженным от них, «дрессированным Маугли»[122] (16).
Это предопределяет неприспособленность, беспомощность и болезнь.
Но человек в своем самостроительстве зависим и от того, что ему предлагается.
Таким образом, отсутствие в обществе культа инициативы , отсутствие культа индивидуальности (разработанного не в лозунгах, но в мелочах осуществления) и, тем более, страх всякого «яканья», делает такое общество антагонистичным человеку, а человека оставляет инфантильным, обиженным на людей, на общество, потребителем, не участвующим в общественном процессе.
Страх инициативы затрудняет и научное творчество, всякую непоказную творческую активность, делает невозможным формирование активной жизненной позиции.
Тогда низок или против себя направлен энергетический потенциал каждого, низок или разрушителен и суммарный потенциал такого общества.
О социокультуральных нравственных стереотипах
Так Терапия поведением актуализировала вопрос о тех социокультуральных нравственных стереотипах, которые, объективно существуя в формирующей нравственное чувство человека среде, обуславливают ту или иную конкретную направленность его нравственных установок.
|
|
Так решение вопросов мотивации поведения актуализировало и совершенно по-новому повернуло проблему об общественных условиях, продуцирующих болезнь и делающих невозможным ее излечение.
По-иному встал вопрос и об условиях формирования инициативной творческой личности.
Так в системе «ПАЦИЕНТ - ЕГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - ВРАЧ» внимание к пациенту вернуло к обстоятельствам (со-циокультуральным) и потребовало сменить социальную позицию врача-терапевта на позицию врача-гигиениста.
В этой позиции и ведется дальнейшее исследование.
II. БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
НРАВСТВЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
ИНИЦИАТИВУ, СВОБОДУ, ТВОРЧЕСТВО
«Каждый из нас виноват уже тем, что живет, и нет такого великого мыслителя, нет такого благодетеля человечества, который в силу пользы, им приносимой, мог бы надеяться на то, что имеет право жить...» (И.С. Тургенев. Накануне.) - так относилась к своей и чужой жизни молодая русская женщина, религиозная дворянка на середине прошедшего века.
|
|
Из частного письма.
От бабки к внучке...
Большинству человеческих культур сотни и тысячи лет.
Они нередко вовсе не сосредоточены на интересах отдельного человека, вовсе не гуманистичны. Многие - в противоречии с реальными интересами людей. Многие неприемлемы в современных условиях.
Нередко свойственные этим культурам нравственные стереотипы поведения и переживания препятствуют человеческому самовыражению, самоосуществлению, развитию.
Во внутриличностном плане они делают невозможным полноценное самопонимание. А без понимания себя становится затруднительным и удовлетворение всего круга потребностей людей.
В социальном плане эти стереотипы становятся препятствием осуществлению задач общественного здоровья и всякого строительства.
Выявить эти социокультуральные нравственные стереотипы и обнаружить, какие из них, отвергнутые или не отвергнутые на словах, реально существуют в наших отношениях, нравах, традициях, укладах, неосознанные передаются от бабки к внучке, заражают нас, пронизывая любимые нами произведения искусства, «впитываются с молоком матери», выявить такие стереотипы кажется мне общественно важной задачей.
Назову здесь некоторые из тех неотрефлексированных (неосознанных обществом) и неизжитых нравственных стереотипов, которые в процессе Терапии поведением обнаруживались как особо трудно одолеваемые препятствия лечению и здоровью.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!