Приложение №2 Варианты сюжетно-ролевых игр



«Чай в половине двенадцатого ночи»

Эта сценка как бы продолжает канву первой сценки. Тренер выбирает из группы опять-таки двух добровольцев и сообщает сюжет: «Юноша пьет чай с девушкой у нее дома. Кроме них, в квар­тире никого нет. Юноше девушка нравится. Девушка же пока не решила, нужен ли ей этот парень. Наступил вечер, даже поздний вечер - уже половина двенадцатого ночи. Скоро перестанут ходить автобусы. На улице холодно».

Девушке и юноше опять даются противоположные инструкции. Юноше: «Попробуй остаться, все равно у нее дома никого нет и уже поздно». А девушке: «Уже поздно, наверное, его уже надо выгонять».

В этой сценке и в любой следующей тренер использует прием «запасной актер», если один из добровольцев слишком однознач­но, ригидно ведет себя в ситуации. Ситуация как бы на мгновение останавливается, быстро заменяется один из актеров, ему под­сказываются возможные варианты продолжения, да и сам «запас­ной» выбирается не случайно, а из тех подростков, которые наи­более интересно и заметно подсказывали актерам, как быть в этой ситуации, и ситуация развивается дальше.

И опять тренер даст пример и поддержит любой интересный поворот сюжета, придуманный самими актерами, и сам в какие-то моменты будет намечать для актеров возможные сюжетные линии. Например: тренер может предложить девушке позвонить по телефону подруге (подруга тут же выбирается из группы, берет в руки воображаемый телефон) и посоветоваться с ней в присут­ствии парня или отослав его «мыть посуду на кухню», и т.п.

Обсуждается ли каждый прогон сюжета? Да, после некоторых из них может возникнуть достаточно продолжительная групповая дискуссия. Это бывает, когда актеры выстраивают рельефные, за­девающие зрителей характерологические линии, когда заявляется четкая, резкая позиция. Дискуссия в этих случаях возникает сама - тренер практически не организует ее. Это может быть дискуссия трех-четырех человек, всей группы и даже зрителей. Но тренер вовремя укажет, что есть возможность не только обсудить, но и сыграть эту сценку по-другому, или же перейти к новым, более развернутым сценкам.

Тренер и сам может организовать обратную связь по упражне­нию, задав зрителям вопросы: «Кто вам понравился в сыгранной сценке? Кто был более правдоподобен? Насколько реально все то, что играли, или так в жизни не бывает?». Что касается акте­ров, то надо и им дать возможность - при желании - прогово­рить свои переживания во время игры: «Что с вами происходило во время игры? Что было самое неожиданное? Самое трудное?»

«Треугольник»

Эта классическая ситуация воплощается здесь в самых различ­ных обличиях. Суть ее: юноша видит «свою» девушку, т.е. ту, к которой он неравнодушен и которая, казалось бы, принимает его Ухаживания, с другим (все то же самое можно сказать о девушке: она видит «своего» с другой). Он видит ее в кафе за столиком, на Дискотеке, в музее, в курилке. Как поведет себя парень? Вот это ему и надо сыграть.

Двум другим в этой ситуации тренер рекомендует говорить и делать то, что они считают подходящим, в соответствии с тем, как себя поведет «уязвленный» юноша (девушка).

«Знакомство с родителями»

Сюжет здесь незамысловат: юноша (или девушка) знакомит родителей со своей девушкой. Это первое появление избранника в доме. Родители предупреждены об этом. Сценку надо сыграть «от порога до порога».

Для подбора актеров годятся любые варианты: добровольцы назначаются тренером, выбираются главным героем, который и знакомит своих родителей с избранником. Актеры знают, что это небольшой визит, но, видимо, придется посидеть за столом и поговорить. Дальше все играется так, как найдут это возможным актеры.

Тренер лишь помогает в некоторые моменты действия как бы высветить одни мизансцены, и увести в тень другие: попро­сить кого-то «пойти на кухню», а затем организовать последо­вательные разговоры в парах «мама - девушка» и «отец - парень» или в смешанных парах. Стоит и после ухода молодых дать «отцу и матери» еще посидеть за столом и обсудить случившееся. Можно мотивированно показать и молодых, которые за столиком в кафе обсуждают только что состоявшуюся встречу. Можно даже уст­роить телефонные разговоры самого довольного и самого недо­вольного участников этой встречи с кем-то значимым для них, в которых бы они вербализовали свое «удовольствие или недо­вольство».

На роль родителей желательно взять кого-то из зрителей, т.е. более зрелых людей, но можно и подростков. Кроме того, все за­действованные в сценке актеры, могут немного посовещаться перед проигрыванием этой ситуации. Чаще, правда, эту и все остальные сценки играют «с листа».

Эту сценку также можно повторять, но придав ей другие смыслы. Например, это может быть ситуация, где молодые объявляют, что они решили пожениться. Или ситуация, где парень не только знакомится с родителями своей девушки, но и просит их «отпус­тить девушку со мной на отдых в Турцию». Иначе говоря, для следующего актерского состава, который уже примерно знает, что надо будет играть, ситуация должна иметь характер абсолютной новизны. Решение проблемы надо находить «здесь и теперь». [6, 103-106].

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!