Занятия для самостоятельной работы студентов
Рекомендованная форма проработки тем, предложенных для самостоятельного изучения, – конспектирование указанных разделов учебных пособий и анализ «текстов» искусства (перечень см. далее). Если тетрадь с качественно выполненными конспектами будет предъявлена в конце семестра преподавателю, это будет учитываться на экзамене.
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Тема 2. Методологии и методы исследования культуры (2 метода – по выбору студента). | Проработка темы по учебному пособию: Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. Теория культуры: Учеб. пособие. СПб., 2008. |
Тема 3. Проблемы понимания культуры. | Проработка темы по учебному пособию: Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. |
Тема 4. Культура в системе бытия. | Проработка темы по учебному пособию: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. |
Тема 5. Многообразие ценностей культуры. | Проработка темы по учебному пособию: Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. |
Тема 6. Культура и ее ценности в разных сферах человеческой деятельности. | Проработка темы по учебному пособию: Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. |
Тема 7. Культурогенез. Историческая динамика и типология культур. | Проработка темы по учебному пособию: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. |
Тема 8. Культура и культуры. | Конспектирование первоисточника: Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. или Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993. |
Тема 9. Традиции, новаторство и преемственность в культуре. | Конспектирование первоисточника: Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. |
Тема 12. Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов. | Проработка темы по учебному пособию: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. |
Тема 13. Пространство и время в культуре | Проработка темы по монографии: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. |
Тема 15.Постмодернизм и современная культура. | Проработка темы по учебному пособию: Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998. |
|
|
Контрольная работа (взять один любой вариант и написать по всем пяти вопросам по 4-5 страниц на каждый вопрос)
Вариант 1
1.Эстетика молодежных граффити
2. Художественные образы в сочинениях З.Фрейда
3. Православие и постмодернизм о природе человека
4. «Свое» и «чужое» в культуре
5. «Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева.
Вариант 2
1. «Анна Карамазофф» Р.Хамдамова: русская классика и культура постмодернизма (возможны другие произведения – на выбор студента).
|
|
2.Г.Гачев: опыт экзистенциальной культурологии
3. Культура как диалог
4. Р.Вагнер и Дионисово действо
5. Роль средств массовой информации в сохранении и преумножении культурного наследия.
Вариант 3
1. Культурологическая проблема «Восток-Запад» в современном кинематографе («Урга – территория любви», «Сибирский цирюльник» Н.Михалкова и др. – на выбор студента).
2. Теория мифа А.Лосева
3. Ирония как феномен культуры
4. Антиутопичность постмодернизма
5. Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества.
Вариант 4
1. Мюзикл как феномен современной культуры («Танцующая в темноте» Ларса фон Триера и др. – на выбор студента).
2. К.Леви-Стросс о первобытном мышлении
3. Проблема харизматической личности в культурологии
4. Модернизационные процессы в России и проблема сохранения культурной идентичности.
5. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов.
Вариант 5
- Интерпретация музыкальных идей в живописи В.Кандинского.
2. Концепция культуры Э.Тайлора
3. Идеология и культура (на материале русской культуры)
4. Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи»
5. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина.
|
|
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Историческое развитие теории культуры.
2.Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками.
3.Культура как специфический объект и предмет исследования.
4.Философская, общенаучная и конкретно - научная методология в культурологических исследованиях.
5.Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры.
6.Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры.
7.Системный метод в исследовании культуры.
8.Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры.
9.Специфические методологии исследования культуры.
10.Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры.
11.Культура и цивилизация.
12.Ценности культуры.
13.Нормы и идеалы в культуре.
14.Структурирование культуры.
15.Функционирование культуры.
16.Культура и природа.
17.Культура и общество.
18.Культура и личность.
19.Вера, религия, культура.
20.Нравственная культура.
21.Культурные смыслы любви.
22.Эстетическая и художественная культура.
23.Культура и познание. Истина как ценность культуры.
24.Культура и свобода.
25.Культура и экономика.
26.Культура и политика.
|
|
27.Правовая культура.
28.Проблемы культурогенеза.
29.Социокультурная динамика.
30.Исторические типологии культур.
31.Общечеловеческое, этнонациональное и региональное в культуре.
32.Пространственные ориентиры культуры: Запад – Восток, Север – Юг.
33.Этническая культура.
34.Национальная культура.
35.Социальная специфика культуры.
36.Возрастная специфика и гендерные аспекты культуры.
37.Традиции, новаторство и преемственность в культуре.
38.Понятие, структура и средства межкультурной коммуникации.
39.Виды межкультурной коммуникации.
40.Аккультурация в межкультурных взаимодействиях.
41.Проблема понимания и толерантности в межкультурной коммуникации.
42.Культура повседневности.
43.Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов.
44.Искусство как язык культуры.
45.Культура и пространство.
46.Культура и время.
47.Культура и антикультура.
48.Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры.
49.Глобализация культуры.
Вопросы по источникам
1. Идея гуманизма в творчестве деятелей эпохи Возрождения и ее значение для философии культуры.
2. «Энциклопедия» Дидро и Д’Аламбера – главный культурный памятник эпохи Просвещения.
3. Критика культуры и цивилизации в работах Ж.-Ж. Руссо.
4. И.Г.Гердер как историк культуры.
5. Критическая философия Канта как философия культуры.
6. Просвещение в трактовке Канта.
7. Полемика Канта с Руссо относительно цели и назначения культуры.
8. Учение Канта о моральной ценности культуры.
9. Шиллер о задачах культуры в деле примирения природы и свободы.
10. История культуры в трактовке немецких романтиков.
11. Понятие «иронии» в философии культуры Ф. Шлегеля.
12. Классицизм и романтизм о соотношении авторского замысла и его художественного воплощения (сравнительный анализ).
13. Ф. Шеллинг о соотношении бессознательного и сознательного в развитии природы и культуры.
14. Гегель о культуре как процессе «образования индивида».
15. Общественный труд как «субстанция» культуры (понимание культуры основоположниками марксизма).
16. Маркс о судьбе духовного производства в капиталистическом обществе.
17. Маркс о «свободном времени» как времени развития человеческой индивидуальности.
18. Методология наук о культуре в представлении неокантианцев Баденской школы (Г.Риккерт).
19. Э. Кассирер о символической природе культуры.
20. Оценка Ницше античного культурного наследия.
21. Ницше как критик христианской морали.
22. Разработка проблем герменевтики в трудах Ф.Шлейермахера и В.Дильтея.
23. Г. Зиммель о «конфликте современной культуры».
24. Судьба европейской («фаустовской») культуры в интерпретации О.Шпенглера («Закат Европы»).
25. Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества.
26. Психоанализ как метод истолкования религии и искусства.
27. Концепция «нового гуманизма» Э.Фромма.
28. Оценка Просвещения в книге Хоркхаймера и Адорно «Диалектика Просвещения».
29. Концепция «коммуникативного разума» и ее культурфилософский смысл в работах Ю.Хабермаса.
30. Х.-Г.Гадамер о роли «предрассудков» (традиции) в развитии культуры.
31. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики» (М.Бахтин).
32. Проблема «осевого времени» в философии К. Ясперса.
33. Теория «социально-культурной динамики» Питирима Сорокина.
34. Концепция «культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
35. Игровая теория культуры Й. Хейзинги.
36. Проблема «смерти автора» в структурализме (Р.Барт).
37. Понятие «эпистемы» и «дискурсивных практик» в работах Фуко.
38. Метод деконстукции в философии постмодернизма (Ж.Деррида).
39. «Русская идея» в понимании Вл. Соловьева.
40. Г.П.Федотов о «трагедии интеллигенции».
41. Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи».
42. Своеобразие русской национальной культуры в изображении Ф.М.Достоевского.
43. А.Блок о культурном противостоянии России и Европы.
44. А.Белый как теоретик культурного символизма.
45. Оценка Н.Бердяевым культурной роли русского западничества и славянофильства.
46. «Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева.
47. В.Ф. Эрн о двух принципах изучения культуры.
48. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина.
49. Понятие культуры в трудах русской школы семиотиков (Лотман, Топоров, Успенский и др.).
50. Д. Лихачев как историк и теоретик русской культуры.
51. Оценка марксистского наследия в области теории культуры советскими философами (М. Лившиц, Э. Ильенков, Г. Батищев, Н.С. Злобин и др.).
52. Обоснование предмета культурологии в работах Э.С. Маркаряна.
53. Системный подход в изучении культуры (по работам М.С.Кагана).
54. Философское обоснование культуры в работах М.Б.Туровского и В.В.Сильверстова.
55. Наука и культура в интерпретации М.К. Мамардашвили.
56. «Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.
57. Решение проблемы культуры в работах неофрейдистов.
58. Вклад Г. Маркузе в разработку теории культуры.
59. Историческое значение работы И. Тэна «Философия искусства».
60. Я.Бурхард как один из основоположников теории культуры.
61. Проблема культуры в понимающей социологии М. Вебера.
62. Решение проблемы культуры в «философии знания» (на примере анализа работ К.Манхейма «Диагноз нашего времени»).
63. Г.Зиммель как культуролог.
64. П.Тиллих и его работа «Историзм и его проблемы» как вклад в теорию культуры.
65. Решение проблем динамики культуры в работах А.Тойнби.
66. Понимание специфики и исторических особенностей развития русской культуры в трудах славянофилов XIX века.
67. Осмысление проблем культуры в работах западнического направления русской социально-философской мысли.
68. Современные отечественные мыслители о судьбах русской культуры.
69. Кризис культуры как топика западного интеллигентского сознания XX века.
70. Проблема универсалий культуры и ее решение в современной культурологической литературе.
71. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов.
72. Миф как феномен культуры.
73. Культурная революция как проблема теоретической культурологии.
74. Феномен контркультуры.
75. Массовая культура как особый социокультурный феномен.
76. Природа и характерные черты элитарной культуры.
77. Народная культура и ее историческая судьба.
78. Духовность как проблема теории культуры.
79. Интеллигенция как субъект культуры и исторического действия.
80. Диалог культур как теоретическая проблема.
81. Преемственность культур как проблема теоретической культурологии.
82. Экранная культура: природа, условия возникновения, исторические перспективы.
83. Осмысление судеб русской культуры в рамках европейской парадигмы.
84. Теоретические основы анализа современной социокультурной ситуации.
85. Культурная экспансия как реальность и меры ее противодействию.
86. Культура и национальные образы мира (критический анализ книги Г. Гачева «Космо-Психо-Логос»).
87. Культура как творчество.
88. Структура культуры.
89. Функции культуры.
90. Типология культуры.
91. Культура и власть: проблемы взаимодействия.
92. Культура социалистической цивилизации как особый социокультурный феномен.
93. Представление о культуре и путях ее развития в концепции ноосферы В.И.Вернадского.
94. Понимание культуры и ее роли в трудах В.В.Розанова.
95. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина.
96. Л.Н.Гумилев как один из ярких представителей неоевразийского направления русской общественно-политической мысли конца XX века.
Словарь выучить !!!!
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!