Дружественность и враждебность учеников и учителей 11 страница
Начинается этюд. Студентка потеряла номерок. Она подбегает к полусонной гардеробщице.
— Тетя Катя, — сообщает студентка, — в буфете сосиски продают, все преподаватели уже туда пошли.
— Да надоели эти сосиски, так, одно название только, — вяло отвечает гардеробщица.
Видно, что студентка не собирается продолжать тему. Зрителям видно и то, что ей что-то нужно (видно ее сложную мобилизованность), и что она пытается найти общую платформу.
— А вы кофточку на прошлой недели вязали... — начинает студентка.
— От этих спиц в глазах только рябит и пальцы ломит, — вздыхает тетя Катя.
Студентка растеряна. Выразительная оценка — поиск тем, подходов. Суфлеры, пользуясь своей тетрадкой, подсказывают темы. Девушка умело скрывает подсказку, отыгрывая, что ей самой пришла в голову эта мысль. Этюд продолжается. Вот и еще две темы испробованы. Мобилизация не падает, но «нужной» темы так и не найдено.
— А у меня вчера попугайчик заболел, — с грустью сообщает вдруг студентка.
131
Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...
— Попугайчик? — оживляется гардеробщица. А у тебя попугайчики дома живут? Говорила я своим — купите вы внучке попугайчика, а они щенка купили. А он месяц назад под машину попал — уж как внучка плакала! И давно он у тебя, попугайчик?
— Два года. А теперь вот заболел. Сидит нахохлившись и не ест. Он у нас ручной — Кеша.
— А он у вас разговаривает?
Диалог завязался. После небольшого обсуждения самочувствия попугайчика (угаданная тема — «домашние животные»), который действительно жил дома у исполнительницы и немного прихворнул, она вспоминает о потерянном номерке. Гардеробщица по-доброму начинает ее журить, но ей самой ясно, что отдаст она студентке пальто без скандала и даже с некоторым удовольствием. Студентка заверяет, что как только она найдет номерок, обязательно принесет его гардеробщице — а то ведь сколько номерков уже потеряно, а бедной тете Кате отвечать, — и, получив пальто, счастливая, убегает с площадки. Этюд закончен. На площадку выходят и готовятся те, кто был суфлерами, а их суфлерские места занимает следующая пара.
|
|
Во время подобных этюдов на наступательность (инициативность) со сложной мобилизованностью участникам семинара дается возможность интуитивно познакомиться с разными параметрами общения (дружественностью—враждебностью, силой—слабостью, деловитостью—претенциозностью), что позволяет позже на этой основе строить изучение каждого параметра в отдельности.
Во время занятий не у всех и не сразу получаются этюды «на платформы». Случается, что тот или иной исполнитель, перебирая темы в поиске единственно нужной, теряет свою основную задачу, и тогда его поведение на площадке становится бесцельным. Бесцельным становится и разговор, возникающий на площадке. Это хорошо видно из зрительного зала остальным участникам семинара. Они сами ставят диагноз — «болото». В этом случае этюд прекращается, и проводится небольшое обсуждение. «Семинаристы» отмечают, в какой момент исполнитель, ведший наступление, потерял мобилизацию, потерял свою задачу, цель наступления.
|
|
Деловитость — претенциозность (позиционность)
Взаимоотношения между людьми всегда в чем-то проявляются- Любое произнесенное слово, любое действие и любой поступок сами по себе могут иметь тот или иной предметный смысл,Независимо от того, что в них проявляется и отношениек партне-рУ- Последнее обнаруживается не столько в этих действиях самих
УТема 2: Опыт перевоплощения...
132
по себе, сколько в том, как они в каждом конкретном случае выполняются, то есть иногда — в тончайших оттенках, в мельчайших подробностях выполнения даже самого простого действия. Можно точнейшим образом выполнить конкретные просьбы человека и в то же время проявить пренебрежительное или, наоборот, слишком уважительное к нему отношение, вызывая у него ту или иную ответную реакцию, связанную с выяснением, пересмотром или утверждением заявленных поведением партнера взаимоотношений.
|
|
Наступление (общение) из-за взаимоотношений между партнерами в теории театрально-исполнительского искусства называется позиционным (претенциозным),в отличие от другого варианта, который условно называется деловым.
Повторим, что позиционное наступление может быть направлено как на сближение (улучшение) отношений, так и наоборот, на их ухудшение. В первом случае наступающий стремится сократить дистанцию между собой и партнером, сблизить отношения. Это разного рода лесть и заискивание, более или менее прикрытые. С целью сближения наступающий стремится доставить партнеру удовольствие то своим пониманием его исключительных достоинств, то предвосхищением любых его суждений, вера в справедливость которых тут же демонстративно декларируется. Во втором случае наступающий стремится увеличить дистанцию между собой и партнером, исходя из представления о том, что партнер ведет себя не так, как следовало бы, ибо претендует на то, на что не может, не должен, не имеет права претендовать. Следовательно, его нужно поставить на место, унизить в более или менее открытой форме. Со стороны это всегда выглядит как предъявление наступающим претензий своему партнеру.
|
|
Этюды на позиционные наступления, как правило, вызывают интерес как у исполнителей, так и у зрителей — участников семинара. Во время позиционного наступления ярко проявляется поверхностная «дешевая» эмоциональность исполнителей, которой далеко до подлинно художественной.
Большинству играющих легче даются наступления типа «ставить на место». Предупредительность в этюде, наступление за осуществление цели «унижением себя» технически дается гораздо труднее, хотя именно эта трудность развивает артистические качества личности, оказывает психотерапевтическое воздействие на характер любого человека. Отметим, что для некоторых учителей позиционное наступление за сближение дистанции довольно долго остается недосягаемым. Но их зрительские впечатления об удачных работах других участников семинара не пропадают даром, и результаты их воздействия начинают сказываться рано
133
Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...
или поздно. Руководителю семинара следует предоставлять таким учителям возможность дольше других осваивать столь трудное для них позиционное наступление за сближение.
Напомним, что в повседневном обиходе часто возникают кратковременные позиционные стычки (типа «ставить на место»), во время которых речь идет не столько о деле, сколько о характере его выполнения. Это выражается в претензиях примерно такого порядка: «Сколько раз я тебя просила...», «И вообще, когда тебе говорят...», «Ты никогда не выслушаешь...», «Я-то давно все понимаю, а вот ты...» и т.д. и т.п. Такого рода перебранки — позиционные стычки (претензии на какую-то другую дистанцию во взаимоотношениях) наглядно иллюстрируют противоположность направленности позиционной борьбы всякому деловому взаимодействию. Они всегда мешают делу, отвлекают от него, а иногда и ведут к обострению даже тех недоговоренностей, которые неизбежны и вполне совместимы с продуктивным деловым сотрудничеством. А если эти, иной раз пустяковые, расхождения возводятся в принцип, то происходит позиционная ссора. Некоторые люди (и это важно помнить учителям) склонны почти любое дело переводить на выяснение отношений, на предъявление претензий партнеру.
Дружественность — враждебность
В жизни у любого человека есть цели, отличающие его от Других людей, и есть такие, которые объединяют его с другими. Человек бывает занят и теми, и другими. Но при взгляде со стороны на его поведение достаточно легко обнаруживается, какие именно цели, интересы и идеалы для него более значимы — те ли, которые объединяют (делая его поведение дружественным),или те, которые разъединяют его и окружающих (делая его поведение враждебным).
Дружественность раскрывает человека, враждебность закрывает его и психически, и физически — телесно. Враждебность Мобилизует человека с некоторым скрытым излишком — запасом на случай нужды в дополнительных усилиях. Дружественность обнажает действительную степень заинтересованности — освобождает и облегчает тело. Поэтому дружественность, при Меньшей мобилизованности, проявляется в большей свободе и Легкости движений, а враждебность, при большей мобилизованности — в скупости, точности, лаконичности движений.
В деловой борьбе дружественность располагает к пользованию инициативой — к наступлению.Враждебность — к тому, распоряжаться инициативой или к обороне. Вообще пере-Тема 2: Опыт перевоплощения...
134
ход в деловой борьбе к обороне при малейшей к тому возможности, ее упорство и скупое использование инициативы являются верными признаками враждебности партнера.
Позиционное наступление любой направленности (увеличивать дистанцию между партнерами или уменьшать ее) можно вести и дружественно, и враждебно. Задача «ставить партнера на место» обычно сочетается с враждебностью. А «возвеличивание себя» тяготеет к дружественности. Чем больше искусственности и меньше искренности в борьбе за сближение, тем яснее в «восхвалении партнера» проявляется лесть, а в «унижении себя» — угодничество. И то, и другое требует обдуманности словесных аргументов, точности формулировок, тщательности проговаривания, а все это вместе свидетельствует о разности интересов в той или иной степени. Подлинно дружественные комплименты непроизвольны.
Яркий признак дружественности — право на непринужденную улыбку, даже в относительно остром столкновении. Враждебность исключает возможность такой улыбки даже в столкновении мимолетном, малозначительном.
На семинаре исполнителям этюдов почти всегда легче дается враждебность, чем дружественность. Поэтому с первых же этюдов на изучение и освоение дружественности и враждебности нужно оберегать исполнителей от враждебности (особенно выраженной не очень ярко) как от линии наименьшего сопротивления. Даже там, где она будет необходима, ее следует сдерживать. В этюдах дружественность практически легко заменить на враждебность, так же, как деловую борьбу — на позиционную. Обратные замены, напротив, трудны — они требуют полной перестройки всего поведения. Позиционная борьба уместна, когда невозможна дружественность. Некоторая степень дружественности почти всегда возможна, если возможен диалог.
В способности и умении проявлять дружественность в общении в значительной степени кроется секрет человеческого обаяния. И учителя, глядя на учебные этюды участников семинара, начинают наглядно убеждаться в этом.
Овладеть секретами дружественности учителям вначале может помочь такое задание. На площадку вызывается желающий. Его задача — держать враждебную оборону. Все остальные участники семинара по желанию выходят на площадку и, добиваясь своей цели, выполнение которой зависит от враждебно настроенного партнера, пытаются «пробить» оборону. Задача исполнителей — как можно дольше продержаться в дружественном наступлении, не скатываясь до враждебного. Возникает творческое соревнование — кто дольше продержится — в ходе которого и происходит интуитивное постижение участниками
135 Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...
упражнения секретов дружественности, которое руководитель семинара при общем обсуждении поможет сформулировать словами, оформить в знания.
Сила — слабость
В комнату вошел человек и обратился к одному или нескольким из присутствующих. Если мы обратим внимание, то увидим — вошел ли человек, считающий себя равным, считающий себя сильнее или слабее того, к кому он обратился. Например, вошел ли товарищ по работе, начальник или проситель. Разумеется, мы можем ошибиться — бывают начальники скромные, просители самоуверенные и товарищи по работе самые разные. Это-то и любопытно — мы увидим не должностное или служебное положение человека, а его субъективную психологическую позицию.
Во взаимодействии людей сила каждого измеряется силами других. Накапливая силы, человек стремится не просто «знать», а знать лучше или не хуже, чем знают другие, не просто «уметь», а уметь лучше других, не просто «разбогатеть», а быть богаче или не беднее других — любые возможности привлекательны только в сравнении с возможностями других людей, причем практически не всех других, а каких-то определенных.
По справедливому замечанию П.М. Ершова в книге «Режиссура как практическая психология» представление о своих силах зависит от представлений человека о себе самом, что является следствием того, как и сколь успешно человеку приходилось бороться.
Свое возможности (силы) люди нередко видят в глубине и точности понимания факторов, в находчивости, в ценности своих знаний, в правильности своих прогнозов. Тут каждый мерит на глаз и более или менее на «свой аршин». Глупый человек может быть Уверен в силе своей мысли, поэтому может вести себя самоуверенно. На этом построены многие забавные эпизоды в комедиях. В трагедиях же мы часто видим, что убежденность персонажа в правоте идеи, увлеченность даже недостижимой целью, уверенность в ее конечном торжестве оказывается реальной силой, иногда превозмогающей все другие значительные силы.
В жизни поведение слабого человека от поведения сильного Мы отличаем безошибочно. То, что для слабого важно, значительно, сильный может не заметить вовсе. Это обнаруживается в оценках.°се, что входит в состав оценки (неподвижность, полегчение или по-тяжеление тела, изменение степени мобилизованности), ярче, опре-1еленнее видно в оценках слабого, чем в оценках сильного. Тема 2: Опыт перевоплощения.
136
Слабый надеется на успех, но не может быть уверен в нем. Поэтому успехи, достижения, победы являются для него большей неожиданностью, чем для сильного.
Сильный воспринимает исполнение своих требований, как должное, а противодействие и неповиновение — как нечто неожиданное, ненормальное. Сильный удивляется противодействию партнера, слабый — его уступкам и своим успехам.
К началу борьбы слабейший всегда более мобилизован, чем сильный. Но в мобилизованности слабого всегда видна суетливость.
Для сильного характерны пристройки сверху, для слабого — снизу.
Самоуверенность, независимость освобождают тело. Все действия сильного спокойны, четки, ясны, завершены. Действия же слабого осторожны, мелки, суетливы, неотчетливы. Если сильный, например, «просит», то он именно просит, а не клянчит, не выпрашивает, как слабый.
Слабый добивается только крайне необходимого, а так как он при этом не вполне уверен в успехе, то отсюда и торопливость, которая влечет за собой ошибки, оплошности, исправлять которые слабый начинает с еще большей торопливостью. Так возникает суетливость в речи, движениях, в поведении в целом.
Участники семинаров с удовольствием играют в этюдах сильных людей и гораздо менее охотно — слабых. При подготовке этюдов им очень часто начинают мешать штампы. Например, две исполнительницы задумали этюд, где действующими лицами являются мать и дочь. Невольно они начинают играть мать сильной, а дочь — слабой. Но такой этюд может оказаться скучным, а следовательно и эффективность его для учителей-семинаристов будет минимальной. Тогда руководителю семинара стоит посоветовать исполнителям сыграть наоборот: мать — слабая, а дочь — сильная. Начинается этюд. Мать суетится, мечется, а дочь лениво обороняется. И хотя исполнительница роли дочери пошла по наилегчайшему пути (оборона сильного), этюд оказался все же интересен участникам семинара. Они вдруг увидели сатиру на равнодушие и иждивенчество дочери. Более того, они увидели, как эту сатиру можно создать, а это очень ценный опыт для учителей, осваивающих социо-игровой стиль работы.
Руководителю семинара приходится учитывать, что в обыденной жизни люди часто путают проявление силы с позиционной борьбой типа «ставить на место». Они иногда даже не представляют себе, что сильный может быть настойчив в чем-то другом, кроме «ставить на место». В этом случае словесные объяснения не помогут. Лучше подумать о том, как занимающихся увлечь перебором и исполнением разных вариантов, в ходе которых У
137
Часть II: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...
них постепенно возникнут верные представления. Если же это Произошло, тогда для их закрепления можно обращаться к словесным объяснениям, формулировкам.
Тема 3. Игры-задания для социоигрового стиля обучения
Видимо-невидимо
Задание является социо-игровым вариантом, например, словарной работы на уроке.
Ученики делятся на несколько команд по 5—6 человек. Учитель же вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось Меньше всего ошибок и пропущенных слов.
Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть жребий — билетик с указанием той или иной темы. На уроках русского языка такими темами могут быть, например, следующие: непроизносимые согласные, безударные гласные в личных глагольных окончаниях, сложные прилагательные с дефисом, безударные гласные в окончаниях наречий и т.д. Затем каждая команда в течение установленных 5—8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, ос-1 тавляя там изготовленный плакат, и на одну-две минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. А вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное, помогая друг другу внутрикомандными разговорами и выяснениями. Затем следует проверка записей, которая может проводиться так Же, как в уже описанном, основном варианте задания. Тема 3: Игры-задания для социо-игрового стиля обучения 138
Использовать «видимо-невидимо» можно на уроках по многим предметам, стоит лишь изменить содержание плакатов. На уроках природоведения, геометрии, физики, химии можно вывешивать (или изготавливать прямо на уроке) плакаты с терминами, формулами, уравнениями; на литературе и истории — с именами и фамилиями исторических личностей и писателей, с датами, персонажами литературных произведений — как уже известных, так и тех, которые еше только предстоит изучить школьникам по программе.
Встать «по пальцам»
Исходное положение: все сидят; педагог, закрыв глаза (а лучше — отвернувшись), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!» Он открывает глаза или поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.
Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться, и если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «Ш».
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!