Технология адаптива первокурсников к студенческой жизни



Автор технологии – Леванова Елена Александровна, д.п.н., профессор, кафедра педагогики высшей школы, Московский педагогический государственный университет, автор научно-практических программ «Студенческий профессионально-адаптивный лагерь», «Игротехника» и др.

 

Ключевые слова

Социализация – процесс присвоения и воспроизводства студентом социального опыта, культурных ценностей и социальных ролей общества, способствующих развитию и саморазвитию его личности.

Адаптация – процесс приспособления студентом к нормам, ценностям, традициям, образу жизни студенческого сообщества в вузе.

Интеграция – вхождение личности студента в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе социальных отношений студенческой группы.

Дезинтеграция личности характеризуется неспособностью студента органично войти в социальную среду группы, найти свою нишу в системе личностно-групповых отношений студенческого коллектива.

Ценностно-целевые установки

Ценностным смыслом технологии является то, что она позволяет студенту легко и успешно пройти не легкий путь адаптации к особенностям и специфике студенческой жизни, осознать ее ценности и традиции, найти свою нишу в системе социально-групповых отношений группы и сформировать свою индивидуальную шкалу ценностных ориентаций в жизни.

Компетентностная направленность

Технология направлена формирование таких социально-личностных компетенций, как способность входить в коммуникативное взаимодействие в группе, снимать социальные и психо-энергетические барьеры общения, считаться с мнением и особенностями поведенческого проявления одногруппников, принимать их такими, какие они есть.

 

Основные идеи и принципы технологии

Ученые многих отраслей науки в большинстве своем едины во мнении, что социальное становление человека проходит ряд этапов, начиная с социализации, адаптации, индивидуализации и завершая интеграцией человека в социуме. При этом, философы трактуют социализацию как восхождение, адаптацию и интеграцию человека в обществе. Психологам свойственно подразумевать под ним процесс самоопределения, самоактуализации, самореализации и самоутверждения человека в системе общественных отношений. В педагогике под социализацией принято понимать процесс присвоения и воспроизводства социального опыта, культурных ценностей и социальных ролей общества, способствующих развитию и саморазвитию личности человека. Данную трактовку мы и приняли за основу своего видения социально-категориального аппарата педагогики.

В процессе социального становления человека значительную роль играет интеграция – вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе социальных отношений общества. Признание личности как ценности в системе общечеловеческих ценностей позволяет рассматривать интеграцию человека в общество не столько самоцелью, сколько условием индивидуализации человека, которая предполагает максимальную персонализацию в социальной среде, стремление к автономии, независимости, формирование собственной позиции, системы ценностей, неповторимой индивидуальности. На рис. 17. представлена структура социально-педагогических категорий.

 

Рис. 17. Место социализации и воспитания в структуре социально-педагогических категорий

Усилия социума направлены на то, чтобы способствовать реализации индивидуальных потребностей человека, с одной стороны, и формировать социально значимые потребности, с другой. Результатом влияния позитивных социальных процессов является развитие и преобразование не только самой личности, но и всего общества в целом. В данном контексте уместно говорить о гуманизации и гармонизации отношений индивида и общества с целью развития личности человека. В Исламе большое количество хадисов, направленных на утверждение ценностей гуманизма, с одной стороны, и порицания антигуманных (антисоциальных) отношений, с другой. В этом контексте звучат слова Джарира бин ‘Абдуллаха (аль-Баджали): «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)». Далее в словах Аиши неоднократно прославляются ценности добрососедства и взаимоподдержки во всем: «Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу», «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во всём”». Возвеличивая ценность доброжелательности, один из последователей Пророка Абу Зарр сказал: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с (радостным) выражением лица» (Муслим).

Нарушение социальных процессов либо осуществление их асоциальными способами может стать причиной отклонения в развитии и социализации человека. В этом случае выявленные нами этапы социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция, гуманизация и гармонизация взаимоотношений человека и социума) приобретают совершенно противоположную вариацию, которая может привести к десоциализации и полной деградации личности человека. Асоциальные и антисоциальные процессы развития человека с нормальными психофизическими параметрами, как правило, начинаются с дезадаптации личности человека в системе социальных отношений. В данном контексте дезадаптация человека понимается как нарушение процесса усвоения социальных норм и культурных ценностей общества, возникающее под влиянием негативных социальных факторов и обстоятельств жизни. Совокупность нарушений или затруднений в процессе адаптации к социальной среде неизбежно приводит к следующему этапу десоциализации человека – девиации, т.е. отклонению человека от системы норм и ценностей общества, зафиксированной в законодательных актах. На этом этапе асоциального поведения человек остро нуждается в педагогической коррекции, и, если своевременная система мер по ослаблению и преодолению отклонений в поведении человека не будет обеспечена, то это, как правило, приводит к дезинтеграции. Дезинтеграция человека характеризуется неспособностью индивида органично войти в социальную среду, найти свою нишу в системе гуманистических отношений общества. Педагогический опыт показывает, что триада этапов десоциализации (дезадаптация, девиация, дезинтеграция) без своевременной педагогической коррекции, компенсации и реабилитации развития индивида может завершиться деградацией, т.е. снижением или утратой положительных качеств, вырождением социально-значимых и личностных свойств человека. Ведь природа человека такова, что он всегда стремится к удовлетворению своих индивидуально-значимых и социально-значимых потребностей. Следовательно, если человек своевременно не овладеет системой положительного социального опыта и способами гуманистически направленной деятельности, общения и поведения, то он неизбежно заполнит эту нишу асоциальным опытом и антисоциальными способами деятельности и      поведения.

Обобщая все вышеизложенное, важно подчеркнуть, что успешность социального становления человека во многом зависит от своевременной педагогической трансформации факторов социализации в условия воспитания личности человека, к которым, прежде всего, относятся: создание воспитательной среды, организация воспитывающей деятельности и гуманного общения, формирование положительной информационной среды. Реализация вышеперечисленных условий и является ключевым смыслом воспитания как регулируемого процесса социализации личности человека. Все это дает возможность утверждать, что воспитание как целенаправленный процесс создания благоприятных условий для образования, обучения, развития и саморазвития человека занимает ведущее место в системе социально-педагогических категорий.

Анализ триады этапов социализации (адаптация – индивидуализация – интеграция) будет односторонним без рассмотрения ускорителей этого процесса – специально организованных и регулируемых социальных взаимодействий общества и человека в процессе его индивидуально-личностного становления.

Целенаправленный, сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества принято называть образованием (русск. «созидание образа»). Образованию присуще преобладание элементов управляемости и организованности, осуществляемых через систему различных учреждений и социальных институтов.

Анализ ценностных, содержательных и методических составляющих педагогического потенциала ислама свидетельствует, что образовательный процесс согласно установлений ислама, будет эффективен при условии систематической, самостоятельной, самообразовательной (строго выверенной и основанной на единых установлениях ислама) деятельности человека, направленной на неуклонное и непрерывное самосовершенствование, когда человек понимает себя составной частью исламской уммы и общества, как исламского, так и многоконфессионального.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!