Особливості становлення романтизму у Європейській літературі



Див.питання 2.

Життэвий и творчий шлях Диккенса

Чарльз Диккенс (1812—1870) родился в окрестностях Портсмута, его детство прошло в Четэме, а в 1823 г. семейство Диккенс перебралось в Лондон, где вскоре оказалось в долговой тюрьме, откуда вышло пол­года спустя благодаря полученному отцом писателя наследству. В слож­ный для семьи период Чарльз трудился на фабрике по производству вак­сы. Завершив школьное образование, Диккенс работал младшим клер­ком в конторе юриста. Его мечта об актерской карьере не сбылась, но любовь к театру он пронес через всю жизнь. Впоследствии Диккенс соз­дал свой домашний театр, а его проза полна отзвуками театра. С 1832 г. Диккенс работал газетным репортером, а в 1833 г. опуб­ликовал свой первый художественный очерк «Обед на Поплар-Уок», подписанный псевдонимом Боз. Собрание ранних очерков Диккенса уви­дело свет под названием «Очерки Боза» (1836), принеся ему славу на­блюдательного художника и юмориста. В «Очерках Боза» утвердился новый тип так называемого «маленького», не претендующего на роман­тическую исключительность, взятого из жизни героя. Концепция «ма­ленького» героя получила развитие в романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) , выросшем из отдельных юмористических очер­ков о приключениях мистера Пиквика и его друзей, где критерием положительности героя становится способность действовать по велению сердца.. В романе «Приключения Оливера Твиста» (1837—1839) Диккенс выразил протест против поправки к закону о бедных (1834), в соответ­ствии с которой в стране создавалась сеть работных домов для пожиз­ненного содержания бедняков.Тема и сюжет романа Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1838—1839) перекликаются с «Оливером Твистом». Однако Николас, тоже страдающий от бедности и небрежения окружающих, уже не ребенок. Столкновение с неприглядными сторонами жизни рождает в его душе смятение, чувство беспомощности, приводит к глубоко про­тивному его внутреннему складу выводу о том, что преуспеяние невоз­можно без утраты совести. Присущие герою честность и порядочность не дают ему шансов на успех, и лишь встреча с состоятельными филан­тропами братьями Чирибл помогает Николасу устроить и собственную судьбу, и судьбу своей сестры. В ранних романах Диккенса — «Лавка древностей» (1840—1841), «Барнеби Радж» (1841) и др. — выделяются два типа положительных героев: романтически исключительные идеальные герои, сохраняющие чистоту души и помыслов во всех жизненных испытаниях, и утопические состоятельные филантропы (Диккенс личным примером стремился дока­зать действенность филантропической деятельности). В начале 1842 г. Диккенс посетил США. Впечатления о поездке от­разились в очерках «Американские заметки» (1842) и романе «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1843). Диккенсу было чуждо недоб­рожелательство, характерное для отношения населения бывшей метро­полии к молодому государству, но в американцах он осуждал страсть к наживе и приверженность институту рабства. В «Жизни и приключениях Мартина Чезлвита» читатель погружает­ся в напряженную атмосферу борьбы за наследство, превращающей близких людей во врагов. Диккенс уповал на силу деятельной любви к ближнему, видя в ней единственную возможность исправить современный мир. Средством вос­питания такой любви стали рождественские повести «Рождественский гимн в прозе» (1843), «Колокола» (1844), «Сверчок за очагом» (1845), «Битва жизни» (1846), «Духовидец» (1848), а также многочисленные рождественские выпуски журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год», которые редактировал Диккенс. Одно из лучших произведений писателя, роман «Домби и сын» (1846—1848), уже заглавием отличается от предшествующих романов писателя — оно холодно и бездушно и подчеркивает те ценности, кото­рым поклоняется один из центральных персонажей — преуспевающий лондонский коммерсант Домби. Роман «Жизнь Дэвида Копперфилда» (1849—1850) по сюжету и композиции ближе к более ранним романам писателя, чем к «Домби и сыну». «Дэвид Копперфилд» создавался как «роман воспитания», в кото­ром изображаюсь последовательное формирование характера героя. В этом романе Диккенс замечательно опоэтизировал мир детства, передал ту особую непосредственность и наивность, с которой малень­кий человечек оценивает происходящее. В 1850-е гг. пессимизм Диккенса углубляется, что находит отраже­ние в его новых романах. Творчество писателя 1850-х гг. отмечено де­мократизацией героев, углублением социальной проблематики и крити­ческой направленности произведений, более широким охватом действи­тельности. Главный интерес Диккенса в этот период связан с поиском общих закономерностей, определяющих жизнь современного общества. Негативизм в оценках современности подсказывает Диккенсу и названия важнейших романов этого периода — «Холодный дом» (1852—1853) и «Тяжелые времена» (1854). В «Холодном доме» объектом социальной сатиры Диккенс избирает Канцлерский суд, погрязший в бюрократической волоките. Критика судо­производства распространяется и на буржуазный правопорядок в целом. Жанр романа «Тяжелые времена» (1854) писатель определил как «лаконичную сатиру». В образе вымышленного городка Коуктауна он создал типическую картину жизни всей индустриальной Англии, обезли­ченной, бездуховной, поклоняющейся только фактам и цифрам. Объектом критики Диккенса в романе «Крошка Доррит» (1855— 1856) становится государственно-бюрократический аппарат, суть которо­го показана в символическом образе «Министерства Околичностей», по­грязшего в бесконечной бумажной волоките, а его достойными предста­вителями в романе стало семейство Барнакль (говорящая фамилия, оз­начающая «полип»), олицетворяющее в романе «старую Англию». Необыкновенной мрачностью отличается колорит «Повести о двух городах» (1859), исторического романа о Великой французской револю­ции, насыщенного грозной символикой, строящейся на основе мотивов крови и смерти. Творческая энергия Диккенса требовала выхода не только в писа­тельстве. С 1858 г., после того как распался его домашний театр, Дик­кенс увлекся публичным чтением собственных произведений. Постоянные гастроли, а также значительное ухудшение состояния здоровья и па­мяти мешали писателю работать с полной отдачей, и в последнее десятилетие жизни им были написаны всего два романа — «Большие ожидания» (1860—1861) и «Наш общий друг» (1о64—1865), а третий, «Тайна Эдвина Друда», так и остался незавершенным. Поздние романы Диккенса развивают критические тенденции его творчества 1850-х гг., но объектами социальной сатиры в них оказываются не общественные установления в целом, а лишь отдельные стороны современной жизни. Одновременно в романах 1860-х гг. возрождается характерный для про­изведений 1830—1840-х гг. мягкий диккенсовский юмор, который все же не способен нейтрализовать общей печальной тональности повество­вания.

Тема влияния денег на личность разрабатывается Диккенсом в ро­мане «Наш общий: друг».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!