ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТРЕНИНГУ
В школе всему научиться нельзя,
нужно научиться учиться.
Вс. Э. Мейерхольд
Чувство явится у Вас само собою;
за ним не бегайте; бегайте за тем,
как бы стать властелином себя.
Из письма Н.В. Гоголя
к М.С. Щепкину
Специалисту предлагается самостоятельно изучить данные в памятке тренинги, так как это – настройка отдельных струн управленческого инструмента, отдельных психофизических явлений, таких как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценарно-режиссерском внимании, в выработке навыков и умений сознательно пользоваться в сценарно-режиссерских технологиях теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий.
Приведенные в памятке образцы различных упражнений могут, разумеется, широко варьироваться.
Важно одно – любое самое незначительное упражнение должно быть доведено до внутреннего ощущения правды и убедительности действия, до ощущения «я есмь».
Обратимся к энциклопедии. Понятие «тренинг» (от английского «воспитывать», «обучать») определенно как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических (это очень важно) упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей (что не менее важно) сложности.
|
|
Примем эту формулировку. И поверим, что не может быть профессионального обогащения специалиста в сценарно-режиссерских основах, без освоения разнообразнейших механизмов жизненной психотехники. В заключении хотелось бы отметить: что специалисту не удастся усовершенствовать свое мастерство, если он пренебрегает жизненными законами поведения и воспроизведения эмоциональных человеческих реакций.
Данные тренинги (упражнения) желательно выполнить в письменном виде.
Биография попутчика или прохожего
Одно из индивидуальных упражнений, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии,— наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
— Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую
догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения.
Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям внимательнее; по деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания,— разгадайте человека!
|
|
Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины жизненного поведения. Конан Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: «Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки — по таким мелочам можно угадать его профессию...»
— Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе,
в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как
он обедает в столовой, как разговаривает с детьми, как сердится и как
радуется, как занимается любимым делом.
Время от времени студенты рассказывают на практических занятиях о самых интересных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рассказчика.
|
|
Но вот студент очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал в автобусе.
· Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе
случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед ли
шился сознания?
· А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что
говорил?
· Угадайте, каким он был десять лет назад, и каким станет через
десять лет.
· А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил
деньги?
· А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как
бы он вел себя в новых обстоятельствах?..
· Наблюдательность — это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Вот Гоголь в «Мертвых душах» вспоминает о привычках своей юности (пусть длинна цитата, зато она исчерпывающе иллюстрирует эту внутреннюю потребность наблюдать и фантазировать):
«...Мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли это деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд... ничего не ускользало от свежего тонкого внимания, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними. Уездный чиновник пройди мимо — я уже и задумывался: "Куда он идет?., на вечер ли к какому-нибудь своему брату, или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ранний ужин, с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем будет веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах или мальчик в толстой куртке принесет, уже после супа, сальную свечку в долговечном сальном подсвечнике". Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика... старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам, или хмурен как сентябрь в последних числах...»
|
|
Многим людям свойственны такие мечтания. Но для художника они — не просто проявление любопытства, а насущно необходимый материал для творчества.
Биография по походке
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий. Задание такое:
· Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь только к его походке. Глядя,
как идет человек, догадайтесь — какое у него сейчас выражение лица,
куда он идет, о чем думает.
· Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте
всех проходящих перед вами. Вас непременно увлечет это занятие.
Биография по взглядам
— Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства, в способах смотреть ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом — своеобразие каждого взгляда. Очень увлекательно!
— Лучше всего наблюдать за глазами двоих человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними).
Подумайте при этом — почему на один и тот же предмет, на одно и то
же событие один человек смотрит так, а другой иначе? А вы сами как
смотрите на это событие? Как относитесь к нему? О чем думаете в это
время?.. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного
пути особенности связей человека с окружающим миром.
Послушаем английского актера Лоуренса Оливье: «Смотреть и разглядывать — одно из моих самых любимых занятий, и уж что-что, а детали я, слава Богу, запоминаю неплохо. Есть вещи, которые я держал в голове лет по 18, прежде чем употребил их в дело».
Биография спичечного коробка
— Найдите новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется, прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный завод... Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки,— пофантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в «биографии спичечного коробка» — от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии — последовательно, от начала до сегодняшнего дня.
· Вам будет легче понять, как его делали, и какой путь он прошел,
если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу
заметным, вы найдете следы биографии.
· Вот теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его
и опишите нам.
· Возьмите другой коробок с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу между ними!
· Для чего понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в
жизни заставить вас делать это?.. Ах, вы коллекционируете этикетки?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическое пособие подготовлено кандидатом педагогических наук, Фокиной Н.Н. и включает в себя описание педагогического и творческого опыта работы над материалом (содержанием) сценария следующих авторов:
1. Тихоновская Галина Станиславовна (кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств) – «Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ»: Монография. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. – 352 с. А именно замысел, сюжетно-композиционное построение и монтаж программы.
2. Марков Олег Иванович (доктор педагогических наук, профессор, декан факультета театрального искусства, заведующий кафедрой режиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств) – «Сценарная технология»: учебное пособие. Краснодар. Изд. КГУКИ, 2004, - 408 с. Термины и определения в сценарной деятельности.
3. Гиппиус Сергей Васильевич (известный театральный режиссер и педагог) – «Актерский тренинг. Гимнастика чувств». СПб, 2007. - 377 с. Тренинг для развития художественного мышления.
Материалы в памятке представлены в редакции перечисленных выше авторов.
1 Паустовский К.Г. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1977. Т.2. – С. 31.
2 Борев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М., 1988. – С.179.
3 Паустовский К.Г. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1977. Т.2. – С. 33.
4 Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. – М., 2008. – С.285.
5 Эйзенштейн С.М. Избр. Произведения. В 6 т. – М., 1964-1971. Т.5. – С. 179.
6 Ефимов Э.М. Замысел. Фильм. Зритель. – М., 1987. С. 200-201.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!