СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И МОНТАЖ СЦЕНАРИЯ



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Сценарно-режиссерские основы

кандидат педагогических наук Фокина Наталья Николаевна

 

 

 

 

Пермь 2016

 

 

Фокина, Н.Н. Сценарно-режиссерские основы: методическое пособие / Н.Н. Фокина. – Пермь, 2016. – 32 с.

 

Методическое пособие содержит теоретический материал, знание которого необходимо будущему сценаристу для успешной профессиональной деятельности; дает представление о терминологии, методологии и основных законах создания сценария, а значит, дает возможность уяснить и охватить творческий процесс в целом.

 

 

© Фокина Н.Н., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………

5

Замысел………………………………………………………………….

7

Сюжетно-композиционное построение и монтаж сценария………

13

Термины и определения……………………………………………….

21

Тренинг………………………………………………………………….

25

Заключение…………………………………………………………….

31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Название методического пособия «Сценарно-режиссерские основы» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством».

Данное методическое пособие включает в себя теоретические основы композиции сценария и рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной художественный образ с помощью определенных приемов.

Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого человека быть драматургом (сценаристом)? Очевидно, нет. На каждый человек в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.

При изучении темы «Сценарно-режиссерские основы» автор рекомендует обратить внимание на научно-теоретические концепции ведущих ученых: в области социально-культурной деятельности и педагогики досуга – Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко, Л.С. Жарковой, В.М. Чижикова, В.З. Дуликова, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, Е.М. Клюско, Г.Я. Никитиной, Г.Н. Новиковой, В.В. Чижикова; по вопросам сценарно-режиссерской организации культурно-досуговых программ – В. Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, В.Г. Кузнецова, О.И. Маркова, Г.С. Тихоновской, Б.Н. Петрова, И.Г. Шароева, А.И. Чечетина; а также работы молодых ученых, рассматривающих современные проблемы культурно-досуговой деятельности Т.В. Дедуриной, А.А. Жарковой, Н.Н. Фокиной.

 

 

ЗАМЫСЕЛ

 

Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел – это сложное социаль­но-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творче­ское явление. Источником замысла художника является социаль­ная практика человека во всех ее радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапли­вает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Пау­стовский в своем произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыс­лями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это ис­подволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию-замысел»1.

В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображе­ние, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чув­ством, дает возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроиз­водить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу. Воображение дает работу ассоциативной природе ху­дожественного мышления, образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художни­ка, в результате чего возникает новая мыслительная художест­венная комбинация.

Вдохновение – это творческое состояние, характеризующее­ся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обостренная виртуозность в чувствовании формы»2. По сужде­нию К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее со­стояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтиче­ский подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни»3.

Замысел – это неосуществленное решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий на­бросок, задуманный план действий, как схема будущего художе­ственного произведения, установка на творческий поиск. Фор­мирование замысла проходит стадии – от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчетливо прояв­ляющейся концепции художественного произведения. А.С. Пуш­кин в своем романе «Евгений Онегин» так поэтически характери­зовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал».

Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла – в создании отдель­ных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-композиционный план, которые, в свою оче­редь, оказывают обратное воздействие на первоначально возник­шую идею – ее корректировку, уточнение или изменение.

В этой связи целостный замысел часто формируется с тече­нием практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как творческое явление не лишен парадоксов. За­мысел часто бывает ярче, богаче самой реализации. Л.Н. Тол­стой отмечал: «Я думал хорошо, а записал плохо». Русский фи­лософ Н.А. Бердяев писал в своем «Самопознании»: «Я полон тем для романов, и в моей восприимчивости есть элемент худо­жественный, но я бы не мог написать романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишен изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность словесная и бедность образов»4.

Замысел – это структурное образование. Структурными элементами замысла являются - тема, проблема, идея, цель.

Тема (с гр. – то, что положено в основу) – это совокупность жизненных явлений, процессов, связанных с определенным ис­торическим временем и кругом действующих лиц, отобранных для освещения в сценарии. Тема высту­пает как предметный аспект содержания сценария, реализуе­мый в процессе художественного размышления или рассужде­ния. Тема сценария возникает на основе объективной социальной деятельности, общественной практики и духовной жизни людей, и в этой связи, тема, как правило, содержит в себе скрыто или явно проблему, которую необходимо разрешить в процессе мероприятия.

Проблемный характер темы часто обозначен в названии мероприятия («Ужель та самая Татьяна?», «Эхо прошедшей войны», «Красная книга Руси»).

Тематика мероприятий в широком значении охватывает весь спектр жизненных явлений, но при этом на первый план вы­двигается тема в узком значении – конкретная мысль автора-сценариста, положенная в основу мероприятия. В узком значении тема – понятие авторское. Каждый ху­дожник, создавая произведение в рамках «вечных тем», высказы­вает свою точку зрения, видит свой ракурс решения проблем, тем самым заявляя о себе как неповторимая индивидуальность в том, или ином направлении художественного творчества.

Идея (с гр. – представление) является зерном замысла. Это та главная мысль, ради которой сценарист берется за перо, которая заполняет все интеллектуальное пространство его сознания, под­водит эмоциональное состояние близкое к экспрессии и страсти, активизирует все его сущностные творческие силы и энергию. Мысль «любить идею своего будущего художественного произве­дения» неоднократно высказывалась великими художниками (Л.Н. Толстой), поскольку это чувство поддерживает и сопровож­дает весь творческий процесс создания художественного произве­дения, в том числе и культурно-досуговой программы.

Оригинальная идея мероприятия – это творческое достиже­ние сценариста. Сформулировать главную мысль, выделить ее из общей тематической направленности мероприятия – это значит отразить социально-мировоззренческий аспект темы, придать ей ценностно-идеологический характер. В этой связи идея мероприятия всегда социально значима и, как пра­вило, тенденциозна, поскольку выражает субъективный взгляд сценариста на мир вещей и явлений, отражаемых в программе.

Идея – художественный элемент содержания мероприятия. Она пронизывает и передается реципиенту всей ее целостной структурой, обретая конкретно-чувственную форму выражения в эпизодах, фрагментах, номерах, высказываниях и суждениях ведущих, в монтажном их соединении и композиционном по­строении.

Взаимосвязь темы, проблемы, идеи рождает цель – сверхза­дачу сценария, преследующую формирование тех эмоцио­нальных откликов и интеллектуальных восприятий, на которые изначально ориентировано мероприятие. По­ложительная реакция зрительской аудитории свидетельствует о соответствии мероприятия социальному заказу каким на данный момент является данная аудитория, ее интересы и потребности.

Четкое осознание функций и содержания этих составных частей замысла рождает концепцию – целостное полное и ясное представление образа будущего мероприятия – его формы и содержания, основных событийных акцентов. Замы­сел приобретает свою полную, окончательную форму, если сце­нарист может внятно изложить фабулу своего будущего сценария, его пунктирную сюжетную линию.

Факторов – источников, рождающих замысел сценария, бесчисленное множество. Это события – исторические и современные, социально-культурная проблема­тика, личные судьбы и биографии значимых людей, их творче­ская и профессиональная деятельность. Источником замысла, как предвосхищением художественного образа будущего сценария, может стать поэтическая или песенная строка, крылатая фраза, афоризм, аббревиатура, образная строка в газетном очер­ке, пословицы и поговорки. Так известно, что многие драмати­ческие произведения А.Н. Островского носят названия пословиц и поговорок - «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», ставшие источником создания неповторимого и самобытного образа русского провинциально­го человека.

В технологическом процессе формирования замысла буду­щего сценария следует учитывать фактор профессиональной необходимости, который предусматривает в некотором роде «рутинную» работу, обусловленную идущим по­током организации мероприятий. В этом случае специалисту не следует рассчитывать на «приходящее» особое вдохновение, длительное «вынашивание» замысла. Создание сценария – текущая профессиональная задача, и ре­шение ее требует наличия таких качеств, как способность специа­листа к предельной концентрации внимания на решении поставленной задачи, быстрой мобилизации своих творческих сил, но в то же время фактор профессиональной необходимости не исключает оригинального решения творческой задачи и осуще­ствления всех видов деятельности, сопутствующих художествен­но-творческому процессу создания сценария.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняют, в какой обстановке происходит действие и т.д.

 

СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И МОНТАЖ СЦЕНАРИЯ

 

Сюжетно-композиционное построение сценария является самой существенной частью творческого процесса и основным звеном технологии создания сценария. Отобранный, в соответствии с замыслом, сценарный материал требует конструктивной организации, соединения всех его эле­ментов в единую целостную логическую структуру, что и обу­словливает композиционное его построение.

Композиция - составление, расположение, соединение час­тей в целое - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий художественному произведению единство и целостность. Композиция является основной конст­руирующей силой любого художественного произведения, это закон, способ соединения звуковых и текстовых частей, напри­мер, в литературном и музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного произведения Основная эстетическая функция композиционной организации художественного произведения - это достижение гармонии и совершенства. Гармония (с гр. - согласие, стройность, сораз­мерность) - это оптимальное сочетание и взаимосоответствие частей и целого, основной критерий совершенства, одна из су­щественных характеристик красоты и прекрасного.

Законы композиции - целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение отражают те многосторонние связи, которые необ­ходимо осуществить в процессе творческой работы над драма­тургией сценария.

 

Главной творческой задачей в технологическом процессе создания сценария является организация его содержания, которое осуществляется на основе ото­бранного сценарного материала (совокупности эмоционально-выразительных средств). Содержание - это интеллектуальный компонент сценария. Художественно организованное, оно яв­ляется объектом эмоционального восприятия и оценок зритель­ской аудитории, средством общения с автором как художником, его мировоззренческими представлениями, которые выявляются в содержании сценария. Восприятие содержания сценария зрительской аудиторией будет более результативным, если оно композиционно организованно. Этому способствует функцио­нальное размещение структурных элементов композиции сценария - экс­позиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и финала.

Экспозиция - первый структурный элемент композиционного построения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драмати­ческого действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущего мероприятия. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящего мероприятия.

В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приемом, как пролог, но следует помнить экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) - это композиционный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идеи автора, его отношения к событию, которому посвящено мероприятие. Самым су­щественным отличием является то, что пролог не связан с основ­ным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема ха­рактерно для театрализованных и особо торжественных представ­лений, что дает возможность режиссеру-постановщику осущест­вить красочное зрелищное начало представления.

Завязка - важнейший опорный структурный элемент композиционного построения сценария. Функциональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, исходное, которое определяет начало драматического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.

В структуре сюжета завязка является определяющим началом развития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария. Поиск сценаристом оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только фор­мально определяет исходное событие, но и является существен­ным моментом оригинального драматургического решения сце­нария. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всего мероприятия. Небрежный, необдуманный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к сюжетной неопределенности композиционного построения сценария.

Основное развитие действия в композиционном построе­нии является самой обширной частью сценария. Здесь фактиче­ски укладывается весь основной сюжет мероприятия. Именно здесь исходное событие, которое произош­ло в завязке, в основном развитии действия находит свое драма­тическое продвижение к кульминации. Напомним, что сценарий мероприятия строится из блоков и эпизодов, которые обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внут­ренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый сюжетный ход. Количество блоков и эпизодов определяется творческим замыслом сценариста. Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпи­зодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его ос­новному сквозному драматическому действию. Общий сюжет­ный ход, проходя красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматическое действие, является главным композиционным приемом, способствующим созданию целост­ности мероприятию.

В то же время событийный ряд отдельных блоков и эпизо­дов обеспечивает нарастание сюжетного действия, которое в конце концов органично приводит к кульминации сценария. Чем оригинальней будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем ритмичнее будет развиваться сквозное действие, его основной сюжет.

Композиционное построение основной части сценария тре­бует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опас­ности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные акценты, то есть слова, фра­зы, сценические действия, которые фиксируют внимание зри­тельской аудитории на основных сюжетных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом следить за ходом мероприятия и адекватно воспринимать все происходящее на сцене.

Кульминация - вершина развития драматического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зритель­ской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого - в разрешении всего драматического конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всего мероприятия.

Развязка - как структурный элемент композиционного по­строения выполняет функцию завершения сюжетной линии сце­нария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозного действия. Важно помнить, что в развязке в обязательном поряд­ке следует заключительное событие, в котором сообщается ре­зультат разрешения драматического конфликта. Следовательно, исходное событие, взявшее свое начало в завязке, пройдя основ­ное развитие действия и достигнув кульминации, в развязке за­вершает свое драматическое развитие.

Финал - следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматического действия, происходившего на сце­не. Особой формой финала является эпилог (послесловие). В композиционном построении сценария он выполняет важней­шую апофеозную роль, благодаря чему, например, театрализо­ванная культурно-досуговая программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действием.

 

Знание законов и закономерностей композиционного по­строения драматического произведения требует умений сцена­риста использовать приемы метода монтажа (с фр. - сборка, соединение). Композиционное построение и монтаж - две взаи­мосвязанные грани целостного технологического процесса дра­матургической организации культурно-досуговой программы. Композиция, как эстетический феномен, ориентирована на соз­дание внешне ощущаемой гармонии содержания и формы про­граммы. Монтаж, выполняя конструктивную технологическую функцию, преследует цель добиться внутреннего смыслового единства разнородного сценарного материала, его эмоциональ­но-образного звучания.

Понятие «монтаж» как творческое явление нашло свое глубокое теоретическое осмысление в искусстве кинематографа (Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Кулешов, Вертов). Монтаж, по мнению Эйзенштейна, присущ любому виду творчества5. Элементы монтажа можно обнаружить в литературе, живописи, музыке, театре, архитектуре и в первобытном синкретическом искусстве. Суть и смысл монтажа заключается не в формальных приемах склейки и соединения кадров, а в раскрытии идейно-художественного содержания фильма, его авторской концепции. Монтаж, по Эйзенштейну, - это метод художественного мышле­ния, способ создания особой монтажной образности, отражаю­щей мировоззрение, политические, нравственные и эстетические взгляды художника, требующей его умения синтезировать выра­зительные средства экрана с целью создания целостного художе­ственного произведения, органично сочетающего язык образов и язык понятий6.

Различные приемы монтажа, используе­мые внутри композиционного построения, придают программе оригинальность и разнообразие способов подачи разнородного материала.

Прием последовательного монтажа предполагает располо­жение материала в хронологической цепи - как событие возник­ло, какие этапы развития прошло и чем стало в настоящее время. Для последовательного монтажа характерно хронологически смысловое, логическое сцепление сценарного материала.

В основе приема контрастного монтажа лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы, находящиеся в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Такой прием обеспечивает наличие конфликта в драматургии программы, активизирует эмоциональное восприятие зрительской аудитории, придает программе ярко выраженный публицистиче­ский характер.

Прием параллельного монтажа преследует одновременную организацию действия на нескольких сценических площадках, относительно независимых друг от друга. Так, в культурно-досуговой программе это может быть действие, происходящее на планшете сцены и действие на видеоэкранах, в целом соз­дающие единый художественный образ эпизода или фрагмента программы.

Прием ассоциативного монтажа предполагает такое соеди­нение разнородного материала, в котором иллюстрируемая идея-мысль не сообщается реципиенту в готовой формулировке, а к ней, ее осмыслению и осознанию, он приходит самостоя­тельно путем ассоциативного сопоставления увиденного в про­грамме. В драматургической организации культурно-досуговой программы активно используются приемы лейтмотива, дивертисментного коллажа.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1650; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!