Основные компоненты моральной сознательности старших дошкольников



1. Идеалы.

2. Суждения о моральных нормах.

3. Понятие о моральных нормах.

4. Представления о моральных нормах.

5. Убеждения.

6. Личный положительный пример ребёнка.

7. Осознание своих действий.

После построения лексического поля, необходимо дать определение всем ключевым понятиям темы.

Моральное воспитаниеэто целенаправленное взаимодействие взрослого и ребёнка с целью формирования моральных чувств и качеств, усвоения моральных норм и правил, развития моральных мотивов и навыков поведения.

Моральная сознательность – система моральных представлений, понятий, суждений.

 

Исторический аспект проблемы

     Для изложения исторического обзора вопроса необходимо изучить первоисточники. Результаты можно представить в виде текста, иллюстрируя обор цитатами, в виде таблицы (хронологической, систематической и т.д.).

   При ссылках на авторские высказывания (суждения) можно использовать такие словосочетания: автор анализирует, отрицает, высказывает мысль, доказывает, раскрывает проблему, констатирует, не соглашается, подчеркивает, поддерживает, предусматривает, представляет, определяет, понимает, принимает точку зрения, разделяет позицию, делает выводы, рассматривает вопросы, рекомендует, фиксирует и т.д.

    На протяжении всей истории человечества проблемы морального воспитания волновали выдающихся его мыслителей. Воспитательный идеал каждого народа имеет определённые особенности, обусловленные его историческим существованием, хозяйственной практикой, географическим расположением. Но моральное, смысловое его ядро у всех народов одинаковое.

    Ещё вначале ХІІ ст. князь Владимир Мономах написал книгу «Поучение детям», в которой дал разумные советы своим потомкам.

    Теоретическая основа морального воспитания была заложена Я. Коменским, Й. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другими. Значительный вклад в разработку данной проблемы К. Ушинский, В. Сухомлинский, А. Макаренко и другие.

      Я.А. Коменский уверждал, что только тот человек может быть моральным, который сознательно принимает человеческие права и обязанности, действует по совести, а не по принуждению или страху. Он настаивал на воспитании таких «хороших качеств», как чувство меры, аккуратность, уважение к старшим, любезность, справедливость, терпеливость, деликатность, умение держаться достойно, вести себя сдержанно и скромно [37].

     И.Г. Песталоцци считал центром всей работы с детьми «воспитание деятельной любви к людям», которая начинается с любви к матери, другим членам семьи. Педагог, по его высказыванию, должен опираться не на поучение, а на развитие у детей моральных убеждений и чувств [61].  

     К.Д. Ушинский придавал моральному воспитанию исключительную значимость. В его теории объединены достижения психологии, философии, физиологии. Особую роль в моральном воспитании он отводил идее народности, народному идеалу человека, потому что народ создаёт такие воспитательные основы, на которые не способна лучшая педагогическая теория и которые не могут быть заимствованы у другого народа. Если родители желают счастья ребёнку, то необходимо воспитывать его не для счастья, а для «труда жизни», подчеркивал К.Ушинский [94].

      П. Блонский основой морального воспитания считал…

      Идеи А. Макаренко о воспитании в коллективе оказали определённое влияние на развитие теории и практики морального воспитания детей дошкольного возраста. Особенное внимание он уделял…

      По убеждению В. Сухомлинского…

Взгляды учёных можно отразить в виде таблицы.

Персоналии Взгляды и мысли о моральном воспитании детей
П. Блонский     Основой морального воспитания считал взаимоотношения между ребёнком и взрослым, моральное влияние на ребёнка, которое базируется на ласковом, доверительном отношении, уважении к его личности. Самое эффективное воспитание, как правило, апеллирует к внутренним силам ребёнка, действует на него через внешние показатели, но «не изнутри» [8].
А. Макаренко      Особое внимание уделял воспитанию единства моральной сознательности и поведения детей: «Широкая этическая норма становится действенной лишь тогда, когда её «сознательный» период переходит в период общего типа, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержана общественным мнением и общественным вкусом» [50].
В. Сухомлинский     Азбука морали усваивается ребёнком вместе с познанием окружающего мира, поэтому сделать её жизненной и является важнейшей задачей педагога. Выдвинутые идеи способствовали осознанию значения морального воспитания как основы развития личности [89].

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!