ИСТИНА – ОБМАНИСТИНА – ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Такое расположение материала хорошо иллюстрирует разнообразные синонимо-антонимические связи лексических единиц. Оно является также удобным способом подачи вариантов антонимов: правда – ложь (= неправда), сильный – слабый (= бессильный) и т. п. Одно из главных достоинств словаря – хорошо и тщательно подобранный иллюстративный материал. Он дает яркое и полное представление о разнообразных функциях антонимов в речи, которык мы рассмотрим далее.
8.Функции антонимов (см. Хрестоматия: Л.А. Новиков. Функции антонимов).
Антонимы характеризуются частой совместной встречаемостью в тексте и выполняют следующие функции:
1. Противопоставление: Ты богат, я очень беден (А.Пушкин; Голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх.
2. Разделение
У него всегда было одно мнение: или хорошее, или плохое.
Он был не толстый и не худой.
3. Взаимоисключение: Нечего там философствовать, вредно это или полезно (А.Чехов)
4. Чередование, последовательность событий, фактов: Он то тушил свечу, то опять зажигал её (А.Чехов)
5. Охват всего класса предметов, всего явления, качества, разделенных на противоположности: Он повторил все от начала до конца. От первого до последнего. От мала до велика.
6. соединительная функция
Плакал и смеялся во сне Пилат.
7. Превращение одной противоположности в другую, противоречие: Конец! Как звучно это слово, Как много – мало мыслей в нём (М. Лермонтов)
|
|
Стилистические фигуры, построенные на явлении антонимии
Антонимы – яркое стилистическое средство языка; они лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза, ирония, оксюморон.
Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) –стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий: Кто был ничем, тот станет всем (Э. Потье); Мне грустно потому, что весело тебе... (М.Лермонтов). Знание человека возвышает, а невежество – унижает(Пословица) и др.
Оксюморон(от греч. oxys – острый и moros – глупый; oxymoron – остроумно-глупое) -стилистическая фигура, строящаяся на сочетании слов с противоположным значением:звонкая тишина, сладкая скорбь, горькая радость, , убогая роскошь, далекое близкое.
И вот встает знакомый незнакомеци глухо говорит (С.Я.Маршак); И подумывают так: "Что за умницадурак!" (С.Я.Маршак); "Живой труп" (Л.Толстой), "Богатый нищий" (Л.Мартынов) и др.
И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А.Пушкин)
Ирония (rреч. eironeia – притворство, насмешка) – стилистический прием, при котором слово употребляется в противоположном его значении с целью тонкой, скрытой насмешки: Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил (Пушк.); Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (обращение лисицы к ослу в басне Крылова). Здесь за словом «умная», сказанным в насмешку, стоит его антоним – «глупая». Или в «Евгении Онегине» (гл. V) о гадательной книге Мартына Задеки, которую любила Татьяна, Пушкин говорит:
|
|
Сие глубокое творенье
Завез кочующий купец…
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 709; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!