Западная Римская империя                                   Восточная Римская империя 14 страница



В одном лишь отношении новая столица Константина представляла резкое отличие от старого Рима. Тогда как старая столица сохраняла в ту пор свой языческий характер, в ней красовалось в прежнем великолепии множество языческих храмов, ее календарь народных празднеств был связан традиционными языческими культами и многие старые знатные фамилии оставались верны религии своих предков, — новая столица с самого начала стала христианским городом. Щадя старые идеи, Константин соорудил в портиках своего форума два святилища, поставив в одном из них статую Матери богов Реи, а в другом — Фортуны.[290] Но эти святилища не были местом отправления культа. Свой переход в христианство Константин засвидетельствовал тем, что на Августеоне воздвиг храмы св. Софии и невдалеке от нее св. Ирины, а вблизи своего форума — храм св. Апостолов, который был предназначен стать местом упокоения его праха.

8. ИГРЫ, ЦИРК И ПАРТИИ[291]

Своеобразной особенностью жизни империи было обязательство прави­тельства давать населению столиц всенародные увеселения, так называе­мые игры, ludi. Игры имели характер государственного учреждения, и нача­ло их восходит к глубокой древности. Римское предание возводило их к пер­вому царю, Ромулу. Положив основание городу и соорудив стены вокруг Палатина, Ромул устроил конские ристания в день праздника бога Конса и пригласил на это зрелище соседей, а когда внимание всех было сосредото­чено на состязании, он и его бездомные товарищи совершили похищение са­бинянок и тем обеспечили дальнейшее существование нового государства. Ристания требуют для своего осуществления ровного места, и само место­положение римского цирка по соседству с Палатинским холмом, колыбе­лью Рима, является свидетельством об исконной древности этого учрежде­ния. Игры совершались в честь бога и были, таким образом, одним из тех культов, которые в своей совокупности составляли государственную рели­гию римской общины. Праздник Consualia, значившийся в римском кален­даре 21 августа и 15 декабря, и другой, сопровождавшийся также риста­ниями, Equirria, 27 февраля и 13 марта, навсегда удержались в Риме, и само устройство ристаний в эти дни лежало на обязанности главной коллегии жрецов, понтификах. С очень давнего времени существовал в Риме празд­ник, сопровождавшийся также ристаниями, который носил имя Ludi Roma­ni, римские игры. Древнейшим днем его было 15 сентября.

В связи с боевой жизнью римского народа существовал обычай давать от имени общины обет богам отпраздновать игры в их честь, если боги пошлют удачу в военных предприятиях. Верховным богом общины был Юпитер, и обеты приносились прежде всего ему. Обязанность исполнения таких обе­тов лежала на представителях общины, консулах. С возрастанием римского могущества увеличивалось число игр, и празднества не ограничивались од­ним днем, как было в древности. В конце III века возникли, с характером по­стоянных, игры: Плебейские — в 220 г., Аполлинарские — в 212 г., Мегалезские, в связи с перенесением в Рим восточного культа Великой Матери богов, в 204 году, и Цериальские — в 202 г., а с 173 г. получили постоянное место в календаре Флоральские, которые были впервые отпразднованы по указанию Сивиллиных книг в 238 году. Помимо этих нормальных, занесен­ных в календарь игр, боевая жизнь республики давала широкий простор для обетных игр, и блестящие триумфы всегда сопровождались играми, кото­рые давал триумфатор. Кроме магистратов игры могли совершать по обету и частные лица. Так, погребение знатных заслуженных граждан нередко сопровождалось играми, расходы на производство которых покрывали наследники почившего.

Лежавшая на консулах обязанность справлять игры от имени государства перешла с течением времени на эдилов, и консулы сохранили только председательство. Когда игр стало много, они были распределены между магистра­тами: городским претором, курульными и плебейскими эдилами. На устрой­ство игр отпускались из казны деньги в определенных суммах.[292] Но быстрый рост римского могущества и обогащение римской знати скоро сделали недо­статочными отпускаемые от казны средства, и магистраты, с целью снискать расположение народа и обеспечить себе дальнейший ход карьеры, делали щедрую надбавку из своих личных средств. Так постепенно игры преврати­лись в весьма нелегкую повинность для лиц сенаторского звания, последовательно проходивших магистратуры; колоссальные расходы на игры вводили их в страшные долги, которые затем покрывались наживой от управления провинциями. Известно, что Цезарь во время своей претуры довел роскошь игр до того, что клетки диких зверей были сделаны из серебра, а миллионные его долги покрыло краткое управление Испанией в звании пропретора.

Самым древним увеселением на играх были конские ристания. Постепенно явились другие дополнительные зрелища и забавы. Таковы были скоморохи всякого рода, акробаты, плясуны, ученые звери, а позднее — театральные представления как в виде национальной ателланы с определенны ми типами в масках, так и переделки греческих трагедий и комедий. Еще позднее вошли в обычай бои гладиаторов и борьба людей с дикими зверями venationes. В течение долгого времени для театральных представлений здание театра возводилось на каждый раз, и только в самом конце республики появились в Риме каменные театры огромной вместимости. Гладиаторские бои и особенно борьба с дикими зверями требовали специальных приспособлений в цирке, где они давались; позднее для них начали воздвигать особые здания, амфитеатры, и самый роскошный, Colosseum, был построен имп. Веспасианом и открыт его сыном Титом.

Свободные формы городского самоуправления, в каких жила Италия распространялись по всему западу империи вместе с успехом романизации. В конституциях (leges), которые римская власть давала колониям, возникавшим на всем пространстве империи, узаконивалось обязательство дл жрецов и магистратов города давать игры в определенные дни.[293]

Распространение культа императора, начавшееся при Августе, создало обязательство давать игры в день рождения главы государства для съезжав­шихся в центральный пункт страны депутатов, которые отправляли этот культ от имени данной области. На греческом Востоке было искони обычно, что богатые граждане принимали на себя расходы по устройству всенарод­ных увеселений для своих сограждан. Культ императора дал новый повод к упрочению этого обычая.

Так, простой поначалу римский народный праздник ристаний породил из себя чрезвычайно сложное и дорого стоившее учреждение, с обязатель­ной затратой громадных средств от представителей государственной вла­сти.[294] Жители города Рима считали игры своим неотъемлемым правом, так как они в своей роскоши и великолепии были наглядным выражением рим­ского миродержавия. Август, относившийся с величайшим уважением ко всем традициям республики, упрочил в течение своего продолжительного правления обязательство для верховной власти тешить народ разнообраз­ными зрелищами. И так как игры являлись как бы возмещением того ожив­ления, которое вносила в Рим исчезнувшая политическая свобода, то увесе­ления умножались и разнообразились.

Ристания вызывали развитие конских заводов, и императорский дом имел их в подходящих местах. Долгое время были в особой славе лошади ис­панские и африканские, а потом, наряду с ними, стали также малоазиат­ские, из Каппадокии. Дикие звери доставлялись из пустынь Сахары и Си­рии, из лесов Германии. Конские ристания в их широкой постановке, как нормальное и часто повторявшееся народное увеселение, вызвали возник­новение компаний капиталистов, которые владели всем нужным для обору­дования ристаний материалом и за деньги ссужали им магистратов, кото­рые давали игры. Эти компании назывались factiones. Они владели конюш­нями в городе Риме, имели в своем распоряжении персонал наездников, возниц и огромный инвентарь экипажей, сбруи и т. п. принадлежностей это­го дела. Профессиональные возницы стоили больших денег, и все предпри­ятие требовало огромного оборотного капитала, что и повело к образованию компаний, как некогда вызывали их — государственные откупы и подряды.

Гладиаторские казармы, в которых обучали людей искусству убивать друг друга и с достоинством умирать, стали частью императорского хозяйства, и частные лица, особенно в Риме и Италии, были устранены от этого про­мысла.[295] По примеру столицы, гладиаторские бои распространились в западных областях империи, и поставка гладиаторов стала делом предпринимателей, которые назывались lanistae. Это дело получило широкое распространение, и от времен Марка Аврелия сохранился оригинальный документ: такса гладиаторов разных сортов для всей империи.[296]

Наряду с ристаниями и гладиаторскими боями большой популярность пользовались театральные зрелища, давно завоевавшие себе место на играх как перенесенное в Рим греческое искусство, перелицованное на латинский язык и ставшее народным. Со времен Августа в Риме было три огромных каменных театра, вмещавших по много тысяч зрителей. Из всех видов театральных зрелищ, последовательно развивавшихся на греческом Востоке переходивших в Рим, с самого начала империи преобладание получили мимы и пантомимы.

Наряду с ними влачила жалкое существование старая трагедия, превратившаяся, по-видимому, в патетические монологи, упоминания о чем попадаются еще в V и VI веках.[297] Пантомимы стояли в живой связи с музыкой в виде оркестрового аккомпанемента и хорового пения. Хореографическое искусство достигло высокого развития и имело свой центр в далекой Сирии, откуда знаменитые артисты являлись в Рим, чтобы пожинать славу в столице мира.

Завещанный республикой календарь с обозначением в нем дней, в которые были положены всенародные игры, пополнился весьма значительно новыми праздниками при Августе, а по его смерти прибавлены были новые игры в честь почившего, которые получили название ludi Augustales. Коллегия трибунов выразила готовность принять их постановку на свои личные средства, но Тиберий отклонил это предложение, и на постановку этих игр были назначены деньги из государственного казначейства. Трибунам предоставлено было право давать их в триумфальном одеянии, но без того отличия, на которое имели право преторы, а именно: делать торжественный выезд на колеснице. [298] При преемниках Августа число дней игр возрастало, при Марке Аврелии в календаре было уже 135 дней, в которые были положены игры. Поводом к возникновению новых игр служили победы римского оружия. Так, при Марке Аврелии были установлены Парфянские игры, ludi Parthici. Щедроты императоров на увеселения державного народа возрастали и в последующее время, и в римском календаре Веррия Филокала 354 года число дней игр в году достигает огромной цифры 176, причем 18 из обшего числа игр были поминками в честь дня рождения императоров, 5 — в честь побед над персами, 7 — над сарматами, 6 — над готами и т. д.[299] Что ка­сается характера увеселений, то театральные зрелища давались 150 раз в год, конские ристания 64 раза и гладиаторские бои 10 раз.

Воздействие христианства на общественную жизнь сказалось в том, что при Константине кровавые гладиаторские бои признаны были неподходя­щим видом народного увеселения и подверглись запрещению. Но искоре­нить то, что имело такую продолжительную жизнь в общественном укладе, было нелегко, и через двадцать лет после запретительных указов Констан­тина издавал такие же указы Констанций.[300] Устранение гладиаторских боев не повело, однако, за собою осуждения близкого вида увеселений — борьбы человека с диким зверем. Хотя Феодосий Младший, по мягкости своей на­туры, старался воздействовать против этого вида увеселений, но при его пре­емниках он опять вошел в круг обычных забав.

Наряду с ристаниями процветали театральные зрелища. Искусство ак­тера было в глазах правительства особым видом ремесленного труда, и его представители разделили общую судьбу всех видов ремесла и искусства — были закрепощены за своим занятием. Язык императорских указов знает актеров и актрис под терминами: scenicae et scenici, histriones, thymelici; в жизни и литературе общим термином служили слова mimi et mimae. В шкале общественных рангов актеры стояли на очень низкой ступени;[301] но государственная власть признавала в них необходимый класс людей, вно­сивших радость и веселье в будничную трудовую жизнь человека. Христи­анская Церковь с давних пор начала свой протест против всяких видов на­родных увеселений и с особенным ожесточением громила ремесло актера, признавая его нечестивым делом, несовместимым с исповеданием христи­анской веры. Когда правительство стало христианским, оно не отказалось от исконной точки зрения на актерское искусство и для сохранения его на­шло выход в обычае отлагать крещение до конца жизни. Сохранился указ от 367 года, в котором император подтверждает свободу от актерского ремесла для тех актеров и актрис, которые приняли крещение в час смертной опас­ности и затем выздоровели. Но чтобы не ослабить тем эту необходимую в складе общественных отношений корпорацию, в указе предписывалось разрешать крещение актерам лишь в крайнем случае с ведома епископа, правителя провинции и городского куратора, к которым в таких случаях должны обращаться члены актерской корпорации.[302] Дочери актрис должны были следовать профессии матери, и только в исключительных случаях допускалось освобождение от ярма повинности, клавшего клеймо позора на саму жизнь женщины. Тщетно Иоанн Златоуст громил в своих красноречивых обильных словом проповедях к своим согражданам антиохийцам нечестивое ремесло мимов и пантомимов и пристрастие к ним всех классов обществ. Его проповеди не имели успеха как в Антиохии, так и после, когда он занял престол константинопольского патриарха.[303] Государственная власть признавала право мимов на существование, и свое разрешение этого вида «смехотворных искусств», artes ludicrae, мотивировала опасением — «чтобы чрезмерное ограничение этого вида забав не порождало тоски жизни».[304] За всеми видами народных празднеств и увеселений, как они существовали в разных местах империи от давней старины, признано было значение учреждения, поддержка которого является обязанностью представителей государственной власти и в виде особой милости — императорской казны.[305] Указом 409 года в обязанность правителям провинций было вменено присутствовать на играх, какие где правятся по обычаю, и содействовать увеселению населения, не превосходя лишь меры расходов на это дело.[306]

Исконная связь магистратуры с обязательством давать игры сохранялась в Риме все время существования империи, и в IV веке на преторах по-прежнему лежала обязанность тратить крупные суммы на положенные по календарю игры. Константин учредил двух преторов в Константинополе, при Констанции их число увеличилось до пяти,[307] а при Феодосии I — до восьми. [308] В Риме занятие магистратур было привилегией и в то же время бременем для богатых родов столичной аристократии. Замещение санов устанавливалось сенатом, который был органом этой знати, в особенности с тех пор, к Рим перестал быть императорской резиденцией и его лишь изредка навещали императоры в триумфальных въездах. Ввиду огромных расходов, которых требовали игры, отбывание этой повинности приходилось предвидеть зара­нее. Связанные с этим делом расходы ложились тяжким бременем на круп­ные состояния римских аристократов, и богатые между ними щеголяли друг перед другом суммой расходов. Так как эта экстренная и единовременная затрата требовала предварительных забот, то избрание производилось в се­нате за десять лет до срока и имена, намеченные сенатом, представлялись на утверждение императора и доводились до всеобщего сведения.[309] Правитель­ству приходилось заботиться о том, чтобы лица, обязанные нести эту тя­гость, не пытались избавиться от нее, проживая в своих владениях. Таков указ от 339 года на имя префекта претория, повелевающий ему заботиться, чтобы сенаторы находились в Риме и несли расходы по сценическим играм и ристаниям в цирке.[310] В указе 353 года Констанций определил штраф за укло­нение от исполнения обязанности в размере 50 тысяч модиев хлеба (4365 гектолитров).[311]

В Константинополе, где жил император, где не было старой аристокра­тии и новая знать пополнялась из разных элементов, преторы не имели, по-видимому, самостоятельной роли при постановке игр, и дело сводилось к взносу определенной суммы денег. Указ 340 года определяет размеры взно­сов для преторов Константинополя, в отдельности, в таких цифрах: первый претор, носивший имя Флавиев (от родового имени императора Константи­на и его дома), обязан внести 25 тысяч фоллов и 50 фунтов серебра, вто­рой — Константинов — 20 тысяч фоллов и 40 фунтов серебра, третий — Триумфальный — 15 тысяч фоллов и 30 фунтов серебра.[312] В 361 году, когда преторов было пять, двое из них вносили деньги на общественные сооруже­ния: Константинов претор — 1000 фунтов серебра, а Флавиев — 500, причем эти лица обязывались выстроить через своего прокуратора данное сооруже­ние с правом надписать свое имя.[313] В указе 381 года четыре претора платят по 500 фунтов серебра, а из четырех вновь назначенных два — 450 фунтов и другие два, также вместе, — 250.[314] В 396 году, когда преторов было пять, од­ному из них, который платил 100 фунтов серебра, было повелено принять на себя устройство празднества в день рождения Гонория, брата императора Аркадия.[315] Впоследствии лежавшее на преторах бремя было с них снято ука­зом имп. Маркиана (450 г.), по которому претур полагалось только три, по выбору сената из живущих в Константинополе знатных лиц, и обязатель­ные прежде взносы были превращены в добровольные.[316]

Старый языческий календарь, обязывавший магистратов так часто уве­селять население старого Рима, не был и не мог быть перенесен в новую сто­лицу империи. В связи с культом императора повсеместно в империи утвер­дились в качестве дней всенародных увеселений день рождения императора и его вступления во власть.[317] День вступления в сан нового консула, т. е. января, и «рождения города» — 11 мая — заняли также прочное место в календаре увеселений населения столицы. Предание не сохранило точных сведений и ясных указаний о числе дней всенародных увеселений. По-види­мому, они были очень часты. Воздействие христианства на общественные отношения сказалось в том, что имп. Феодосий Старший в указе от 386 года запрещал давать игры в воскресные дни и вменял в обязанность начальни­кам провинций заканчивать свое участие в увеселениях в полдень и не яв­ляться на возобновление их в течение дня.

В правление его благочестивого внука, Феодосия Младшего, игры были воспрещены, помимо воскресений, в праздники — Рождества Христова и Богоявления, во все дни четыредесятницы и в праздник Пасхи.[318] Но этот за­претительный указ, по-видимому, не воздействовал на общественные нра­вы, и много лет спустя император Лев вновь воспретил все три вида народ­ных увеселений в воскресные дни.[319]

В жизни столицы всенародные увеселения являлись способом общения царя с народом, и сердцем столицы был цирк или ипподром, как называли его на Востоке. То была старая традиция, перешедшая в Новый Рим из ста­рого. Еще в пору республики народ в цирке и театрах выражал нередко свое расположение к отдельным лицам шумными манифестациями. С самого на­чала императорского режима появление императора или членов император­ского дома в цирке сопровождалось приветственными кликами, которые с течением времени получили значение выражения чувств верноподданности. Собираясь на зрелища в огромном множестве, народ имел возможность об­ращаться с коллективными просьбами или жалобами, а иногда порицания­ми и выражением неудовольствия и раздражения. Живое и страстное уча­стие зрителей к совершавшимся в цирке ристаниям, а в амфитеатре — боям гладиаторов или борьбе человека с диким зверем вызывало нередко прось­бы народа к императору освободить на волю того или другого возницу, су­мевшего снискать своим искусством расположение народа, или помиловать вызывавшего сострадание приговоренного к растерзанию диким зверем преступника. Так в этих всенародных собраниях устанавливалось живое и непосредственное общение главы государства с народом. Грозные полити­ческие события, вести о которых волновали население столицы, служили поводом к шумным всенародным манифестациям в цирке. Хотя Рим еще в конце II века перестал быть постоянной резиденцией императоров, но в рим­ском цирке остались жить старые нравы, и здесь нашла себе убежище ста­рая свобода римского державного народа, каким чувствовало себя в своем самосознании население города Рима. Посещения Рима императорами при­урочивались к юбилейным дням или празднованиям триумфов после бле­стящих побед. Соблюдая старые традиции, Констанций отпраздновал два­дцатилетие своей власти триумфальным вступлением в Рим во главе своих войск и давал игры в цирке по старым обычаям своих предшественников на троне.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!