Координационные упражнения-тесты



Используются в ходе занятий координацией движений в двух целях:

-перед началом занятий — для оценки уровня координаци­онных возможностей занимающихся;

-после прохождения раздела «координация движений» — для оценки достигнутого уровня.

1.Одновременно выполняемые движения обеих рук, различ­ные по характеру, направлению и ритму — например, правая ру­ ка рисует на три счета во фронтальной плоскости треугольник, а левая рука рисует на четыре счета в горизонтальной плоскости круг.

2. Одновременно выполняемые движения рук и ног, различ­ные по характеру, направлению и ритму.

Рече-двжательнаяивокально-двигательнаякоординация

(Дается по методике, разработанной профессором И.Э.Кохом)

Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной па­мяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышеч­ных напряжений (преодоление «зажима») в упражнениях на раз­витие рече-двигательнойкоординации:

1. Сочетание движений рук и ног в разных рисунках, направ­лениях и темпах с логическим текстом разной трудности (таблица умножения, стих).

2.Сочетание ритмизованной (стихотворной) речи с аритмич­ным движением, со сменой скоростей и расстояний.

3.Координация движений с пением. Сочетание разных рит­мических рисунков и разных темпов в движении и пении. Соче­тание пения с танцевальным движением и с аритмичным движе­нием.

4.Упражнения, исполняемые по внезапному сигналу, — со­четания речи с движением, усложненные условием прекращать и

45

возобновлять движение или речь по сигналу, подаваемому пре­подавателем в любой момент.

Т е м а 6. Равновесие

Повышение чувствительности вестибулярного аппарата, обо­стрение чувства равновесия и повышение устойчивости тела.

Совершенствование чувства равновесия

1. Тренировка подвесных (амортизирующих) систем мозга — всевозможные резкие движения головой (рывки, встряхивания, раскачивания) в различных плоскостях и направлениях.

2. Тренировка вестибулярного анализатора:

-упражнения с преимущественным воздействием на полу­ кружные каналы (с угловыми замедлениями и ускорениями): наклоны головы и корпуса вперед и назад, повороты направо

иналево, круговые и маятниковые движения; обороты тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов; прыжки с оборота­ ми, перекаты (лежа на полу) влево и вправо; кувырки вперед

иназад.

-упражнения с воздействием на отолитовый аппарат (с эле­ ментами прямолинейного движения, ускорениями и замедле­ниями): ходьба и бег с ускорениями и внезапными останов­ками; прыжки на месте и с продвижением в различных на­ правлениях; быстрые приседания из основной стойки в упор присев; ходьба приставным шагом лицом вперед, спиной вперед, правым и левым боком вперед и т.д.

Повышение устойчивости тела(Оперирование центром тяже­сти)

1. Статическое равновесие (с открытыми или закрытыми гла­зами).

Удержание равновесия:

-на уменьшенной опоре (стоя на носках, стоя на одной ноге);

-на возвышении (кубы, стулья, скамейки, столы);

-на неустойчивой опоре («катушке», бутылке);

46

-при значительных смещениях частей тела относительно пло­ щади опоры;

-упражнения с использованием «перевернутых» позиций (стойки на голове и на руках);

-упражнения с использованием равновесных поз («птица», «павлин»).

2.Динамическое равновесие — произвольное управление инерциями тела и его частей:

-упражнения на сохранение равновесия при перемене позы или действии возмущающих сил за счет компенсаторных движений, нейтрализующих действие возмущающих сил на центр тяжести тела, — например, парные упражнения на сталкивание партнера с места или перетягивание его;

-упражнения на сохранение устойчивости за счет амортизи­рующих движений, тормозящих движение тела по направле­нию к опорам, замедляющим начавшееся отклонение, — на­ пример, всевозможные прыжки вперед, в сторону, в глубину с мгновенной остановкой движения в устойчивой позе;

-упражнения на сохранение устойчивости за счет восстанав­ливающих движений, направленных на возвращение центра тяжести в зону сохранения положения путем перемещения точки опоры, «подведения» ее под центр тяжести тела, — на­ пример, опускание на пол и подъем с пола без помощи рук.

3.Парные упражнения на равновесие, в которых партнер вы­ ступает в качестве возмущающей силы.

4.Парные упражнения на равновесие системы тел, в которых партнеры выступают в качестве сообщников, помогающих друг другу удерживать равновесие.

5.Подвижные игры — например, «салочки» на одной ноге.

Те м а 7. Суставно-мышечноечувство

Суставно-мышечнаяпамять

1.Идеомоторное продумывание разучиваемых движений с открытыми или закрытыми глазами.

2.Выполнение упражнений с закрытыми глазами в замедлен­ ном темпе с концентрацией внимания на работающих мышцах:

47

-выполнение локальных движений — изолированных движе­ний отдельных частей тела;

-выполнение более сложных комплексных упражнений и действий.

3.Упражнения с закрытыми глазами на ощущение плоско­стей движения (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной), на ощущение основных направлений — вертикали, горизонтали, диагонали — в положении рук, ног и их частей.

4.Упражнения на повышение различительных способностеймышечно-двигательныханализаторов — например, равномерный подъем плеч на 4 счета, на 8, 16, или на 3, 5 и т.д.

5.Упражнения типа «мертвая точка», при выполнении кото­рыхкакая-точасть тела — например, кисть руки — фиксируется на воображаемом неподвижном объекте, а все остальные звенья тела смещаются относительно этой точки.

6.Упражнения на выработку «активного осязания», то есть сочетания суставно-мышечныхощущений с тактильноосязательными — работа с предметами различной конфигурации

ифактуры на ощупь с закрытыми глазами.

7.Повторение (через временной интервал) собственной позы, зафиксированной по хлопку педагога в ходе выполнения других упражнений.

8.Воспроизведение по памяти предложенной партнером по­

зы.

9.Точное повторение за партнером его движений — «дуб­лер», «зеркало».

10.Групповые упражнения на синхронность движений.

11.Упражнения на запоминание двигательной композиции, постепенно удлиняющейся или усложняющейся.

12.Простейшие упражнения на память физических действий. Осуществляются параллельно с освоением студентами раздела актерского мастерства «память физических действий».

13.Упражнения и этюды на чувство движения и чувство формы.

48

Т е м а 8. Ловкость

Приобретение опыта интегрирования различных физических

ипсихофизических качеств при решении сложных двигательных

идейственных задач.

Телесная ловкость

Интегральное проявление физических и психофизических ка­честв.

1.Сочетание высокого уровня гибкости, силовой подготовки

ихорошей координации движений — например, ходьба ногами по кругу вокруг «приклеенных» к полу ладоней.

2.Четкая координация мышечных усилий различных частей тела в короткие промежутки времени:

-упражнения, базирующиеся на взрывной силе и чувстве равновесия, — например, подъем разгибом из положения ле­жа на спине или опорные прыжки через препятствие с устой­чивым приземлением;

-упражнения, базирующиеся на чувстве равновесия и скоро­сти ориентировочных реакций, — например, всевозможные виды балансировки на неустойчивой опоре.

3. Точность учета пространственных параметров движения:

-упражнения, базирующиеся на гибкости и координации движений, — например, всевозможные ползания между пре­ градами, подлезания под преграды, перелезания через пре­ грады с предельно возможной скоростью;

-упражнения, базирующиеся на чувстве динамического рав­новесия и координации движений, — например, бег и прыж­ки по сложным пространственным конструкциям из столов, стульев, кубов, скамеек, ступенек, пандусов и т.д.;

-упражнения, базирующиеся на чувстве пространства и ко­ординации движений рук, — например, упражнения на мет­ кость (броски мячами в цель и т.д.).

Элементарные акробатические упражнения в группировке, балансе и темповых поскоках.

Шпагаты— седы с предельно разведенными ногами:

-шпагат левой (правой);

-шпагат прямой;

-полушпагат;

-шпагат кольцом;

-шпагат с захватом.

Мосты— дугообразные, максимально прогнутые положения исполнителя с опорой на ноги и руки спиной вниз:

-мост с согнутыми коленями;

-мост с выпрямленными коленями;

-мост на предплечьях;

-мост на коленях;

-мост на одну ногу;

-мост на одну руку;

-мост с захватом («мост-складка»).

Упражнения в балансировании

Равновесие тела в различных положениях и на различных точках опоры.

Упоры— вертикальные или горизонтальные статические по­ложения с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры:

-упор на локтях коленями согнутых ног («птица», «лягуш­ ка»);

-горизонтальный упор на одном локте («павлин»).

Стойки— статические вертикальные положения, при кото­рых исполнитель находится вверх ногами:

-стойка на лопатках

-стойка на груди (вариант - поза «саранчи»)

-стойка на голове

-стойка на предплечьях

-стойка на руках.

Вращательные движения Перекаты— вращательные движения тела с последователь­

ным касанием опоры без переворачивания через голову.

54

Перекаты вперед:

-из стойки на лопатках

-прогнувшись из упора лежа

-прогнувшись с коленей

-прогнувшись с коленей без опоры.

Перекаты назад:

-из упора присев с группировкой

-с опорой, опираясь ладонями у плеч

-прогнувшись из стойки на голове

-прогнувшись из стойки на руках.

Перекаты в сторону:

-в группировке

-выпрямившись.

Кувырки— вращательные движения тела через голову впе­ред или назад с последовательным касанием опоры.

Кувырки вперед:

-из упора присев толчком ног

-длинный кувырок — с более далекой постановкой рук (без прыжка)

-из стойки на голове

-из стойки на руках

-кувырок прыжком (каскад-кувырок)— толчком ног, с раз­ бега

-лет-кувырок— с разбега, с прогибанием тела в полете.

Кувырки назад:

-из упора присев

-согнувшись из седа с выпрямленными ногами

-согнувшись — из основной стойки наклоном вперед

-через плечо с перекатом назад прогнувшись

-через голову прогнувшись

-через стойку (с фиксацией стойки или перекатом в упор ле­жа).

«Сценические» кувырки:

-с опорой на одну руку

-проходной с опорой на обе руки

-проходной с опорой на одну руку

55

-с опорой на локоть

-без опоры рук

-проходной без опоры рук.

«Восточные» кувырки:

-через одно плечо;

-прыжком — толчком ног, с разбега.

Перекидки— вращательные движения тела вперед или назад прогнувшись через стойку на руках без фазы полета.

Перекидки вперед:

-махом одной и толчком другой ноги, с приходом на обе ноги

-с приходом на одну ногу — через стойку шпагатом.

Перекидки назад:

-махом одной и толчком другой, с приземлением на обе ноги

-с приходом на одну ногу — через стойку шпагатом

-из моста — махом или толчком ног

-назад в шпагат

-с опорой на одну руку.

Перевороты колесом— вращение тела вперед, назад или в сторону через стойку на руках с последовательной и равномерной опорой каждой рукой и ногой:

-колесо

-колесо через одну руку — разноименную или одноименную

столчковой ногой

-колесо вперед прыжком, с фазой полета до постановки рук.

Т е м а 1 1 . Парные упражнения


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!