Раздел 1. Методы формирования навыков управляемого воображения детей дошкольного возраста



Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх

 

 

Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников

(Методическое пособие для работников дошкольных учреждений)

 

 

2007г.
Содержание

Введение.. 4

Раздел 1. Методы формирования навыков управляемого воображения детей дошкольного возраста.. 7

Пояснительная записка.. 7

"Круги Луллия". 13

Морфологический анализ. 20

Метод фокальных объектов. 24

Эмпатия. 28

Типовые приемы фантазирования. 31

Раздел 2. Методы формирования навыков сильного мышления детей дошкольного возраста. 55

Пояснительная записка.. 55

Глава 1 Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии.. 59

Глава 2. Формирование основ системного мышления дошкольников. 92

Глава 3. Формирование основ диалектического мышления. 111

Раздел 3. Методы формирования навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста.. 134

Пояснительная записка.. 134

Глава 1. Обучение детей созданию образных характеристик объектов. 135

Глава 2. Составление дошкольниками рифмованных текстов. 143

Глава 3 Методика обучения дошкольников работе с серией картинок……………………………….116

Глава 4. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. 160

Глава 5. Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания. 185

Раздел 4 Программа формирования навыков творческого мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста.. 200

Пояснительная записка.. 200

Задачи обучения составлению сравнений.. 202

Задачи обучения приемам фантазирования. 203

Задачи обучения умению сужать поле поиска (дихотомия) 206

Задачи обучения детей основным мыслительным действиям диалектического характера.. 210

Задачи обучения установлению системных связей.. 211

Задачи обучения составлению рассказов по серии картинок. 216

Задачи обучения составлению рассказов по картине. 217

Задачи обучения детей созданию текстов сказочного содержания. 219

Заключение.. 221

Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования. 222

Список литературы... 224

Приложения.. 229

Приложение №1.Теория Решения Изобретательских Задач — ТРИЗ. 229

Приложение №2.Общая теория сильного мышления (ОТСМ) – краткая справка.. 231

Приложение №3 Перечень навыков ОТСМ-ТРИЗ. 234

Приложение №4.Инструменты ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: чему и для чего учить?. 238

Несколько слов об авторах: 243

 


Введение

Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, что бы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего.

Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой, если технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Все меньше удовлетворяет темпам жизни и узкоспециальное образование. Ведь чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. Как быть?

Очевидно, что под содержанием образования сегодня следует рассматривать в первую очередь овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, возможно в любых предметных и межпредметных областях. Обучение способам работы с творческими задачами ведет к появлению умений в организации собственной творческой деятельности.

Маленький человек постепенно готовится к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь: наполненная противоречиями и проблемами. Малышу нужно присвоить определённый образ мышления, усвоить на доступном ему уровне диалектические законы развития мира:

1) Чтобы принять необходимость самостоятельной работы с проблемами, необходимо увидеть каждый отдельный элемент окружающего мира в единой структуре и иерархии явлений и объектов. И в то же время, чтобы научиться находить первопричины проблем, надо уметь из целостной картины мира вычленять проблемные элементы. И делать это, целенаправленно сужая поле поиска.

2) Чтобы научиться находить первопричины проблем в разных областях знаний, надо уметь отслеживать линии развития систем, на которых каждый новый этап развития отрицает собой предыдущий. Надо понять, что любая система проходит три основных стадии развития: рождение, развитие и старение. Но отмирание старой системы не является окончанием существования, а рождает новую. И это рождение, как и сам процесс эволюции, можно прогнозировать.

3) Наконец, чтобы решать задачи изобретательского или исследовательского плана, ребёнок должен научиться находить противоположности в объектах и явлениях,стать чувствительным к противоречиям, владеть умениями их формулирования и разрешения.

Это наиболее общие идеи, касающиеся любой области знания. Однако каждая наука, каждая сфера деятельности имеет свою специфику, которую нельзя не учитывать.

Исследования Н.Е.Вераксы (11) в области развития у дошкольников начал диалектического мышления свидетельствуют о возможности формирования диалектического способа мировосприятия к 7 годам.

Соответственно встает вопрос, каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста. Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ - педагогикой. В учебном пособии Л.А Григорович и Т.Д.Марцинковской (Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2001, стр. 45) ТРИЗ – педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер, 1946 г.).

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

1. Методики и технологии, позволяющие овладеть

способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения - РТВ);

2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления -ОТСМ);

3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности - ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ – педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРИЗ - РТВ - подходы для реализации любой образовательной программы.

На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект-признак-значение признака» (83). Всё творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений. Например, ребёнок создаёт фантастический образ (преобразовывает объект) автомобиля, изменяя значение признака «место действия» - автомобиль, которые может и ездить по земле, и перемещаться в воздухе, по воде или подводой, или же в космическом пространстве. Или же придумывает новый вариант окончания сказки, изменяя значение признака героя «характер» – если бы коварная Баба Яга оказалась доброжелательной и заботливой, как изменилась бы сказка?

Именно поэтому оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника является система творческих заданий.

Построение системы творческих заданий основывается на модели

объект - признак - значение признака с учетом перечня навыков ОТСМ - ТРИЗ (см. Приложение № 3 "Навыки ОТСМ-ТРИЗ").

В основе каждого задания лежит цепочка мыслительных операций, решающая определенную дидактическую задачу. Главной особенностью использования заданий является то, что работать с ними надо нелинейным способом.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление.

Данное пособие посвящено методам и приемам формирования мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста на основе общей теории сильного мышления (ОТСМ -Н.Н. Хоменко) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер). Представленный материал – результат многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально – педагогического колледжа № 1, Минского педагогического колледжа им. М.Танка (под руководством А.В. Корзун) и коллективов экспериментальных дошкольных учреждений по ОТСМ – ТРИЗ России и Беларуси.

Авторы благодарят дошкольные образовательные учреждения, которые участвовали и продолжают участвовать в экспериментальной деятельности:

МДОУ № 178 «Облачко», № 141 «Искорка», № 242 «Садко» г. Ульяновск,

МДОУ № 277 «Золотой ключик» г. Самара,

МДОУ № 4 «Светлячок» г. Трехгорный, Челябинская область,

МДОУ № 4 «Улыбка», № 121 «Лучик» г. Череповец,

МДОУ № 147 «Сосенка», № 167 «Долинка», № 170 «Дружба» г. Тольятти,

МДОУ № 7 « Журавлик», № 5 «Буровичок», № 2 «Сказка» г. Нягань,

МДОУ «Радуга» г. Югорск, Ханты - Мансийский округ,

МДОУ № 6 «Вишенка», № 37 «Колосок», № 42 «Светлячок», № 45 «Флажок»

г. Саров, Нижегородской обл.,

МДОУ № 453 «Дельфиненок» г.Челябинск,

МДОУ № 108 «Золотая рыбка» г. Миасс, Челябинская обл.

ДДУ № 464, № 519, № 532 г. Минск, Беларусь

Методики, разработанные на базе этих учреждений, входят в образовательный проект "Джонатан Ливингстон" (автор и координатор проекта Н.Н. Хоменко, Мастер ТРИЗ, профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий Страсбурга, Франция).

Глубокая благодарность администрации, преподавателям и студентам социально - педагогического колледжа № 1 г. Ульяновска и особенно Душенькиной Т.В., Ашлаповой Т.В., Кузнецовой А.Б. за многолетнюю помощь в создании курса по ТРИЗ-РТВ для студентов и учащихся колледжа.

Авторы выражают признательность педагогам и коллегам по Международной ассоциации ТРИЗ: Гафитулину М.С. (г. Жуковский), Гину А. А., Гин С. А. (г. Гомель), Григорович Л. А. (г. Москва), Ефремову С.В. (г. Рязань), Журавлевой Н.М. (г. Тольятти), Корзун А. В. (г. Минск), Кишко С.В. (г. Минск), Нестеренко А. А. (г. Петрозаводск), Мурашковска И.Н. (г. Елгава), Тятюшкиной Н.Н. (г. Минск)  которые много лет консультируют авторов, вдохновляют и поощряют их экспериментальную деятельность.

Уважаемым коллегам В.Г. Березиной и Л.А. Кожевниковой (г. Челябинск) - искренняя благодарность за пользование фондом литературы по ТРИЗ и содействие в организации текущей издательской деятельности в период с 1995 по 2006 г.

 

Раздел 1. Методы формирования навыков управляемого воображения детей дошкольного возраста

 

Пояснительная записка

Творческая деятельность человека – это создание чего-то нового, будь это вещь внешнего мира или построение новой мысли, чувства, которые обнаруживаются в самом человеке. Общеизвестно, что деятельность может быть воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной). Воспроизводящий вид деятельности теснейшим образом связан с нашей памятью. Творческая деятельность основывается на комбинирующей способности нашего мозга, которая является механизмом воображения.

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений. Этот процесс основан на познании свойств объектов и преобразовании этих свойств. Поэтому при всей разновидности методов развития воображения, они имеют общую модель:

Объект - Преобразование признака или его значения - Новый объект

Пример создания фантастического объекта по данной модели:

Кот (объект) - говорит (добавлен признак человека) - говорящий кот (новый объект)

Кот (объект) - без цвета (убран признак цвета) - прозрачный кот (новый объект)

Кот (объект) - все части тела сменили форму и стали круглыми (преобразование значения признака формы) - кот, составленный из шариков (новый объект - Шарокот).

Умение манипулировать признаками объекта и их значениями необходимо человеку при решении творческих задач. Работа с данной моделью способствует развитию воображения и является первым шагом при формировании творческих способностей человека в целом.

Уже в раннем детстве можно заметить возникновение творческих процессов, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности.

Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка, складывается и развивается постепенно. Можно выделить основные характеристики воображения, на основании которых можно определить уровень развития этого психического процесса.

1. Произвольность(активность) характеризуется степенью принятия дошкольником творческой задачи. Произвольность зависит от мотива, который позволяет ребенку сделать то или иное, и воли, которая помогает “удержать” и довести творческую деятельность до конца.

Поэтому перед педагогом ставятся следующие задачи:

· формирование произвольного воображения,

· формирование мотивационного поля,

· развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности.

Непроизвольностьхарактеризуется пассивностью, уходом от заданной темы.

2. Воображение может быть воссоздающим (представление образа по описанию) или творческим (создание новых образов, требующее от ребенка отбора материала в соответствии с замыслом).

Учитывая эти показатели, перед педагогом ставятся следующие задачи:

· организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;

· расширение информационного фонда ребенка.

3. Уровни творческого воображения:

Первый уровень - представление объектов или процессов, бывших в опыте ребенка.

Второй уровень- представление объектов или процессов, которых не было в опыте дошкольника, но у него имеется достаточно полная информация о них из разнообразных источников (телевидение, рассказы очевидцев, чтение литературы и т.д.).

Третий уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте ребенка и информации о них крайне мало.

В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:

· организация работы по увеличению заданий, требующих от ребенка второго и третьего уровней творческого воображения;

· расширение информационного фонда ребенка, которое позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности;

· организация длительных наблюдений объекта или процесса с подробным обсуждением;

· создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств.

4. Показатели вариативности и подробности воображаемого объекта.

Об уровне развития воображения можно судить по показателям вариативности (выделение большого количества разных модификаций какого-либо образа) и подробности (умение ребенка представить разнообразные признаки одного объекта в их взаимосвязи).

При развитии уровня подробности воображаемого образа целесообразно использовать модель описания объекта по набору признаков: функция, составляющие части, материалы, размер, форма, цвет, окружение фантастическогообъекта, история его возникновения и возможности дальнейшего развития.

В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:

· организация работы по созданию детьми разных вариантов одного объекта;

· выбор одного из созданных образов и составление речевого или изобразительного продукта о нем с большой степенью подробности.

5. Показатель оригинальности.

Ребенок способен выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных.

В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:

· создание условий работы в группе (предоставление детям возможности выслушать ответы других и выбрать самый необычный объект из предложенных);

· создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга, доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей.

6.Показатель толерантностихарактеризуется степенью открытости творческому продукту, созданному другим.

В связи с этим, перед педагогом ставятся следующие задачи:

· создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга,

· учить радоваться чужим успехам,

· приучать уважительно относиться к мнению других детей.

Для определения уровня творческих работ детей разработаны правила, в основе которых лежат идеи Г. С. Альтшуллера и М. С. Гафитулина.

Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности. Используя данные правила, педагог имеет уникальную возможность позитивной оценки каждой детской работы по тому или иному показателю развития творческого воображения.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 695; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!