Структурные компоненты музыкально-дидактической игры



Тема 8. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников Вопросы: 1. Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников 2. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр 3. Структурные компоненты музыкально-дидактической игры 4. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников 1.Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей Педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями. А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е. И. Тихееву, выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры — парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е. И. Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности. Начиная с 30-х годов, дидактическая игра вошла в практику детского сада и как метод, и как форма обучения дошкольников. Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей. Внимание ученых привлекают широкие возможности, которыми обладает этот вид игровой деятельности в осуществлении воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Современная наука располагает обширными данными по проблеме, различные аспекты решения которой содержатся в работах В. А. Аванесовой, Л. В. Артемовой, Т. М. Бабуновой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, Н. С. Старжинской, Р. Б. Стеркиной, Г. Н. Толкачевой, Е. И. Удальцовой и др. Исследователи рассматривают дидактическую игру как: средство образовательной работы (Ф. Н. Блехер, 3. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, Е. И. Тихеева, Б. И. Хачапуридзе..); особую форму обучения (В. Н. Аванесова, В. Н. Беспалова, Р. И. Жуковская, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство, стимулирующее творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности (Л. В. Артемова, Т. М. Бабунова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер и др.); метод всестороннего воспитания детей (А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство формирования самооценки дошкольников (Р. Б. Стеркина и др.); средство формирования потребности в самоутверждении (Г. Н. Толкачева); Во всех работах, посвященных этой проблеме, утверждается взаимосвязь обучения и игры, накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения и воспитания. Исследователи указывают, что специфику дидактических игр определяют следующие структурные компоненты: игровая и учебная задача, игровые правила и действия.

Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованияхН. А. Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компонентымузыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Усилить занимательность музыкально-дидактической игры можно, по мнению Н. А. Ветлугиной, включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанисм музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения». Однако сюжетные музыкально-дидактические игры автором не представлены.

Исследования по проблеме использования музыкально-дидактических игр в системе музыкального воспитания дошкольников были продолжены Л. Н. Комиссаровой и Э. П. Костиной.

Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкально-дидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитtльyости как темп, динамика, регистр, тембр. Основываясь на утверждении Б. М. Теплова о необходимости привлечения внемузыкальных средств на начальном этапе формирования музыкальных представлений у детей, Л. Н. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те стороны музыкального объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки), наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах.Освоение детьми программного материала осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями воспитателя. Согласно полученным автором результатам, исполъзование музыкально-дидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства .

Э. П. Костина, которая применяла систему музыкально-дидактических игр наглядно-предметного типа в качестве средств обучения для формирования восприятия свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических отношений, тембровой окраски, динамических оттенков) и активизации самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Эффективность игр изучалась в сравнительно-возрастном аспекте в работе с детьми от четырех до семи лет. Автором разработаны интересные музыкально-дидактические игры, каждая из которых направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Обучение строится на освоении (непрерывном и последовательном) серии музыкально-дидактических игр. Оно осуществляется в несколько этапов: первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий на занятиях; освоение их в условиях ознакомления с игрой в учебной деятельности; применение знакомых игр вне занятий, но с помощью педагога; самостоятельное применение игр детьми по их выбору и инициативе в самостоятельном музицировании. Э. П. Костиной установлено, что структура и функции музыкально-дидактических игр могут изменяться в зависимости от конкретных дидактических задач, а также от возраста детей. Предложенные автором музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, а также выступают в качестве ценного дидактического материала для практической деятельности педагогов. Важным является замечание Э. П. Костиной о том, что в процессе музыкально-дидактических игр дети с низким уровнем музыкального развития проявляли большую активность, чем это наблюдалось за ними в других видах музыкальной деятельности.

Структурные компоненты музыкально-дидактической игры

Исследователи пытались найти такие компоненты музыкально-дидактической игры, которые бы в большей степени способствовали активизации процесса музыкального обучения и воспитания дошкольников.

Так, К. В. Тарасова выделила игровой сюжет, который вводит в задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Она доказала, что система такого типа упражнений эффективно отражается на характере двигательных интерпретаций музыки, активности и выдержке детей. С. М. Шоломович особое внимание придает визуальным моделям, создаваемым при помощи дидактических карточек. Разработанные автором модели способствуют лучшему восприятию дошкольниками формы музыкального произведения, регистра, темпа, динамики.

Исследование А. Н. Зиминой привлекает представленной характеристикой сюжета музыкально-дидактической игры. Автор считает, что сюжет игры может быть заложен в образно-смысловом содержании используемого музыкального произведения или же может представлять собой самостоятельное повествование, структурно и логически объединяющее несколько музыкальных произведений. Основным средством реализации сюжета в музыкально-дидактической игре является игровое действие, содержание которого обусловлено конкретной дидактической задачей, скрытой от детей. Игровое действие, по мнению А. Н. Зиминой, может быть связано с восприятием музыки, ее исполнением, а в более старшем возрасте — с продуктивными видами музыкальной деятельности, а именно: с вокальной, инструментальной и танцевальной импровизацией. Важным является вывод автора о том, что музыкально-дидактическая игра с сюжетно-ролевой направленностью позволяет объединить различные виды музыкальной деятельности с целью реализации единой дидактической задачи. В то же время развитие сюжетной линии может быть связано с каким-то одним видом музыкальной деятельности. В этом случае игровое действие будет направлено на реализацию различных дидактических задач.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 737; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!