Тропарь Борису, во св. Крещении Михаилу, блгв. царю (Болг.)



Исполнен страха Божия /и Крещением святым просвещен, /был еси жилище Святаго Духа,

/благоверный царю Борисе. /Утвердив же веру Православную на земли Болгарстей /
и жезл царствия оставив, /вселился еси в пустыню, /процвел еси в подвизех /
и обрел еси благодать пред Господем. /Ныне же предстоя Престолу Всевышняго, /
моли даровати нам, молящимся тебе, /спасение душ наших.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, прошла вечерня и утреня с полиелеем. Служил о.Николай Ларионов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Господь говорит ученикам о будущихсудьбах мира. Часто эти слова трактуются, как предсказание о событих, предшествующих концу мира. Но на деле здесь присутствует и предсказание разрушения римлянами Иерусалима, да и многое другое, ведь народ на народ и царство на царство восстает непрерывно от начала мира, да и лжехристы и лжепророки смущают народ с первых веков христианства, да и гонения верные Божии переживают с самых первых времен существования Церкви. Здесь же акцент делается именно на предупреждениях о грядущих гонениях. дабы всезнали о том, что ждет всех последователей Христа….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал один о.Николай Ларионов, без диаконов, при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- 4и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

12И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, 14и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

18По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.

19Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.

Евангелие (от Иоанна): 1Иисус же пошел на гору Елеонскую.

2А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

3Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

6Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

7Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8И опять, наклонившись низко, писал на земле.

9Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

11Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

13Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.

14Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

15Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

16А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

17А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

18Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

19Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

20Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

21Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю

миру.

27Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

31Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными.

33Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.

44Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

50Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

51Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

58Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Господь обличает придирающихся к Нему иудеев, называя последователями диавола, как не желающих бороться с греховными влечениями плоти, но во всем последующих им, плюс, ослепленных гордостью – этим мертвящим дыханием сатаны. Обличение это – страшное и оно снова вызывает гнев иудеев, озлобленных тем, что Он указывает им на их злые дела. И здесь звучат известные слова о том, что диавол есть лжец и отец лжи. Потому всякий, говорящий ложь – последует духам тьмы. И именно это свойство древнего лжеца заставляло Отцов давать совет не вступать в беседу с духами тьмы, пусть даже в виде их внушений, вторгающихся в наши мысли. «Беседовать с помыслами – удел совершенных, а нам от них надо бегством спасаться….» - пишет некто из них. К слову, именно в этом была ошибка первых людей, который стали беседовать с диаволом и попали в расставленную ловушку. Тот же совет дается и относительно снов – этих произведений спящего разума, среди которых часто попадаются и внушения духовь тьмы. Увы, мы очень редко следуем этим советам, а если бы следовали, то избежали многх падений….

И чтения праздника святых Бориса и Глеба. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские

помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Те, кто любит Бога и во всем следует воле Его, не могут быть отлучены от любви Божией, ибо они познали Бога и благодать Его живет в них. Потому горькие яства мира сего не идут для них ни в какое сравнение со сладостью единства с Богом. И такой человек готов принять любые страдания и даже смерть, но не отступит от Бога. Но для достижения такого единства с Богом человеку с его грехами придется проделать долгий и сложный путь духовной борьбы, результат которой проявляется более всего к концу жизни…. Апостол же здесь, без сомнения, пишет о том, что знакомо ему самому. Мы же лишь читаем об этом, наставляемы этим текстом в том, к чему надо стремиться….

И Евангелие (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Традиционное чтение в праздники мучеников и страстотерпцев, в котором Господь предупреждает учеников, что когда они выйдут на проповедь, не все будут рады их проповеди и их неизбежно будут гнать. Евангелие возвещает миру о том, что дела его злы, а потому он ненавидит веру нашу. Потому последователи Христа всегда подвергаются если не гонениям¸то насмешкам. Об этом Господь предупреждает нас, призывая к твердости в исповедании веры, дабы не отступить от Бога, не внимать духу злобы, желающему отвести нас от пути спасения. В противном случае человек, уступив один раз, будет уступать до тех пор, пока сатана вовсе не погубит его. Но да не будет этого….

По окончании службы о.Николай поздравил всех с праздником. Проповедей он не говорил….

Вторник 16 мая.

На этот день приходится еще один полиелейный праздник – в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!