Преподобный Иоанникий, Девиченский чудотворец



Дни памяти: 26 апреля / 8 мая, 30 августа / 12 сентября (Серб.)

Преподобный Иоанникий еще в отрочестве оставил дом своего детства в Зете[29], стремясь к уединению и созерцательной жизни. Он выстроил себе келью в лесистой местности Черной реки, продолжив тем самым традицию преподобного Петра Коришского, который провел здесь долгие годы в молитве и брани с бесами. Вокруг него собралось множество учеников, привлеченных его великими подвигами и святостью. Избегая людских похвал, он перешел в Девиченский лес и продолжал подвизаться в безмолвии. За это ему был ниспослан дар непрестанной молитвы со слезами и дар изгнания бесов. Услышав о его святости, деспот Георгий привел к нему свою больную дочь и в благодарность за ее исцеление построил Девиченский монастырь. Преподобный Иоанникий почил в старости, и мощи его являются до наших дней источником многих чудес и исцелений.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН ПАНКОВ И МУЧЕНИКИ ПЕТР И НИКОЛАЙ, ЧАДА ЕГО.

Память 26 апреля / 9 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1873 году.

Начал свое служение в приходе села Усть-Нугрь с мая 1915 года в церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Православный приход среди других особым богатством не отличался. Церковь села Усть-Нугрь находилась в 3-м округе Болховского уезда, на 1 января 1915 года при ней состояло прихожан обоего пола 1845 человек, а в 1916 году - уже 1889 человек, земли - 40 десятин, причт двухчленный (то есть состоявший из священника и диакона). В селе находилась церковноприходская школа, в которой обучалось 46 учеников.

16 / 29 сентября 1915 года был утвержден в должности законоучителя Курасовского и Толкачевского начального училища. По приезде в село Усть-Нугрь он принял активное участие в сборе денежных пожертвований в пользу беженцев и передал личных средств на сумму 13 руб. 50 коп., что по тем временам были деньги значительные.

Состоял членом-соревнователем Орловского православного Петропавловского братства.

24 февраля 1918 года после отпевания умершего в деревне Каргоминке к о. Иоанну пришли двое красногвардейцев с требованием отдать им ключи от амбара ввиду того, что отец Иоанн не отпустил хлеба крестьянину села Чегодаева. Священник им разъяснил, что этим крестьянином был представлен наряд Кривцовской продовольственной управы на 15 пудов ржи, но денег (по 4 р. 94 к. за пуд) не было дано, поэтому хлеб ему и не отпущен. Красногвардейцы, вынув револьверы, потребовали у священника ключи от амбара, угрожая стрельбой. Священник Панков ответил им отказом. В это время к нему пришли крестьяне с приглашением совершить погребение умершего, и красногвардейцы удалились. Совершив отпевание, священник Панков отправился в деревню Толкачево для проводов другого умершего. В его отсутствие 15-20 человек красногвардейцев из окрестных селений провели обыск в доме священника, арестовав его сына Николая, офицера. Во время обыска все в доме было перерыто, подушки распороты и т. п. Лишь только вернувшийся священник подъехал к дому, как два красногвардейца подошли к нему и, обыскав его, потребовали ключи от амбара. Получив ключи, они выгрузили из амбара рожь, овес, гречиху, коноплю и муку, оставив для семьи священника и его скота всего 6-7 пудов муки. Прихожане очень сочувственно отнеслись к священнику, но помочь ему чем-либо не могли.

Смерть свою новомученики Панковы приняли 26 апреля 1918 года, в четверг на пасхальной неделе, в селе Усть-Нугрь Болховского уезда от рук красноармейцев. Произошло это при следующих обстоятельствах.

В полуверсте от церкви села Усть-Нугрь находилась водяная мельница, принадлежавшая Оптиной пустыни Калужской епархии. Зимой эта мельница была взята Кривцовским волостным комитетом в свое ведение и заведующим его был поставлен солдат из деревни Толкачевой Тихон Кутузов, родной брат болховского комиссара юстиции. Этот солдат отличался от местного населения своим безбожием и преследовал местного священника Иоанна Панкова. Последний вследствие распространения слухов, что будто бы Кутузов собирается арестовать его или даже убить, просил прихожан о защите.

В Великую Субботу Кутузов, пьяный и вооруженный, побывав у псаломщика и учителя, пришел к отцу Иоанну, который в испуге велел звонить в набат. Но страх оказался напрасным, так как Кутузов приходил просить прощения.

Крестьяне, возмущенные его антирелигиозными выходками и преследованием приходского священника, в первый день Пасхи, 22 апреля, явились к Кутузову на мельницу, чтобы выселить его оттуда, а в случае сопротивления арестовать. Кутузов добровольно покинуть мельницу отказался и произвел в толпу выстрелы из винтовки, которыми два крестьянина были убиты, а один ранен. Тогда толпа учинила над ним самосуд. Он был убит, а труп его вытащили за кладбище, бросили в яму и закопали без совершения над ним христианских обрядов. На священника Панкова пало обвинение в том, что Кутузов погиб вследствие его агитации среди прихожан.

26 апреля около 8 часов утра в село Усть-Нугрь прибыл отряд красной армии в количестве семидесяти человек с пулеметами и, оцепив церковную усадьбу, открыл стрельбу. Ворвавшиеся в дом красноармейцы поразили пулей священника, затем ему нанесли несколько штыковых ран и повредили череп. Старший сын отца Иоанна Николай, офицер-фронтовик, был убит у постели, а младший, Петр, семнадцати лет, воспитанник 2-го класса Орловской духовной семинарии, успел выбежать из дома, но спастись ему не удалось, его убили на улице. В живых оставили только престарелую тещу отца Иоанна. В то же время застрелен был крестьянин, пришедший в дом священника для переговоров о свадьбе, и молодой парень, случайно оказавшийся в тот момент вблизи церковной усадьбы. Имущество священника было разграблено и часть его увезена, а над церковной дарохранительницей красноармейцы совершили кощунство.

О. Иоанн был похоронен на приходском кладбище. Вместе с ними были погребены его сыновья - Николай, 21 года, и Петр, 17 лет. Там же на приходском кладбище были погребены невинные жертвы этого преступления, случайно оказавшиеся в доме Панковых жители деревни Курасово - Василий Григорьевич Гудков, 52 лет, и Петр Григорьевич Коняхин, 21 года. Отпевал убиенных священник М. Петропавловский, диакон Никон Полтев и псаломщик И. Даньшин. Ранее, 23 апреля, на приходском кладбище был похоронен убитый 22 апреля при взятии мельницы крестьянин деревни Пальчиково Михаил Ильич Евстратов, 21 года. Как видно из указанной даты, хоронили убитого поспешно. Отпевал его уже обреченный на смерть отец Иоанн Панков и диакон Николай Полтев.

Кроме вышеуказанных сведений, документальных источников о жизни новомучеников сохранилось очень мало. Дело в том, что по приказу местной власти Орла 1 сентября 1918 года батальон солдат караульной службы реквизировал здание Духовной консистории и разместился в помещении архива, а документы были выброшены во двор, где и пришли в негодность, часть из них была уничтожена. Поскольку светский архив Орловской области сгорел во время большого пожара, с гибелью архива консистории потеряно много документов по истории Орловского края за двести лет.

Священник Иоанн Панков с сыновьями причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Награды

  • набедренник (1917)

Использованные материалы

  • ЖМП 10-2004 http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/04/01-04/10.htm#s1

О дне сем.

Особенность этого дня в том, что в храмах совершается поминовение всех усопших, кто имеет отношение к победе в Великой отечественной войн. Мало кто знает, но Церковь оказывала очень существенное содействие победе над немцами, чье руководство приговорило народы нашей страны к уничтожению, как "неполноценных" (русские и две другие ветви нашего народа считались у нацистов самыми "неполноценными" среди всех славянских народов, больше, чем поляков, более половины которых предполагалось переселить за Урал, как не подлежащих онемечиванию). Это несмотря на то, что вплоть до 1942 года власть продолжала выносить приговоры священникам и мирянам, виновным перед ней лишь в верности своей вере, а ранее приговоренные к срокам заключения вплоть до смерти Сталина томились в лагерях и многие из них с началом войны умерли, так как заключенных почти перестали кормить. Но священство заботилось не о себе, а о своих собратьях.... Этого, кстати, Матери-Церкви не могут простить многие православные за рубежом, ведь клир РПЦЗ тогда сознательно пошел на службу немцам, как "освободителям от большевистского ига" и до сих пор там немецких коллаборационистов называют "борцами за веру". Им, разумеется, было невдомек, что к смерти немцы приговорили не только наш народ, но и нашу веру, так как христианство, вообще, нацисты, все сплошь оккультисты и неоязычники, называли "неарийской верой".... "Национал-социализм и христианство непримиримы" - заявлял Борман.... Так что победи немцы - тогда бы и наша вера и наша Церковь могла бы оказаться под угрозой уничтожения вместе с самим нашим народом.....

Но сие поминовение усопших заключается лишь в служении панихид или заупокойных литий, так как продолжается попразднество Пасхи и включение в службу элементов, присущих службам Родительских суббот, неуместно…..

Чтения литургии. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

17Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел,- вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, 18и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?

19Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; 20встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

21Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем

доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

34Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

48И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

И беседа Петра с Корнилием, римским центурионом. Бог, повелевший Моисею установить запрет на сообщение иудеев с иноплеменниками, чтобы предотвратить их тлетворное влияние на евреев (ведь они были очень склонны смешиваться с хананеями, между которыми поселились, а также перенимать их обычаи, подчас очень дурные), теперь снял этот запрет, как снял ограничения для язычников, так как народ еврейский отверг Христа, отверг спасение, предложенное Им, а потому Господь и обратился к язычникам. Вдобавок, приверженные к внешним обрядам иудеи были склонны доводить их до абсурда, о чем свидетельствовал и что обличал Господь еще при своей проповеди. Да и после страданий Христа необходимость в ветхозаветных обрядах, как не могущих принести спасения, отпала. Поэтому Бог уже не требует этого от Корнилия и прочих римлян, бывших в его окружении, как уже фактически обратившихся к Нему. С этого дня фактически начинается проповедь апостолов не только среди иудеев (в числе таковых, вероятно, был и упомянутый в одной из прошлых глав евнух, выходец из Эфиопии, обращенный ко Христу апостолом Филиппом), но и среди язычников, греков, римлян и прочих… И именно греки и римляне, почитаемые иудеями «нечистыми», примут Христа…..

Евангелие (от Иоанна): 1После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

2Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.

3Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

4Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

5Ибо и братья Его не веровали в Него.

6На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

7Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

8Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

9Сие сказав им, остался в Галилее.

10Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

11Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

12И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.

13Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

14Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; 17кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным.

25Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.

31Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?

Христу не верят даже названные братья – сыновья праведного Иосифа. который был назначен хранителем девства будущей Божией Матери. Что уж говорить об иудеях? Господь же называет главную причину недоверия и даже ненависти к Нему – Он говорит о грехе, обличая грех, а порабощенные гордостью иудейские вожди (да и многие из их последователей) сильно уязвлялись этими обличениями и вместо покаяния приходили в гнев, поскольку Господь открывал пред всеми ложность их мнимой праведности. Заботящийся о благоприятном мнении окружающих о себе именно так реагирует, когда кто-то разрушает этот образ, открывая его пороки, тем более, публично. А человек, не видящий своих грехов, в этих обличениях видит лишь оскорбление. Именно так было с иудеями. Впрочем, свойство гордости таково, что человека, даже видящий свои грехи и даже кающийся в них, очень обижается, когда его в них обличает кто-то другой. даже зная, что он прав. Причина, как раз, в заботе о благоприятном мнении о себе среди окружающих. Но эта пагубная страсть мешает человеку подлинно каяться в грехах, так как ослепляет духовные очи человека, вдобавок, мешает слышать тех людей, которые бы указали ему на его недостатки, этим невольно бы помогли ему исправляться. Именно поэтому обличения, которые Господь обращает на фарисеев и прочих иудейских вождей, читаются так часто – ими и мы призываемся отринуть пагубную гордость (а не оправдывать ее, как делают люди мира сего)….


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!