Священномученик Сергий (Рохлецов)



Дни памяти: Собор Новомучеников и иповедников Российских, 25 Апреля / 8 мая

Протоиерей Сергий Рохлецов с супругой Ольгой Ивановной

Священномученик Сергий родился в 1876 году в семье священника Дмитрия Рохлецова, служившего в одном из соборов Великого Устюга. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви великомученицы Параскевы Пятницы, в которой он прослужил всю жизнь. До революции отец Сергий преподавал Закон Божий в церковноприходской школе деревни Чижково. Пятницкий храм находился в тридцати километрах от Великого Устюга и неподалеку от монашеской кельи известного в этих местах подвижника Максима Югова.

За духовную настроенность и ревностное служение старец Максим выбрал отца Сергия своим духовником — у него исповедовался до самой смерти, ему поручил совершить отпевание. Но и для отца Сергия было духовно полезно соседство с подвижником, ему въяве приходилось видеть людей, получивших у старца духовное исцеление. Сам почитая старца-подвижника, отец Сергий благословил прихожан обращаться к нему за советами.

Храм великомученицы Параскевы стоял в отдалении от жилья, посреди поля, приход составляли несколько малонаселенных деревень; иной раз на службе собиралось прихожан изрядно, а иной раз не было никого. Но сколько бы ни пришло людей, отец Сергий служил каждый день, ему помогали псаломщица и алтарница. За многолетнюю беспорочную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

Привычная картина тех лет: сено накошено, часть урожая убрана, но лето стоит жаркое, благоухающее, в зелени и цветах. Здесь не бывает попаляющего южного зноя, и зелень и цветы держатся долго. По воздуху звенящая тишина, и всякий голос и звук живой твари слышится отчетливо и неслиянно в звучащем хоре живого. По лесной дороге поодиночке и группами медленно бредут богомольцы. В большинстве своем они знали старца Максима и теперь идут к нему в часовенку над могилой помолиться, попросить заступничества, сложить с души заботы и тяготы. Приходят и не знавшие его лично, но имеющие к нему веру как к великому угоднику Божию. Заходят сначала в часовенку и здесь служат панихиды, потом в храм, а затем на расположенный неподалеку источник, попечением прихожан Пятницкой церкви и почитателей старца устроенный наподобие каменной чаши. И кажется, что и сама душа паломника, получив просимое, поднимается, как на крыльях, на молитвах старца Максима, преподобномученика Никифора и иных многих облагодатствовавших эту землю подвижников. Все темное и теснящее душу уходит, в ней словно открывается духовный источник жизни вечной. Это наивысшее вдохновение, доступное каждому человеку, обращающемуся с верою к Богу. Как к животворящим духовным источникам идут и идут паломники на могилы праведников.

Протоиерей Сергий был арестован 4 декабря 1937 года и заключен в тюрьму в Великом Устюге. Будучи допрошен, священник виновным себя не признал.

— Вы обвиняетесь в проведении активной контрреволюционной деятельности. Признаете ли себя виновным в этом?

— В проведении контрреволюционной деятельности я виновным себя не признаю.

10 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Рохлецов скончался в тюрьме в Великом Устюге 8 мая 1938 года и был погребен на городском кладбище в общей могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

События дня.

Вечерня и утреня.

В Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю на службе, была совершена вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем. службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Господь впервые отправляет учеников на проповедь впереди себя. Пока еще от них не требуется проповедь перед язычниками, но лишь перед теми, кто ждал приход Мессии. Но и здесь Господь предупреждает их, что не все примут их проповедь. Заметно, что здесь Он призывает учеников не брать ничего с собой про запас, дабы они научились доверять Богу. Мы с вами, отправляясь в такое путешествие, вероятнее всего, взяли собой все то, что Христос призывает учеников не брать и это именно потому что у нас нет навыка доверия Богу. С другой стороны, мы не призываемся к такому поведению, но в нашей жизни бывает много других случаев, когда недоверие Богу и промыслу Его играет большую роль в нашей жизни, в особенности, когда что-то происходит не по нашей воле…. Но доверяющий Богу знает, что Господь не устраивает и не попускает чего-либо просто так. Если бы мы с вами помнили это всегда, то меньше бы роптали на наши неудачи…

Литургия.

В сам день я также был в соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из книги Деяний Апостольских: 1В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

17Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел,- вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, 18и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?

19Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; 20встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

21Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

34Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, 35но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,

46ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

48И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Обращение ко Христу римского центуриона. Центурион (названный в тексте русским аналогом этого звания – «сотник») и ранее сочувствовал иудеям и чтил Бога, соблюдая заповеди, не будучи обрезан. И теперь Бог призвал его. Христос и ранее при своей земной жизни ради милосердия к людям, жаждущим помощи, опускал правила Закона Моисеева, запрещающего общаться с теми или иными людьми. Но после Спасительных страданий Христа необходимость во всех этих обрядах отпала, ведь если бы обряды эти спасали, то не нужно было бы и Христу приходить, а потому Бог призывает Петра не смущаться и идти к Корнилию, ибо душа его уже обратилась к Богу и стала на путь единения с Богом. Притом, положенное этим случаем упразднение ветхозаветных обрядов связана с тем, что иудеи сами отвергли Христа, став на путь сопротивления Богу. Господь же еще при своей земной жизни говорил, что отвергавшие Его иудеи сами будут отвергнуты и что взамен Он обратится к язычникам….

Евангелие (от Иоанна): 1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

3Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

4Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18Дул сильный ветер, и море волновалось.

19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий[16], они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

45У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.

46Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.

47Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

48Я есмь хлеб жизни.

49Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

70Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

71Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

Продолжение беседы Христа с иудеями, которые, даже видя чудеса, остались глухи к слову Его, увидев только дармовой хлеб (и пожелав его получать всегда). Господь же говорит им о вере и еще недавно желавшие сделать Его царем, теперь ропщут, дескать, чем ты докажешь свои слова, чтобы мы тебе поверили. И между словами о вере Господь говорит о будущем Таинстве евхаристии, которое Он вскоре установит. Здесь приводятся слова, разъясняющие принцип этого Таинства - «тот, кто ест Меня, жив будет Мной». Причащающийся Святых Таин соединяется со Христом и достойно причащающийся очищается и освящается этим таинством, так что умерший в день причащения по смерти минует мытарства, ожидающие всякую душу по смерти. Но горе тому, кто причащается недостойно – такое причащение будет ему в погибель… Однако Господь все же говорит о правильном восприятии Таинства, а не о неверном. Но все эти слова вызывают ропот уже не только у иудеев, а и у многих учеников, которые воспринимали Христа подчас не как Того, кто спасет мир от грехов, а земного властителя, политика, который бы говорил сладкие речи, приятные людям, а потом воцарился бы над Израилем…. Теперь же они слышат нечто, несогласное с их умом, не вмещающееся в него, а потому уходят. Остаются лишь 12, хоть и те пока далеки от полноты веры и от правильного понимания служения Христа. И один из них вскоре предаст Христа, о чем Господь прямо говорит…

И чтения праздника. Отрывок из первого Соборного послания апостола Петра: 1Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; 4и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

5Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

6Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.

7Все заботы ваши возложи́те на Него, ибо Он печется о вас.

8Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

9Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.

10Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.

11Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

12Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.

13Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.

14Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.

Апостол увещевает паству, уча принципам богоугодной жизни, главный из которых – бдительность, ибо враг не дремлет, ища, кого бы поглотить. Под бдительностью разумеется пристальное наблюдение за движениями своей души с отсечением греховных влечений. Увы, мы редко это делаем, отсюда и частые наши падения, ведь мы часто принимаем диавольские наветы за свои собственные мысли и… попадаемся в ловушки врага. Проявив же бдительность сейчас, мы бы получили добрый плод завтра, так как отсекая злые влечения, мы бы стремились к добрым делам и мыслям….. К этому нас и призывает апостол.

Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

И снова о том, как Господь посылает учеников на проповедь. На сей раз речь идет о 12, а не о 70. В отличие от Евангелиста Матфея, который посвящает напутственным словам Христа целую главу, здесь им отведено всего несколько строк, так как апостол Марк не входил в число 12 апостолов. Однако здесь также имеются слова с призывом доверять Богу….

По окончании службы о.Евгений напомнил, что ныне мы чтим одного из Евангелистов, по преданию, написавшего свое Евангелие первым. Апостол Марк писал свое Евангелие со слов апостола Петра, как считается (так писал блаженный Иероним Стридонский). Символом Евангелиста Марка является лев, так как писал он, подчеркивая Божественное могущество Христа. Апостол Марк был одним из 70. Считается, что описанный в Евангелии от Марка юноша, который при взятии Христа следовал за ним, обернувшись полотном поверх голого тела, когда же воины схватили его, то сбросил с себя полотно и нагим убежал – это сам апостол. Его дом был поблизости от Гефсиманского сада. Также за Христом следовала и его мать… (более подробно обо всем этом можно прочитать выше). Он считается основателем Александрийского патриархата, одной из Великих Поместных Церквей, хоть ныне ее паства довольно малочисленна ввиду многовекового господства в Египте мусульман (исторически почти вся паства Церкви перешла в ислам почти сразу после захвата страны арабами), а также гонений. Христианам Египта в мусульманской стране живется непросто и сегодня… Далее о.Евгений говорил на тему чтения Евангелия. В нем заключено все учение Церкви от начала и до конца и читая его, христианин может получать ответы на многие вопросы. Есть, например, совет – прочитывать в день по главе Евангелия (к слову, также считается, что наряду с Евангелием на столе христианина должно быть что-нибудь из творений Святых Отцов – из толкования Евангелия, дабы прочитав эту самую главу – тут же открыть толкование на нее и прочитать о том, как следует трактовать написанное в ней). Чтение Евангелия могло бы разрешить многие вопросы, которые на практике задают священникам люди. В Евангелии же многое сказано ясно: «… но вам, слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас и благословляйте проклинающих вас…», «…не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены, прощайте и прощены будете, давайте – и дастся вам, мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваши, ибо каким судом судите – отсудится и вам или какой мерой мерите – отмерится и вам», «…ты видишь сучок в глазу брата твоего и не замечаешь бревно в твоем глазу. И как же ты говоришь ближнему: «дай я выну сучок из глаза твоего, когда бревно в твоем глазу…? Безумный – сначала вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Нужно, впрочем, не чтение ради чтения, но чтение ради познания воли Божией, дабы следовать заповедям Господним. в начала Книги Бытия сказано: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему…». Образ Божий вложен в человека изначально, подобия же человек еще должен достигнуть. Важнейшее же свойство, делающее человека подобным Богу – это любовь, готовность истощать себя ради ближних своих. Здесь он говорил о примере Новомучеников Российских, которые, подвергаясь гонениям, преследованиям, пыткам и допросам, никогда не питали ненависти к своим мучителям и даже терпя несправедливость, никогда не призывали мстить. И к этой любви, истинно делающей человека подобным Богу, подобает стремиться….

Вторник 9 мая.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!