Василиск-Учитель. Часть 1. Имена и биографии.



 

Нет, первым в ряду был не Макаренко :)

 

Первым из известных был вообще Каменский. Ян Амос Каменский. Представители типа, читая полное название "Великой дидактики", наверняка почувствуют себя несколько перед зеркалом, возможно даже, не вполне одетыми - особенно те, кто занимается обучением или воспитанием - впрочем, на то и описание типа.

Итак, полностью книга, которая стала делом жизни Каменского, называлась "Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни". Оцените подход и проникнитесь замахом. Нет, это не мания величия. И не претензии на мировое господство или приоритет в отрасли. Это просто вместо гармонии в ситуацию завезли Василиска.

Кому мало, тот может освежить в памяти (или познакомиться) с базовыми принципами обучения, выведенными им:

9 правил искусства обучения наукам

1. Всему, что должно знать, нужно обучать.

2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.

3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.

4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.

5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.

6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.

7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.

8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

Я только напомню, что это все заявлялось в то время, когда самого деления на класс и урок еще не было, дети всех возрастов сидели вместе и делали каждый свое, иногда объединяясь в группы, в шуме и гаме, и длительность учебного дня была малопредстказуема, я уж про эффективность не говорю.

И - опа! - появляется некто, предлагающий систему, работающую в любых (ну почти) руках. То есть, по описанию она так и выглядит.

 

Далее в ряду должны быть названы:

-Адольф Дистервег с его идеями культуросообразности, природосообразности и самодеятельности в обучении.

-Константин Ушинский, который (если опустить такие "мелочи", как определения содержания образования или характеристики воли, внимания, памяти, мышления, воображения) предложил такие принципы подхода к обучению и воспитанию:

воспитание должно быть самобытным, национальным;

дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

народ определяет содержание и характер воспитания;

все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

воспитание женщин наравне с мужчинами;

подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.

принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.

принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

-Иван Бецкой с его системой взглядов, представлявшей из себя сложную сварную конструкцию из несочетаемых, казалось бы, позиций Руссо, Гельвеция и Локка, который вообще не вдруг поймешь, как в эту компанию третьим поместился. В сумме получилось, однако, что "воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний".

-Виктор Сорока-Росинский, выступавший за разделение детей с нарушениями развития, "трудных" (в это понятие включали и то, что теперь называется "ребенок в сложной жизненной ситуации", и то, что теперь называется "педагогическая запущенность") и "психически дефективных", детей с нарушениями функций психики. И принципы воспитания и обучения, которыми он руководствовался, довольно точно ложатся в ряд, смотрите:

Национальные школы и национальная психология. Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитания на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы.

-Януш Корчак с его системой организации в "Доме сирот", опирающейся на самоуправление ДЕТСКОГО коллектива.

И, разумеется, Антон Макаренко.

 

Вы извините, что я без отчеств - это не из неуважения, это из экономии места в исходном блокноте.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 584; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!