Влияние потолка, передней, задней и боковых стен на формирование процесса реверберации (гулкость помещений)
скорость спадания уровня силы звука характеризует гулкость помещения: она бывает большой в помещения, отделанных материалами, обладающими высоким звукопоглощением (заглушенные помещения), и малой – в помещениях, ограниченных поверхностями, обладающими низкими коэф звукопоглощения.
Воспринимая муз звучание важно от какой плоскости ис какой интенсивностью 1ым достигает слушателя отражение. 1ое отражение от боковых стен увеличивает объем звучания музыки, а 1о отражение от потолка – на четкость и ясность звучания. 1ое отражение дает слушателю инфу размера зала и объемности звучания. Между прямым звуком и 1ым отраженны может быть значительный интервалы как в длительности так и в интенсивности. В оркестровой яме исполнителя достигает интенсивный прямой звук и после промежутка времени отраженный от потолка или боковых стен. этот интервал времени зависит от высоты и ширины передней части зала. В тоже время последние ряды будут принимать прямой звук значительно меньшей интенсивности и с интервалом запаздывания = 4-6 мили сек, тогда как запаздывание в яме = 30-40 милисек.
Запаздывание, которое <0,001 сек слушатель плохо ощущает. Он может ощущать как отражения сливаются с прямым звуком и звук становиться плоским и воспринимается звук от плоскости источника звука (нет объема).
Лучший акустический эффект – слушатель воспринимает объемное звучание и чувствует влияние разных поверхностей откуда поступает отражение.
|
|
Различная структура отражений больше всего определяет звучание муз в разных местах зала. Оптимально – 1ые ряды зала – запаздывание должно быть 20-35 милисек, а разница пути прямого и отраженного звука 7-10м.
Структуру отраженных звуков формирует звук отразившейся от передней и задней стен, потолков, пола , от различных частей стен. Влияние этих поверхностей на структуру отраженных звуков явл неодинаковым.
1я начальная часть процесса и ранних отражений формируют: потолки, нижние части припортальные боковых стен зала.
Звук отразившейся от верхней части бок частей стен и зад части зала – более позднее отражение. Потолки и нижняя часть бок стен должны хорошо отражать звук, поэтому материалы покрывающие их должны иметь коэф звукопоглощения не более чем 0,1 в широком диапазоне частот.
Верхние части стен рекомендуется располагать звукопоглощающие материалы и конструкции. Высота нижней части стен от 2-3 м от уровня плоскости пола.
Зал, который приглушен, длительность звучания – мала. при достаточном наличии ранних отражений с оптимальным запаздыванием, направлением и интенсивностью муз звучание может быть приемлемым. Однако если структура отражения не является оптимальной, то при наличии Топт муз восприятие может быть плохим.
|
|
Концертные залы часто проектируют очень широкими -> первое отражение от бок стен относительно прямого звука будут приходить с оч большим запаздываем.
Основные требования к размерам и формам зала в плане
1. расстояние между источниками звука и слушателем в последнем ряду
2. угол между источником звука и крайнем слушателем 1ого ряда должен быть как можно меньше, т.к речь лучше воспринимается и угол должен быть в пределе 90˚.
3. поверхности стен в близи сцены должны способствовать отражению звуковых волн в зал равномерно распределяя энергию по помещению.
4. форма стен не должна вызывать фокусирование звуковых волн.
5. должна быть исключена возможность порхающего эха.
- полукруг – удовлетворяется расстояние между источником звука и слушателем в последнем ряду
- обрезанный полукруг – чтобы избежать фокусировку необходимо обеспечить задней стенке рассеивающий эффект.
- скос около сцены в пределах 45, рассеивающие элементы на задней стене
- прямоугольный зал – наиболее не благоприятная форма => порхающее эхо. – прервать путь звука.
|
|
- трапеция – скошенные стены не дают равномерного распределения звука. в острых углах возможно вторичное отражение. углы покрывают звукоизоляцией или скосить углы.
Особенности формирования звукового поля в залах большой вместимости
>600 человек; способ повышения вместимости – балконы.
++++
1. устройство Б приводит к повышению удельного объема зала, уменьшает длину зала, способ членения стен.
2. отношение глубины к высоте Б ≤2 (от портера до пола балкона)=> приводит к нарушению артикуляции зрителей под Б.
Потолок над Б целесообразно делать наклонным с подъемом в сторону сцены и наклон должен быть таким, чтобы отражение от него поступали только на балкон или в заднюю часть зала.
при большом наклоне отражателя будут поступать в среднюю часть зала, что может привести к хорошо различимому эху.
нижним поверхностям балкона необходимо придавать профиль, состоящий из отдельных плоскостей с наклоном к задней стенке.
угол наклона опр из строения падающих и отражающих лучей. место примыкания потолка под Б со стеной желательно решать в виде плавного перехода или в виде наклонной плоскости под углом 30-45 к горизонту.
при устройстве таких переходов по всему периметру зала создается заметное улучшение акустических свойств зала за счет боковой направленности полезных отражений и предотвращающими вторичных. слушатели на удаленных рядах балкона и под Б будут получать первичное отражение без заметного запаздывания.
кроме решения вопроса профиля потолка под Б следует стремится и обеспечить под балконного объема отраженными лучами от потолка.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!