Жизнь разделённой империи после Феодосия Великого.



Эпоха имп. Аркадия (395-408) на Востоке, Гонория (395-423) на Западе.Эдикты Гонория, изданные в 418 г. повлияли на ход пелагианского спора. Пелагиан подвергли преследованию со стороны светских властей, но сами эдикты были изданы по просьбе православных африканских епископов.

В деле Иоанна Златоуста, с формальной точки зрения, императорская власть лишь выполняет предписание Церкви подвергнуть Златоуста преследованию и унижению. Когда папа Иннокентий потребовал пересмотра дела на Вселенском соборе, то власть оставляет это без каких-либо последствий, т.к. считает требование папы оскорбительным для себя. (Хотя из истории свт. Иоанна мы знаем, что власть как система здесь ни причём. В число врагов Златоуста входили и представители столичного духовенства, которые лично ненавидели его за обличения их порочной жизни).

Позиция Златоуста по вопросу церковно-государственных отношений: "Христиане не могут ниспровергать заблуждения насилием, следует действовать путем кроткого убеждения. Лучше претерпевать гонения, чем преследовать язычников". Однако став епископом Царьграда, он обрушил гонения на новатиан, и стал их преследовать.

Блж. Августин считал принуждение непозволительным в делах веры и совести. Но во время борьбы с донатистами пришел к выводу: "Путь убеждения прекрасен, но не всегда практически возможен для пользы самих же заблуждающихся. Следует действовать страхом и насилием, т.е. кто не входит в дверь Церкви, того следует принудить войти".

Карфагенский собор 401 г. высказывается примерно в том же духе. Епископы просят Гонория о преследовании донатистов, и просьба была уважена. Блж. Августин пишет "Послание к донатисту Винцентию", который утверждал, что имя Христа хулится, если Церковь обращается к императору. Августин, полемизируя с ним, указывает на то, что донатисты первые вмешали в дело императора (это действительно так, ведь они первые апеллировали). В объяснении причины отхода от прежних убеждений Августин говорит: "Я поддался фактам. Епископы забросали меня примерами, стали указывать на целые города, в которых прежде господствовал донатизм, а ныне царит православие". Далее указывает на свой город, где жители обратились под влиянием императора, но Винцентий ссылается на Отцов, которые нигде не говорили, что возможно (и нужно) кого-то понудить войти. Августин говорит: "Не уверен, что они, впоследствии, не переменили бы своих мнений" и ссылается на текст Евангелия от Луки (14, 23) - "понуди войти" (в русском и славянском переводах – «убеди») в притче о званных на вечерю. Так же упоминает тот факт, что ап. Павел был призван не кротостью, а ослеплением.

Т.о. преследование еретиков при помощи светской власти стало обычным явлением и даже получило теоретическое обоснование. И даже великие мужи не могли однозначно решить этот вопрос в ту или другую сторону. По-видимому, он и не решается в условиях мира сего, прелюбодейного и грешного. Поэтому и мы должны рассматривать его во всей полноте известных фактов.

Имп. ФЕОДОСИЙ МЛАДШИЙ (408-450). Современник III Вселенского Собора, инициатор официального его созыва. При нем ставится на Константинопольскую кафедру Несторий - ранее антиохийский пресвитер, в котором хотели видеть 2-го Златоуста. Он также как и Златоуст прошел антиохийскую школу, школу монашескую. Несторий - аскет, он красноречив, богословствует и когда он занят кафедру, то четко обозначил свою позицию, он сказал императору: "помоги мне, и я помогу тебе в борьбе с персами". В Антиохийской школе он держался крайних воззрений, впал в ересь, но вначале это не проявлялось.

Папа Целистин (соперник Нестория, осудивший его на Соборе 430г. в Риме) обращается к императору и говорит: "Ваша милость должна более быть озабочена миром Церквей, нежели безопасностью империи". Но император все же придерживается принципа невмешательства в дела Церкви, и пишет к Эфесскому собору: "Всякому известно, от приказаний ли получает твердость благочестие, или от совещаний".

В данном случае император отдает предпочтение совещаниям, и содействует прохождению Собора, не входя в его дела, не вмешиваясь в решение догматических вопросов, как он пишет: "Не принадлежащему к числу епископов не справедливо вмешиваться в дела церковные". Но если он не вмешивается, то вмешиваются его придворные (на III Вселенском Соборе было 2 его вельможи, один имел полномочия, второй же Ириней, был там только из симпатии к Несторию и прибывая на соборе, всячески действовал в сторону этого еретического патриарха).

Вначале 3-го Вселенского собора православная партия свт. Кирилла Александрийского призывает посланника императора (комита) и просит его прочитать, что пишет император в своем указе об открытии собора; тот прочитывает и они говорят: "все - грамота прочитана, начинаем работу", хотя епископы не все ещё прибыли, в т.ч. Иоанн Антиохийский. Собор выносит решение, осуждает Нестория, лишает его сана, составляет ему послание как новому Иуде. Прибыв, Иоанн Антиохийский открывает свой собор и осуждает православных.

Тут уже жалуются императору и Кирилл с Мемноном Ефесским, и Несторий, и комиты, которые там присутствовали. Он не знает, что делать и говорит: "давайте все это аннулируем, и соберемся еще раз вместе и решим". Свт. Кирилл протестует, говорит: «зачем же мы будем еще решать, если мы уже приняли правильное решение?». Всё же император опять собирает их по 8 депутатов от каждой партии.

Комит должен наблюдать за Собором, чтобы все было по закону, но этого не происходит. Православная партия оказывает нравственное давление на императора. Требуют от него ревности в духе Илии пророка. Приветствуют его законы против Нестория и несториан, но когда начинаются против них репрессии, Авва Далмаций устраивает в столице демонстрацию, хотя он уже почти полвека не покидал монастырь. Монахи с зажженными факелами идут по всему городу в императорский дворец и требуют осуждения Нестория, и оправдания Кирилла. Ситуация доходила до того, что все оказались в тюрьме - Мемнон, Кирилл, Несторий. Их арестовали сразу, чтобы не было разногласий.

Преемники Феодосия - имп. Маркиан (450-457 гг.) и имп. Лев 1 (457-475). У них политика схожая. Они проводят принципы невмешательства.

Император Василиск (475-476) - правил не долго. Это узурпатор, захвативший престол. Он своим указом отменяет обязательность решения Халкидонского Собора. Это первый император, который выносит догматические постановления в виде своего закона (эдикта). Издает указ, что веровать не обязательно. Т.е. непосредственно императорская властьзаконодательно решает вероучительный вопрос, но затем это решение отменяется.

Император Зенон (474-491). Вмешивается в церковные дела. Его позиция привела к тому, что Восток и Запад прервали церковное общение.

Что касается Запада, то там позиция иная. Папы указывают в своих посланиях к императору на различие между государственной и церковной властью. И они уже с этого периода (V в.) говорят о превосходстве власти духовной (первенствующей) над светской (духовная власть выше светской).

Папа Геласий пишет к имп. Анастасию (493): "Две силы, августейший император, управляют этим миром: это - священный авторитет архиереев и царская власть, и между ними тем важнее значение священников, что они и за самих царей должны дать ответ Господу на суде Его. Ты знаешь, что по своему сану стоишь во главе человеческого рода, но и ты склоняешь свою волю перед предстоятелями дел Божественных, к ним ты обращаешься в деле твоего спасения, от них ты получаешь небесные таинства. Ты должен подчиняться их законным распоряжениям, а не начальствовать над ними, не их покорять твоей воле, а сам руководиться их суждениями". Это т.н. «теория двух мечей», утвердившаяся на Западе. Приоритет церковной власти здесь объясняется слабостью светской власти. На Востоке никто из епископов таких высказываний себе позволить не мог. На Востоке мы видим полное повиновение епископа, послушность и слабое противодействие светской власти (просто не имеют для этого никакой возможности). На Западе - не равные, но выше. В конечном итоге это приводит к тому, что папа начинает раздавать короны, т.е. утверждать королей-императоров запада.

Однако нужно понимать, что императоры – это не какие-то деспоты-самодуры; они вмешиваются в дела Церкви не для того чтобы просто все подчинить себе, а чтобы привести все в порядок.

Споры богословов порождают смуты в государстве, т.е. они угрожают безопасности империи. Единство империи, целостность ее границы - этот принцип древние понимали очень хорошо, и очень этим дорожили. Например, монофизиты с православными спорят, а империя раскалывается, нарушается общественное спокойствие. При множестве внешних врагов, власть должна была блюсти внешнее единство. Её цель – утвердить мир и спокойствие среди подданных. Применить силу для того, чтобы сохранить спокойствие (это все что может сделать светская власть). Но и не только сила - принимаются униональные попытки (Антиохийская уния - когда примирили партию Кирилла и Сирийских епископов, которые отказались от несторианства, но не отказались от Нестория).

Император Анастасий (491-518). Его власть была очень слабой, он клялся п. Евфимию не вводить ничего нового в Церкви и держаться решений Халкидонского Собора.

 

Эпоха Юстиниана Великого.

Император Юстиниан Великий (527-565)это целая эпоха в развитии церковно-государственных отношений. Как император он должен действовать во имя единства империи, поэтому он продолжает униональные попытки соединения спорящих сторон, созывает соборы, оказывает давление на епископов.

Особая позиция, которую выбирает Восток – здесь впервые самим императором высказана теория взаимоотношения светской (императорской), и церковной (священнической) власти. Император обладал колоссальной властью. Против этой власти ничего не могли предпринять не только восточные епископы, но и римские папы, которые находились у него в зависимости. Например, в деле о трёх главах[76] – осуждении неправославных мнений Ивы Эдесского, Феодора Мопсуетского и блж. Феодорита Киррского. Прежде, чем этот вопрос решился на соборе, он вызвал сильную оппозицию на Западе, которую преодолел своим влиянием Юстиниан. Сам Юстиниан был замечательным законодателем. И в сборнике своих законов, в 6-й новелле он высказывает эту формулу-теорию симфонии власти:

"Два высших блага даны милостью Всевышнего людям; это - священство и империя. Каждое из этих благ установлено Богом и имеет собственное назначение; они исходят из одного начала и проявляются в единении, в совместной деятельности. Всякий раз, когда приговор священников низлагал кого-либо из еретиков, империя всегда оказывалась в согласии с авторитетом священства. Империя должна иметь надзор над священством и величайшее попечение об истинных Божиих догматах и чести священников".

Таким образом, в Византии, отношения между Церковью и государством строятся не на основании разделения сфер, а на основании солидарности, сотрудничества. Церковь и государство признают самостоятельность друг друга, но иерархия Востока не посягает на политические права государства. Императоры тоже не вступают в сакраментальную сферу, т.е. в совершение богослужения (хотя и дают кандидатов в епископы, или снимают их).

Иногда власть облекает свои действия в Церковную форму. Созывает собор и проталкивает через него нужное решение. Иногда действует прямо (выбирает угодного себе епископа и никто не может возразить). Поэтому церковная независимость оказывается с самого начала сильно ограничена. С другой стороны и между членами клира не существует единого мнения, а иногда и некоторые представители сами с собой не согласны (как Златоуст в теории осуждает, предпочитает убеждения, а на деле вынужден действовать активно против раскольников).

Саму ценность независимости Церкви современники не ценили, и не понимали, зачем она нужна. Если власть помогает, действует в нашу пользу (уничтожает ереси, иногда физически), то мы на это смотрим сквозь пальцы, потому что достигается благой результат. Власть в любом случае будет помогать или преследовать. Она не может быть равнодушна, потому что государство конфессиональное, православное. Поэтому тут иного пути быть и не могло[77].

 

СОЮЗ И ЗАЧЕМ ОН?

Историк Сократ в V в. писал: "С тех пор как императоры стали христианами, дела Церкви стали от них зависеть". Причём, независимость более активно отстаивалась латинскими епископами, на востоке голос епископа звучит тише.

Государство видит в Церкви залог крепости и единства. Единая вера скрепляет империю гораздо сильнее, чем культ римских богов, который существовал в эпоху гонения.

Когда возникают споры, государство прежде всего заботится о восстановлении формального единства и мира. Для Церкви же (вот разница!) важнее всего не внешнее единство, а И с т и н а.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!