Особенности богослужения Западной Церкви.
Первоначальный язык богослужения на западе - греческий, т.к. и проповедь в Рим приходит из греческих провинций Малой Азии. Однако языком богослужения и языком учености на западе становится латынь. Обязательность ее отменена лишь на II Ватиканском соборе. В связи со средневековым мнением, что прославлять Господа можно только на трех языках - греческом, римском, еврейском, т.е. на трех языках, на которых Пилатом написано было титло на кресте Спасителя, апологеты Западной Церкви настаивали на отправлении богослужения на латинском языке. Несмотря на то, что против такой исключительности в употреблении богослужебного языка высказывались и некоторые папы (Иоанн VIII) и государи (Карл Великий), латинский язык утвердился в богослужении Западной Церкви. В IXв. «Триязыкая ересь» имела исключение только для славян, и то только потому, что того требовала церковно-политическая ситуация того времени, а сам папа Адриан был мягкий человек. Одна из причин того, что Церковь не приветствовала обиходные языки для писания - боязнь дать народу пищу для свободомыслия. Только церковь может толковать Писание! Если на Востоке богословское образование обязательно даже для чиновников, то на Западе это почетная обязанность узкого круга, который и имеет определенные привилегии.
С падением Римской империи и господствам варварских племен латинский язык оставался по-прежнему языком интеллигенции и особенно духовенства, и, следовательно, занимал привилегированное положение. Он был официальным языком и в сношениях между народами Запада, как язык наиболее устойчивый среди подвергавшихся быстрым изменениям наречий варваров.
|
|
Органы. Происхождение обычая ставить музыкальные инструменты в храмах - чисто светское, хотя ссылаются при защите этой традиции на Ветхий завет. На самом деле имп. Константин Копроним (любитель лошадей, на что указывает его прозвище- «навозоименный») подарил орган Франкскому королю Пипину Геристальскому. В Византии на органе играют при дворе, а на западе этот инструмент вошел в богослужение. Сейчас употребление органа уже не обязательно, а в 19 в. богослужение просто не мыслилось без него.
Дело в том, что музыка суживает влияние богослужения на душу верующих, действуя более на их чувство, эмоции. Мёртвый инструмент не может быть орудием Св. Духа в той мере, в какой им становится богозданное тело христианина. Вокальное пение, принятое в Восточной Церкви, возбуждает не только чувство, но и питает ум, сознание верующих теми догматическими мыслями, которые выражены в церковных песнопениях св. отцами.
Другую особенность богослужения в Западиной Церкви составляло введение опресноков в таинстве Евхаристии, которое в ХI в. прочно вошло в практику. Опресноки приготавливались из лучшей муки без закваски круглые по форме и с печатью сверху, а при освящении даров была исключена молитва с призыванием Духа Святого на претворение их в Тело и Кровь Христову.
|
|
Миропомазание. На западе распространилось мнение, что поскольку преемник апостолов - епископ, то и помазывать миром может только он. Миропомазание заменяет собой возложение рук. Естественно всех желающих младенцев помазать миром епископ не успевает, поэтому вводится особое торжество - конфирмация (утверждение), к которому человек готовится. Таинство подобно завершению периода оглашения. В 7, 8-10-13 лет до 14 лет необходимо принять его. Вообще считается, что миропомазание (конфирмация) не обязательное действо, хотя оно сообщает человеку «дополнительную» благодать. Спастись же можно и без него. Причащаться можно и до конфирмации.
Есть еще одна особенность западного богослужения: «читанные» или «тайные» мессы. Это некий элемент коммерциализации. Суть его в том, что в то время как на главном престоле служится общая месса, на придельном престоле служится тайная месса, конкретно для того, кто заказал службу. Сейчас этой практики уже нет.
|
|
Таинство Покаяния на Востоке
Суровая дисциплинарная система первых трех веков стала значительно смягчаться. Вместо долговременного покаяния установилось покаяние краткосрочное: вместо, например, 10 лет покаяния назначался один год, но с усиленными молитвами, постами, милостынями, с определенной регламентацией, в какие дни нужно ограничиваться сухоядением, сколько делать в день поклонов, сколько раз говорить “Господи помилуй" и т.д. Вместе со смягчением дисциплинарных требований сделано смягчение и в самом покаянии. Тайная исповедь сменила публичную, особые специальные духовники были отменены, и каждому представлено было по своему усмотрению выбирать себе духовника и каяться пред ним в своих тайных и явных грехах. Торжественное отлучение от Церкви применялось только к еретикам и раскольникам; и то после того, когда выяснялось их нежелание подчиниться требованиям Церкви.
Экскоммуникации и интердикт
До вторжения новых германских племен церковная дисциплина на Западе отличалась таким же суровым характером, как и на Востоке. Однако здесь произошло ее смягчение. Публичное покаяние со времен папы Льва Великого (около половины V в.) вышло из употребления и заменено тайной исповедью. Грешникам вместо продолжительных постов назначалось прочитывание известного числа псалмов.
|
|
Просвещение новых германских племен практически не коснулось, безнравственность проявлялась в крайне грубых формах. Сами феодалы допускали такие насилия, что для их сдерживания нужны были суровые дисциплинарные меры.
С VIII в. вновь начинает применяться суровая покаянная дисциплина первых трех веков. В широких размерах стали практиковаться, так называемые, экскоммуникации, или отлучение от Церкви по отношению к тяжким грешникам. Они были двух родов; малое отлучение и великое; или анафема.
Малое отлучение состояло в лишении грешника на тот или другой срок церковного общения, с назначением ему разного рода благочестивых упражнений. По окончании покаянного срока после публичной исповеди он опять принимался в церковное общение.
Великое отлучение, или анафема, соединялось для грешника, кроме церковных, с тяжелыми гражданскими последствиями. Он лишался права занимать какую-нибудь государственную и общественную деятельность (должность). Он не мог заявлять права на иск в церковном судопроизводстве, совершать и утверждать духовные завещания, вести судебные процессы, где требовалась клятва. Ни один священник не мог благословить его брак. Ему в случае болезни отказывалось в последних таинствах, а в случае смерти в христианском погребении. Такой мерой чаще всего достигалась покорность Церкви строптивого грешника, но покорность эта имела и негативный характер; под ней скрывалось часто ожесточение против той Церкви, которая так беспощадно его карала.
Вместе с тем в руках католической иерархии было еще более грозное дисциплинарное средство, которого не знала Восточная Церковь, это - интердикт. Он налагался на целый округ и даже на целое государство, когда нужно было смирить к покорности Церкви владетеля этого округа, или государя целой страны. Великое отлучение для таких лиц было слабым средством: религиозные обязанности для них исполнялись капелланами, а гражданскими правами они пользовались в силу своего положения. Поэтому Церковь нашла новый способ. Когда постигало страну это несчастье, в ней замирала церковная жизнь; закрывались храмы, замолкали колокола, прекращались религиозные процессии, церкви лишались своих украшений, браки не совершались, умершие лишались церковного погребения, за исключением священников, монахов, странников, нищих и младенцев. Вся страна погружалась в траур. Находившаяся под интердиктом страна оказывалась в беззащитном отношении к завоевателям, которые могли ее грабить и разорять. Интердикт почти всегда достигал цели. Виновники такого несчастья для страны вызывали против себя взрыв общественного негодования, подданные готовы были отказаться от своего государя. И могущественный грешник невольно смирялся перед церковным судом, приносил публичное покаяние, и подвергался церковному наказанию.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!