Роль и место методики музыкального воспитания в системе педагогических учебных предметов.
Изучению теории и методики музыкального воспитания детей отводится значительное место в системе профессиональной под готовки специалистов дошкольного профиля. Будущий руководитель детского сада, воспитатель, музыкальный руководитель должны понимать роль музыки в становлении личности ребенка, уметь организовывать музыкально-педагогическую среду, разнообразные формы музыкального воспитания детей для приобщения своих воспитанников к прекрасному, формирования у них основ музыкальной культуры.
Профессиональной компетентности будущего педагога в значительной степени способствует взаимосвязь данного курса с «музыкальными предметами, эстетикой, а также методикой развития речи, обучения изобразительной деятельности. Основные положения эстетики о формировании художественного восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетического познания, об общих законах художественного творчества рассматриваются как основа данного курса.
Вместе с тем методика музыкального воспитания детей как составная часть системы педагогических наук постоянно вступает в связи с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией и т. д.
Особенно тесно связан курс с дошкольной педагогикой и дидактикой. Основные принципы обучения (систематичность и последовательность, доступность, сознательность и активность, учет индивидуальных различий, принцип воспитывающего обучения и т. д.), лежащие в основе данного курса, конкретизируются в зависимости от музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, специфики организации видов музыкальной деятельности в детском саду.
|
|
Традиционные методы обучения (словесные, наглядные и практические) получили новый смысл: помимо передачи необходимой информации они постоянно направлены на познавательную активность обучающихся, формирование у них самостоятельности и творческих проявлений. В связи с этим меняются и формы организации обучения и воспитания в детском саду: больше места уделяется самостоятельной деятельности детей; преимущество начинают отдавать занятиям с небольшими группами и индивидуальным занятиям.
Успешность развития музыкальных способностей детей определяется в значительной степени тем, насколько педагог владеет психолого-физиологическими знаниями о закономерностях психических процессов (восприятие, внимание, памяти мышление, речь и т. д.) в возрастном аспекте: от непроизвольного к произвольному, от диффузного к дифференцированному, от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Знания о строении и функциях дыхательных органов, голосовом я моторном аппаратах, сердечно-сосудистой системе необходимы для правильной организации работы с детьми над вокальными навыками, регулирования эмоционально-физической нагрузки, становления двигательных навыков и т. д. Таким образом, связи методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста с педагогикой, психологией, анатомией, физиологией и другими отраслями наука на современном этапе приобретают важное значение.
|
|
Воспитание эстетического отношения к музыке, его компоненты.
В структуру музыкальной культуры ребёнка входят следующие компоненты:
Музыкальная деятельность (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деят-ти)
ЗУН-ы (опыт восприятия, ритмика, игра на ДМИ, общие знания о музыке и культурные навыки)
Музыкально-эстетическое сознание: эстетическая установка, потребность и интерес к музыке, эстетические эмоции, переживания, чувства, эстетическая оценка, вкус.)
Музыкально-эстетическое сознание – это эстетическое отношение человека к музыке.
Уровень музыкально эстетического сознания зависит развития музыкальных способностей и от общего развития ребёнка.
|
|
Потребность в музыке возникает рано, на ряду с потребностью общения со взрослым. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности к 6-ти годам у ребёнка может сформироваться устойчивый интерес к музыке.
В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребёнка, если она переходит в эстетическое переживание.
При слушании музыки у ребёнка возникают положительные или отрицательные эмоции определённой силы, отражающие его конкретное психическое состояние. Это состояние называется эстетическим переживанием. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки.
Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребёнка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности.
|
|
Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки – есть признак формирования музыкально вкуса. Развитый музыкальный вкус – это умение наслаждаться высокохудожественными образами музыки. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как, воспринимает человек. Музыкальный вкус не является врождённым а приобретается с опытом.
Оценка музыки – это сознательное отношение к своим музыкальным запросам, вкусу, рассуждениям. Когда ребёнок сравнивает обобщает, высказывает своё мнение, мы говорим, что он оценивает музыку.
Накопление опыта восприятия музыкальных произведений и развитие на этой основе эмоциональной отзывчивости – одно из важнейших основ формирования музыкальной культуры ребёнка.
Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая, благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.
К 3-м годам у ребёнка формируются следующие компоненты музыкального сознания: эстетические эмоции, потребность в музыке, простейшие суждения о музыке. С 4-го года жизни у ребёнка формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности. С 6-ти лет проявляются основы музыкального вкуса, и развивается способность к мотивированной оценке музыки.
6. Характеристика учебного предмета "Методика музыкального воспитания". Межпредметные связи.
Методика музыкального воспитания принадлежит к частным методикам, так как в ней воспитательно-образовательный процесс в основном реализуется средствами одного вида искусства — средствами музыки. В основе методики — теория эстетического воспитания, изучающая процесс формирования эстетического отношения к окружающему миру, специфику отражения и познания его средствами музыки.
При характеристике методики музыкального воспитания как учебного предмета важно уточнить основные его понятия: воспитание - обучение - развитие в их взаимосвязи.
Объект ТиМ муз. Восп. Дошк: процесс взаимодействия детей дошкольного возраста с музыкой
Предмет ТиМ муз. Восп. Дошк: закономерности приобщения ребёнка к музыкальной культуре на основе взаимосвязи процессов музыкального воспитания, обучения и развития.
Осмысление предмета ТиМ муз. Восп. Дошк требует рассмотрения понятий:
Музыкальное воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, к окружающим людям и самому себе на основе нравственно-эстетического содержания музыки.
Музыкальное обучение – это процесс передачи знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.
Музыкальное образование – может рассматриваться как минимум в 3-х аспектах:
-как система – это управление, организация/ кадры, содержание, учебные программы и т.д.
- как процесс – непрерывное общение ребёнка с музыкой
- как результат – достижение определённого уровня музыкальной культуры.
Музыкальное развитие – это процесс духовного становления ребёнка и совершенствования, результатом которого становится новообразование в духовном мире ребёнка. Такие как: творческое воображение, постигающее мышление, элементы рефлексии, коммуникативные качества.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Музыка имеет познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребёнка.
Связь ТиМ муз. Восп. Дошк. с общей педагогикой проявляется в использовании принципов дидактики. Современная музыкальная педагогика рассматривает дидактические принципы педагогики с точки зрения взаимосвязи с принципами музыкальной дидактики: пр-п целостности, образности, ассоциативности, импровизационности, интонационности, художественности.
Методы: наглядно-слуховой, наглядно- зрительный, игровой, словесный.
Методы взятые из педагогики отличаются в данной методике (Выразительность, образность, художественное слово). Все методы нацелены на формирование личности ребёнка. Методы, специфичные для данной методики: Метод размышления о музыке (Кабалевский), Метод эмоциональной драматургии (Абдулин), Метод создания художественного контекста (Горюнова).
- Связь ТиМ муз. Восп. Дошк. С физиологией и анатомией.
Важно знать: строение и функционирование голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовой связки, строение губ. У ребёнка до 5 лет нет голосовых связок и резонаторов, есть только складки.; Также необходимо знать: строение слухового аппарата, функционирование дыхательных органов, особенности моторно-двигательной аппарата, особенности ССС, влияние музыки на ЦНС, знания о природных задатках, которые имеют значение при овладении музыкальной деятельностью.
Все эти знания лежат в основе правильной организации музыкальной деятельности детей и помогают: в работе над вокальными навыками, определить продолжительность музыкальных занятий, использовать в процессе регулирования эмоциональных и физических нагрузок детей
- Знания из области психологии помогают осознать индивидуальные и возрастные особенности музыкального обучения ребёнка. В особенности знания из области развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, переживания, способности и т.д.
- Эстетика- это методологическая основа ТиМ муз. Восп. Дошк.
-Музыкознание: Историческое (история музыки, музыка разных стран и народов, музыкальная литература) и Теоретическое (теория музыки, хороведение, ритмика, полифония, гармония, фортепьянная педагогика, обучение игре на разных инструментах)
Все эти знания помогают:
- диагностировать уровень развития музыкальных способностей - выявлять педагогические проблемы - организовывать, контролировать и координировать учебно-воспитательный процесс в музыкальном образовании - формулировать задачи музыкального воспитания в работе с детьми
- определять пути и средства реализации - отбирать необходимый музыкальный репертуар и дидактический материал - планировать музыкально-образовательную работу с детьми.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2152; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!