Зарубежные педагоги — музыканты о проблемах музыкального воспитания.
Карл Орф В 1924 вместе основал школу гимнастики, музыки и танца. Первостепенное значение в ней отводилось музыкально - ритмическому воспитанию.
Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда “элементарное музицирование” - состоящее из элементов).Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: “Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)”.
Главное и самое важное на занятиях “Орфикой” - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”) и включает в себя следующие элементы:
Речевые упражнения.. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
|
|
Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
Музыкально-двигательные упражнения. позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Элементарный музыкальный театр как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре.
|
|
З. Кодай .Кодай считал, что детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию материал. Самое лучшее и будет тем, что нужно. Родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка. Лишь тогда, когда он овладеет ею, можно обратиться к другому музыкальному материалу. При помощи того музыкального инструмента, который всего доступнее, – при помощи человеческого голоса, пения следует, опираясь на народную музыку, постепенно осваивать великие музыкальные творения.
Основные принципы метода Кодая выкристаллизовались в следующих положениях:
1. Из-за того, что фортепианный строй темперирован и к тому же инструмент этот легко расстраивается, он не способен содействовать чистоте хорового пения и не подходит поэтому ни для того, чтобы дать тон и настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.
2. Ознакомление с мелодиями должно проходить путем их пропевания, а не путем их проигрывания на фортепиано!
|
|
3. Таким образом, хор при разучивании пьесы не должен опираться на фортепианное сопровождение; будет лучше, если участники хора овладеют чтением нот. Это означает, следовательно, что путь от музыкальной неграмотности к музыкальной грамотности предполагает овладение чтением и записью музыки.
В связи с релятивной сольмизацией Кодай впервые привлекает внимание к итогам работы английских музыкантов-педагогов. Выраженная при помощи сольмизации тональность придает нотной записи наглядный смысл; становится также более понятной и музыкальная структура.
По мнению Кодая, обучать детей на инструменте следует лишь тогда, когда они научатся читать ноты. По его мнению: 1) виртуозная игра пальцев не должна отодвигать на задний план духовную сторону дела; у хорошего музыканта слух должен играть первенствующую роль; 2) надо уметь читать ноты и без инструмента; исполнитель должен понимать то, что играет.
Кодай требует, чтобы хороший музыкант обладал развитым слухом, развитым интеллектом, развитыми чувствами и развитыми руками. Все эти четыре элемента должны находиться в равновесии, ни один не должен доминировать.
Кодай рассматривает народную песню как родной музыкальный язык ребенка. Как и родным словесным языком, ребенку надо овладеть им в самом раннем возрасте.
|
|
Овладение ритмическими знаниями начинается с шагов и ходьбы, чтобы дать таким путем ребенку возможность ощутить равномерность тактовых долей. Это ведет к знакомству с четвертями и восьмыми. Выученные по слуху песни, равномерные хлопки и ходьба или же хлопки и ходьба в ритме выученной песни, пение с текстом – вот первые шаги на пути знакомства с музыкой.
Одно преимуществ метода Кодая заключается в том, что он исходит из понимания необходимости осознанно ориентировать музыкальное обучение на психологические особенности того или другого возраста.
Интерпретация или импровизация. музыкальный диктант, как и чтение нот, представляют собой важную составную часть методики Кодая и отражают во время всего школьного обучения уровень развития учеников.
Кодай указывал на необходимость обучения игре на инструменте. Он считал важным, чтобы дети изучали игру на каком-нибудь инструменте, по возможности на струнном или духовом.
Музицирование, опирающееся на пение, составляет основу педагогической концепции Кодая.
Синьити Судзуки Воспитание понимается прежде всего как развитие психических функций человека и прежде всего — способностей (таланта). Поскольку сенситивные периоды развития основных способностей приходятся на дошкольный возраст, основной акцент в системе делается на раннее воспитание (до 6 лет). Уровень развития способностей зависит, от правильной организации среды (окружения). Каждый ребенок имеет вполне достаточные наследственные задатки для того, чтобы при правильном воспитании — с момента, рождения — развить талант (под «талантом» Судзуки понимает предельный уровень развития всех способностей ребенка).
В основе обучения ребенка, проводимого в форме игры, лежит принцип «освоения родного языка». Основные элементы метода «родного языка» — слушание и повторение. На этих двух китах и держится система «Воспитание таланта».
Заявление о приеме детей в детский сад родители подают за 3-4года до рождения ребенке. Детей принимают без отбора по способностям, без какой-либо предварительной проверки. В группе 60 детей в возрасте 3,5-6 лет. Детей не разделяют по возрасту, как в обычных японских детских садах. Считается, что именно старшие дети, а не воспитатели или вообще взрослые, способны создать стимулирующую к развитию обстановку. Роль учителя в системе заключается в создании необходимой обстановки для саморазвития ребенка в условиях естественного воспитания.
Дети выполняют различные упражнения, которые предлагаются в строго постепенной последовательности. Занятия в детском саду проводят ровно столько времени, сколько дети могут быть сконцентрированы на словах педагога. При словесном ответе детей просят говорить очень громко (в пении также добиваются использования полного голоса, порой даже в ущерб правильной интонации).
Тренировочные упражнения памяти сочетаются с физическими действиями. Большое внимание уделяется физическим упражнениям, особенно на свежем воздухе.
Действуют следующие методические правила: начинать занятие следует с того, что доступно абсолютно всем детям; повторять это много раз; когда это становится «частью ребенка» (т. е. усваивается полно и прочно), можно добавить немного нового; повторение не только нового, но и ранее достигнутого.
Важный компонент системы Судзуки — обучение игре на скрипке в возрасте после 2 лет. Ребенка ни в коем случае не заставляют, пока он сам не возьмет в руки инструмент.
База музыкального воспитания и важнейший компонент системы — слушание музыки, которое начинается с рождения ребенка. Судзуки разработал
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1230; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!