Общество и социальные процессы



Мы не много знаем про структуру тогдашнего общества, многие аспекты практически не освещены в источниках. Есть проблемы, лакуны. Однако в целом мы можем утверждать, что в этот период социальная структура общества еще не была жестко оформлена. Это означает, что стабильных сословий, которые мы знаем по более позднему времени, в тот период еще не существовало. Не существовало непреодолимых барьеров переходу из одной группы в другую. Другое значение имели понятия свобода-несвобода.

Шел процесс консолидации сословий и в связи с этим мы должны обратить внимание на верхушку общества -на боярство. Боярство у нас было местного происхождения, однако одновременно с литовскими князьями на белорусских землях оседали и их приближенные, которых у нас тоже называли боярами. Они достаточно быстро ассимилировались. Существует много боярских, а затем и шляхетских родов, о происхождении которых мы твердо не знаем. Позже некоторые представители знати напридумывали себе совершенно фантастические биографии, которые выводили их откуда-то из-за границы.

Население городов было не очень стабильным, и особенностью города, в т.ч. и феодального, было то, что город демографически не может существовать замкнуто. Он постоянно требует притока населения извне, по разным причинам: развитие города (рабочие руки), низкая рождаемость в городах по сравнению с деревней. Демографический рост городов обеспечивался прежде всего притоком населения из деревни. Горожане еще не оформились в стабильное сословие. Единственное, что мы можем сказать, это то, что горожане были лично свободным населением.

Крестьянство. Мы не имеем полной статистики и не можем говорить про количественное соотношение различных групп общества, однако по тех фрагментарных известиях, что есть, можно сказать, что преобладали крестьяне-данники. Данники были разными. Были данники медовые, которые платили дань медом. Данники меховые. Данники серебряные -в более поздние времена таких мы бы назвали чиншевиками. Особенно много данников было на востоке Беларуси, в поднепровских (или т.н. "русских") областях. Устойчивое выражение -данники русские. Есть свидетельства о том, что данники преобладали в областях Бобруйска, Речицы и других. Особенно отмечено, что в Пропошеску (Пропойску) была серебряная дань, равно как и в Логойске.

Сложным и нерешенным в целом остается вопрос о степени закрепощения крестьян в это время. Бесспорно существовало крепостное крестьянство, существовали рабы-холопы, однако мы не можем сказать, какой процент от населения они составляли.

Когда мы говорим про эту эпоху в истории Европы, ее часто называют "феодальной". Феодализм ныне в науке не имеет общепринятой единой концепции. Некоторые ученые ориентируются на социально-экономическое устройство, и видят главные черты феодализма в экономике и социальной системе; иные рассматривают феодализм как юридическую систему, третьи -видят феодализм как культурный феномен. В постсоветской (в т.ч. и белорусской) принято трактовать феодализм как социально-экономическую систему. Чаще всего среди характерных черт феодализма называют следующие:

Существование иерархии феодалов

Существование крупного частного землевладения, феодальной вотчины

Обусловленность этого феодального землевладения несением феодалами военной или административной службы на благо сеньора

Большое значение натурального хозяйства в общей хозяйственной системе

Ограничение (или избавление) крестьянина прав на землю, которую он обрабатывает

Личная зависимость крестьян

В связи с отмеченным, не все черты однозначно прослеживаются на Беларуси с XIII-XIVвв., однако большинство из них можно найти. Феодальные отношения у нас отличались от феодализма ЗЕ, откуда и взяты классические признаки феодализма.

 

 

I семестрСтр.15

классические признаки феодализма.

После Кревской унии образцы западного феодализма проникают на Беларусь все более ярко и активно. Отметим, что в это время в самой ЗЕ феодализм уже сходил с исторической арены.

Этногенез белорусов

Ступени развития этноса (этапы этногенеза):

1.

род

2.

племя

3.

народность

4.

нация

Таким образом выделялось 4 типа этносов и в соответствии с методологией марксистско-ленинской науки привязывали сии общности к общественно-экономическим формациям. Рода и племена -к первобытному обществу. Народности -к эпохе феодализма. Нации -к эпохе капитализма.

Эта схема достаточно логичная и последовательная. Несмотря на критику в последние годы, она отмечает один важный момент -большой исторический путь этносов на протяжении их развития, с значительными отличиями между стадиями развития.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!